Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский кооператизм — канун европейского солидаризма

17 августа, 2007 - 18:59

Украинское кооперативное движение утвердило высокие идеалы свободы, справедливости нового общественного строя, украинского самобытного кооператизма, который, по выражению профессора И. Витановича, возник из исторических источников жизни широких масс украинского народа и его собственных потребностей, сформировался из лучших представителей нации, из ее надежд и сотрудничества, не был чужд заимствованию и развился в заметный общественный национальный институт украинского народа.

Поскольку экономический строй общества создавался ради личной пользы потребителей, то только кооперация, исходя из своих принципов, заботится о потребителе и может увеличивать власть потребителя и отдать ему в руки экономическое управление потреблением.

Идеалы кооперации отвечали национальному характеру и типу украинской души, а поэтому имели всенародную поддержку.

Западноукраинская кооперативная система, воплощая в жизнь основы аграрного кооператизма и несмотря на неоднозначность политических убеждений в обществе, воспитывала глубокую веру в собственные силы народа, утверждала гармоничные морально-этические общественные отношения, укрепляла солидарность нации в духовном труде народа, заботилась о надлежащей организации кооперативной хозяйственной самообороны и самодисциплины, о трезвых оценках хозяйственной и культурной жизни среди народов мира, служила особым средством отбора руководства кооперативных организаций.

В странах Европы кооператизм развивается под названием солидаризма. Солидаризм как общественно-политическое течение ищет альтернативные пути избежания крайностей капитализма, социализма и коммунизма.

Капитализм обнаружил патологические крайности к неограниченному накоплению непомерных богатств кучкой богачей и обнищанию жизни миллионов простых людей. Солидаризм стирает социальные и национальные противоречия капиталистических отношений, объявляет общность интересов всех людей независимо от классовой принадлежности и их материального положения, призывает к классовому миру в обществе, освящает существующий общественный строй капиталистической системы.

Социализм и коммунизм наоборот — захватив власть над народными богатствами, устанавливают бесправие своей классовой морали и насильственной идеологии атеизма, ограничивают право на справедливую частную собственность, заботятся о льготах и властных привилегиях своих партийных чиновников, требуют осуществления государственной (колониальной) опеки больших государств над малыми народами, устанавливают заступничество старшего над младшим. Таким образом, они превращают общество в пассивного потребителя материальных и духовных ценностей, что уничтожает инициативу человека к высокопроизводительному труду, ведет к общественным противоречиям, социальным и национальным конфликтам...

К сожалению, за шестнадцать лет независимости Украина не избрала демократической системы государственного строя. Украинский национализм и национально-демократические силы, пополняя свои ряды «партачами жизни» (как их называла Е. Телига), которые, надев политические, партийные, правительственные, духовные или научные корыстолюбивые маски, утратив гражданскую отвагу и мужество, перестали быть национальной элитой и считают, что за правду с бедой не надо бороться, а ее тактично обходят, чтобы не ухудшались их материальные интересы и жизненный способ, не принимают конкретных мер для возрождения проверенного жизненным национальным опытом кооперативного движения и его общественных отношений кооператизма, не поняв особенностей стратегии и опыта послевоенного немецкого национального патриотического солидаризма...

После коммунистического геноцида Украина стала жертвой «дикого капитализма», когда кучка олигархов захватила все рычаги влияния законодательной, исполнительной, судебной властей, органов силовых структур и экономического насилия через налоговые органы и коррумпированных государственных чиновников, запретила право народа на получение справедливой частной собственности и на свободную хозяйственную деятельность как неприкосновенное право человека, насильственно завладела народным богатством и спланировано стала вести полное уничтожение национальной экономики и культуры, полностью запретила малое и среднее кооперативное производство и способности потребления и какой-либо хозяйственной деятельности как неприкосновенного основного права человека на физическое и материальное существование украинского народа, превратила его в бесправных изгнанников с родной земли. Олигархическая власть, захватив крупный капитал и монополию на власть ради интересов большого бизнеса установила систему коррупции против инициативы деятельности разно-отраслевых кооперативных предприятий и конкурентной среды кооперации в государственном секторе экономики, организовала новую форму геноцида украинской нации и застойное уничтожение украинского государства, которое практически отстранилось от управления глобальными вопросами экономического развития страны, превратившись в орган обслуживания интересов олигархических кланов, которые, сосредоточив в своих руках финансовые возможности и контроль над государственной властью, неуклонно ведут общественно-политическую жизнь к полному краху.

Пришло время украинцам вернуться к идеалу кооперации и самобытных общественных отношений кооператизма, которые не имели узких классовых и эгоистических национальных интересов, а ставили целью своего труда самозащиту социально- хозяйственных, национально-культурных и духовно-моральных интересов украинского общества, которые отвечали этнически-национальным, моральным, мировоззренческим идеалам украинской нации, ее живой органической общественной целости, вере в завтрашний день, социальную и духовно-мировоззренческую солидарность широких трудовых слоев.

В Украине звучат лукавые обещания 136 политических партий о радикальных экономических и общественно-политических реформах в жизни украинского народа, но без конкретного решения властных проблем, напрасны надежды на улучшение жизни в Украине.

Федор КОВАЛЬ, председатель Львовского областного общества «Украинское кооперативное движение»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ