Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский Моисей

К 150-летию со дня рождения Митрополита Андрея (Шептицкого)
12 июня, 2015 - 14:31
МИТРОПОЛИТ АНДРЕЙ (ШЕПТИЦКИЙ), 1900 Г. ФОТОКОПИЯ ИЗ ФОНДОВ ЛЬВОВСКОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АЛЬМАНАХА УКРАИНСКИЙ МОИСЕЙ

Такое название получил альманах-сборник (8-й по числу (!) статей и материалов, основанный блаженной памяти выдающимся украинским ученым-историком Ярославом Дашкевичем. В издание вошли научные статьи, эссе, воспоминания, фотографии и описания некоторых выставок Львовского музея истории религии, связанные с именем Митрополита Андрея (Шептицкого). Непосредственно к выходу новой публикации приобщились Институт религиоведения — филиал Львовского музея истории религии и Львовское отделение Института украинской археографии и источниковедения имени М. Грушевского НАН Украины.

Начинает текстовый материал альманаха — от редакции — Мария Омельчук, заведующая Институтом религиоведения. Здесь приводятся основные вехи деятельности Митрополита. О его ключевых этапах жизнь пишет о. д-р Августин Бабьяк. Завершает эту часть издания Михаил Косив, который рассуждает над проблемой «Читая Андрея Шептицкого». Отсюда узнаем, что Комиссия беатификации и канонизации Владыки и Центральный государственный исторический архив (ЦГИА) во Львове при поддержке Львовского городского совета в 2007—2010 гг. издали три тома «Пастырских посланий» Митрополита. Четвертый, завершающий том издания, ждет спонсорской поддержки. Автор размышляет над текстом посланий Владыки, пользуясь определением епископа Богдана Дзюрака, который определил деятельность Митрополита как «апостолят пера». Вместе с тем отмечает, что большинство посланий Слуга Божий Андрей написал в тишине монашеских келий монастырей — в Крехове (отцы-василиане), Уневе (отцы-студиты), в Лаврове (отцы-василиане). Послания адресовались верующим, духовенству, рассказывают о традициях причастия, молитвы, Великого поста, богословских истинах, церковном пении. Относительно последнего Михаил Косив замечает: «...Люблю быть на Службе Божьей в сельской церкви села Недильная, где поют сами люди, преимущественно женщины, которые не превращают церковь в филармонию. Здесь есть искренняя бесхитростная молитва, есть наука св. Евангелие в проповедях священника, которая дополняет настроение молитвы. Ведь в церкви молитва, согласно Шептицкому, имеет два разных «олицетворения», такие, как «говорение и слушание», оба имеют неоценимое значение, потому что «сие невозможная вещь, сто раз невозможная, чтобы какая молитва, во имя Христа представленная небесному Отцу, была не выслушана».

Не менее важны мысли-сравнения Михаила Косива относительно наследия Митрополита Андрея и «галицкого Шевченко» — Ивана Франко. Имею в виду прежде всего науку о любви к ближнему и своим врагам. Следуя за Христом, Владыка исповедует Нагорную проповедь Спасителя («Люби своего ближнего и ненавидь своего врага»... А Я вам говорю: Любите врагов своих, благословляйте тех, кто вас проклинает, творите добро тем, кто ненавидит вас, и молитесь за тех, кто вас преследует» (Мф. 5: 43—44). А дальше читаем предостережение: «Остерегайтесь фальшивых пророков...» Об этом же говорит Митрополит: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7:9). Мудрость Святого Письма в поэзии Ивана Франко: «Оце, брати, ви добре зрозумійте, Що ворог Бога, ворог правди й волі Не варт любові вашої ніколи» («Мій Ізмарагд», 1897). Кто сегодня является врагом Бога, кто вызывающе топчет Божьи Заповеди, кто является врагом Украины, нашего народа, каждого из нас? За него можно молиться, но вместе с тем выпроводить его надо по назначению.

Другая часть альманаха — Церковь и служение — приводит исследование о греко-католическом приходском духовенстве Восточной Галичины начала XX ст. (Наталья Колб), виденье Митрополитом роли украинской интеллигенции в процессах созидания нации в Галичине (XIX—XX в.) (Наталья Мысак), харитативной деятельности Владыки (Лилиана Гентош), миссии редемптористов в Западной Украине (Ольга Пущак), апостольской миссии Митрополита в Аргентине (Ольга Ярош), опеке Владыки над обществами украинских греко-католических работниц «Будучнисть» (Оксана Пасицкая), переписке Ивана Огиенко (Митрополита Иллариона) и Митрополита Андрея (Шептицкого) (Ирина Преловская), учении Владыки об основах политики (Андрей Васькив), духовно-телесном здоровье нации (Леся Васькив), меценатско-библиофильской деятельности Митрополита (Ольга Колосовская).

Под рубрикой «Из одного экспоната» читатель познакомится с материалами некоторых музейных выставок «Ноябрьские дни семьи Шептицких» (Руслана Бубряк), сентябрьская (1914) проповедь Владыки (Александра Киричук), опека УГКЦ над военнопленными (Вторая мировая война) (Наталья Матлашенко, Петр Костюк).

Отдельно представлены материалы — искусство. Здесь Ирина Гах рассказывает о самом масштабном художественном проекте Митрополита Андрея — Церковном (после 1911-го — Национальном), а с 1913-го — Украинском национальном музее во Львове. Оксана Павляк исследует роль Митрополита Андрея (Шептицкого) в творческой деятельности Модеста Сосенко (1875—1920), Михаила Осинчука (1890—1969), Василия Дядынюка (1900—1944). Эпилог текстового материала альманаха — воспоминания. Собственно, имеем одно из них (но какое!). Его автор — Курт Левин (1925—2014) — сын львовского раввина Иезекиля Левина, которого вместе с младшим братом Владыка спас от нацистов. Всего же, согласно воспоминаниям, приблизительно 150 евреев спаслось благодаря Митрополиту Андрею. Издание завершается 51 фотографией и расширенной подписью к каждой из них.

Оксана БОРУЦКАЯ, магистр истории
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ