Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уникальная находка на Полтавщине

Как обнаружили самое большое археологическое сокровище в Европе
19 октября, 2012 - 11:49
ВИЗАНТИЙСКИЙ РУКОМОЙНЫЙ НАБОР С ПЕРЕЩЕПИНСКОГО КЛАДА / ФОТО С САЙТА ICONE.TV

Самым красноречивым фактом дружбы между Украиной и Болгарией является общее историческое прошлое наших народов, которое уходит вглубь веков. В 1912 году вблизи небольшого полтавского села Малая Перещепина был найден самый большой в Европе клад золотых драгоценностей, который принадлежал основателю Великой Булгарии хану Кубрату. Этот факт еще раз подтверждает общность наших корней.

Чтобы отметить столетний юбилей уникальной находки, недавно в Малую Перещепину съехались многочисленные гости из Киева, Одессы, Симферополя, Днепропетровска, Харькова, Львова, а также многих городов Болгарии, Молдовы, Татарстана, Чувашии. То есть все те, кто считает себя потомками хана Кубрата. Этот день превратился в настоящий художественный праздник не только для гостей, но и для всей Новосанжарской земли, которая приняла в свое лоно и на протяжении многих веков оберегает прах великого царя болгар — хана Кубрата.

В июне 1912 года в тогдашних московских и петербуржских газетах появилось сенсационное сообщение о том, что вблизи местечка Малая Перещепина Константиноградского уезда двое мальчишек, которые пасли овец, нашли невиданное сокровище золотых и серебряных предметов общим весом почти 75 килограммов, которое пролежало в земле, по меньшей мере, двенадцать веков. (Позднее выяснилось, что подобной находки в Европе еще не было. Она состояла из вещей IV-VII веков нашей эры — древнегреческих, византийской работы, персидских, северокавказских и тому подобное).

Расскажу о человеке, который нашел этот клад — Карпе Ивановиче Маджаре. По совпадению судьбы — он мой земляк. Родился в селе Сокольцы Кобеляцкого уезда, откуда также все его деды и прадеды.

Это же только представить: ученые-археологи часто целую жизнь проводят в раскопках, чтобы найти что-то эпохальное, а здесь вдруг фортуна улыбается малому пастушку...

К сожалению, живых свидетелей этого события уже не осталось. Однако Карп Иванович оставил после себя рукописные воспоминания. «В полдень, — читаем в его воспоминаниях, — мы с Федором Деркачем загнали овец в кошару и побежали к воде купаться. День был знойный. Мы скупались раз. Потом второй, третий. А когда начали собираться, чтобы идти домой, моя нога провалилась в песок. И не просто провалилась, а в чем-то там застряла. Оказалось, что это был золотой кувшин. Ребята, которые купались рядом, помогли его вытянуть. Сделать это самому мне не хватило силы. Он весил не меньше пуда... Мы вымыли его и понесли домой... Увидев нашу находку, мать едва не лишилась чувств. Ей показалось, что мы ограбили церковь. Поэтому, не желая слушать никаких объяснений, заставила немедленно отнести его туда, где взяли... Но сделать этого мы не смогли. На улице нас ждал местный исправник Йосипенко. Оказалось, что он уже знал о сокровище (но что там он — все село моментально узнало) и даже успел на это место сбегать, но кроме мелких монет ничего уже там не нашел. Все, что было крупнее, ребята разнесли по хатам...

Через два дня в Малую Перещепину приехало несколько начальников во главе с губернатором. Он выстроил всех по ранжиру и начал кричать. Кричал долго, еще и материл. А затем врезал каждому по морде... Чтобы знали, мол, как нужно служить царю...

Следующие три дня жандармы только то и делали, что рыскали по домам. Заглядывали, где только могли. И в погреба, и на чердаки. И, понятное дело, почти все сокровище стянули в кучу. Не без того, что кое-кто сумел скрыть по горсти золотых монет или перстней. Но по сравнению с тем, что им удалось собрать, это была мелочь...

В конце недели в Малую Перещепину приехало еще нескольких человек. Тогда нам сказали, что это были члены Императорской Археологической Комиссии. Профессора, значит. Я не запомнил из них никого, кроме одного — Макаренко. Очень большого ума был человек. Он настолько умело нашел к каждому из нас, мальчишек, подход, так просто и интересно все рассказал, что мы готовы были отдать ему не только то, что нашли, но и, вместе с этим, все сокровища мира...

Помню, как Макаренко выспрашивал у нас порядок размещения каждого предмета, и на какой глубине он находился. Он говорил, что эти сведения очень важны для науки... На наших глазах Макаренко взвешивал все эти предметы и записывал в тетрадь... Словно перед глазами стоит большое серебряное блюдо с золотым обрамлением. На нем были изображены овцы в орнаментальных цветах. Блюдо весили почти три килограмма. А золотая чаша с двенадцатью животными — полтора килограмма... Всего же в Перещепинском сокровище было больше трехсот предметов...»

Ученые сделали предположение, что драгоценные реликвии вполне могли выполнять роль тяжелого выкупа, который уплатил племенам завоевателей взятый в осаду византийский город Томы (Констанцы). Были и другие версии. Лишь в конце 80-х во всех дискуссиях была поставлена последняя точка. И поставил ее немецкий ученый Иоахим Вернер со своим австрийским коллегой доктором Вернером Зайбетом. Им удалось прочитать монограммы — надписи, сделанные на перстнях-печатях древнегреческим языком, и установить, что перещепинская находка — это сокровище из захоронения правителя Великой Булгарии хана Кубрата. Из разных исторических источников теперь известно, что Великая Булгария Кубрата в VII веке нашей эры была довольно значительным многоплеменным раннефеодальным государственно- политическим объединением, в которое входили и современные украинские земли.

Очевидно, у многих читателей возникнет вопрос: а откуда он взялся, этот хан Кубрат?

Лучше всего на это ответила бы кандидат исторических наук Вера Жук. Потому что именно ей принадлежит самый обстоятельный труд по этой теме. Опираясь на огромный ряд исторических документов, она доказала, что происходил Кубрат из рода Айбата Дуло, из того же, что и гуннский полководец и хан Аттила. В «Именнике болгарских имен», — утверждает Вера Никаноровна, — Кубрат записан после Аттилы и его сыновей — Иллака (Ирника) и Безмера (Бел-Кермека). После смерти отца Иллак, Тынгиз и Бел-Кермек с булгарами и ульгойцами (славяне, уличи) укрепились в лагере против фарангов (франков, западных европейцев), но были разбиты. В бою погиб Иллак. Отступая, они пошли к устью Бури-чая (Днепра), потеряв по пути Тынгиза, которого убили из засады. От Бел-Кермека и пошел род булгарских царей, которых называли или канами (ханами), или балтаварами, поскольку слово «балтавар» приобрело значение «вождь», «правитель».

Племя Дуло, преодолев длинную дорогу из далекой Азии и ассимилировавшись на пути своего передвижения и с уграми, и с булгарами, и представителями других ираноязычных и тюркоязычных этносов и проживя потом несколько десятилетий в Европе, на Балканах, на окраинах Византийской империи, среди славянских племен, после распада гуннского многоплеменного государственного объединения осело на современных украинских землях и в древнерусские летописи вошло уже как славянское племя.

Сведения о Кубрате сохранились также в византийских, арабских источниках, в своде древнебулгарских летописей. В них, в частности, говорится, что Кубрат родился в конце VI века, а умер в 667 году. Кубрат получил блестящее для того времени образование. Он в совершенстве овладел несколькими языками. Мог свободно разговаривать на латинском, греческом, тюркском, аланском, древнеславянском языках. Кроме этого знал математику и военное дело.

В летописи Гази-Бараджа (XIII век) записано, что Кубрат после своей учебы начал кочевать между аулом Аскал (поселение близ современного Киева) и аулом Харька (ныне на этом месте Харьков). А своей ставкой сделал Балтавар (вблизи Полтавы).

Как пишет профессор Ф. Нурутдинов, ссылаясь на исследование болгарского ученого X. Тодорова-Бемберского «Великая Булгария хана Кубрата», беям-сепаратистам в 619 году удалось с помощью подкупа разгромить ставку Кубрата. И ему не оставалось ничего другого, как бежать в Византию, где его особенно тепло и радостно встретил византийский император Ираклий. В знак своей благосклонности к Кубрату он подарил ему титул патриция (высший тогдашний титул Византии), которым последний очень гордился и которым дорожил до самой смерти.

Сохранились два письменных свидетельства о том, что именно в это время Кубрат принял христианство. А год спустя он вместе со своим дядей Органой нанес сокрушительный удар беям-сепаратистам и аварам. После этой блестящей победы и восстановления единства вся власть перешла к Кубрату, и он велел построить на месте древней ставки гунно-булгарских царей Кан-Булун (Царский холм) — город, который через многие века дойдет до нас под названием Кия, то есть Киева...

Созданное мудрым и дальновидным ханом Кубратом объединение булгар занимало громадное пространство. К тому же, оно полностью освободилось от подчиненности Тюркскому каганату, получило широкую популярность и международное признание среди стран Ближнего Востока и с благословения Византии вошло в историю под громким названием Великая, или Золотая Булгария...

Со временем многое забылось. А еще позже немало страниц нашей истории было переписано и домыслено. Самая большая и самая неоправданная «правка» истории была внесена при Петре I и Екатерине ІІ. Некоторые события просто изъяли из исторического обращения. Были вычеркнуты и имя, и дело великого Кубрата.

И только благодаря Перещепинскому сокровищу все стало на свои места. И ко всему этому причастен простой крестьянин, наш земляк Карп Иванович Маджар. Причастный случайно. А может, ничего не бывает случайным, и он именно с этим назначением пришел в мир — поймать босой ногой золотой кувшин?

Константин БОБРИЩЕВ, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ