Если мне кто-нибудь скажет, что сегодняшнее украинское студенчество является самой свободомыслящей, независимой и прогрессивной частью нашего общества, я ему, мягко говоря, не поверю. Да, возможно, когда- то и где-то студенты мыслили свободно и независимо, самостоятельно, формируя собственные взгляды на различные вещи, возможно, где-то студенты строили баррикады и отстаивали на них свои интересы. Да, в 1990 году кучка отчаянно смелых молодых людей не побоялась доказать, что у них тоже есть права и к ним тоже должны прислушиваться. Но потом были долгие годы молчания, опускания глаз и «попыток отстаивания интересов молодежи цивилизованным путем», то есть путем создания молодежных организаций с целью претворения в жизнь указаний «старших товарищей». В результате «иных уж нет, а те далече». И молодежные интересы они отстаивают весьма условно. Ведь я уверен — если попросить функционеров таких организаций назвать несколько самых актуальных проблем молодежи вообще и студенчества в частности, они запнутся на втором предложении, до которого дойдут лишь потому, что первое слишком часто муссируется. Молодежные организации настолько завязли в походах «во власть», что полностью забыли о своих первоначальных целях. Естественно, есть еще ставшие в последнее время очень популярными социальные службы, в название которых абсолютно зря вплели слова «для молодежи». Ведь, в конце концов, могут спросить: где их программы, где их работа, а главное — где результаты? А для того, чтобы опросить, ведь не надо долго анализировать и проводить исследования. Достаточно выйти на улицу и заглянуть в глаза детям, сидящим в переходах и нюхающим клей в подворотнях, а также молодежи, шатающейся по городу в поисках «приключений», для того, чтобы поразиться пустоте, царящей там. Да что там дети, если заглянуть в глаза большинства студентов — результат будет приблизительно тот же.
Гордое студенчество гордо молчит. Наверное, ждет выгодного момента, чтобы сказать свое веское слово. Но чтобы сказать это веское слово, его нужно иметь, а вся система образования не способствует тому, чтобы научить студентов думать (а, возможно — даже наоборот). Ведь гораздо проще иметь аморфное, запуганное студенчество, разучившееся думать, списывающее рефераты с лазерных дисков, не читая их. С таким студенчеством нет никаких проблем. Ему достаточно показать заезжих «поп звезд» — и оно готово сделать что угодно и когда угодно. Ему достаточно бросить один раз в семестр стипендию, выдав ее за один день. И это будущая элита, так называемый цвет нации? Это те, кто уже в ближайшие годы попытается взять в свои руки государство? У них есть права, но они о них не знают или же просто не верят в возможности их реализации на практике.
В чем же причины такой аморфности студенчества? Все это, как ни прискорбно признать, обусловлено причудливым развитием нашей экономики. На Западе студенчество является экономически независимым от государственной системы образования слоем общества. Попросту говоря, если студента выгоняют из вуза, он без каких-либо проблем для себя поступит в другой либо же найдет работу по своей будущей специальности. У нас же после исключения из университета перед студентом открывается только два пути. Один — армия (я думаю, что комментарии тут излишни — об ужасах, творящихся там, наслышаны все), а другой — коммерция не в наивысшем ее проявлении, то есть пожизненная торговля ширпотребом на рынке, т. к. в нашей системе «без бумажки (т. е. диплома) ты букашка». Естественно, такие перспективы совсем не прельщают современных студентов, и вполне закономерно то, что студенты лишний раз не хотят «высовываться», а об открытом высказывании собственных мыслей и тем более требований уже никто и не думает. Вот такая «демократия» и «плюрализм».
Между студенчеством и обществом — стена. Обществу не нужны студенты, ему нужны сформировавшиеся специалисты (обязательно со стажем работы) и сознательные граждане с большой буквы. Но каждый гражданин (подчеркиваю — именно гражданин, а не товарищ или господин) — это личность, которая тоже не возникает неведомо откуда, а которую нужно воспитывать. Ей в первую очередь необходимо прививать, среди прочего, чувство собственного достоинства и уважения к себе и другим. А откуда же взяться чувству этого самого достоинства, если молодежи вообще и студентам в частности каждый день дают почувствовать, «кто в доме хозяин»? Почему-то в нашем обществе нет традиции уважать молодость, а особенно обидно и неприятно слышать фразы вроде «вот доживи до нашего возраста, тогда и будешь разговаривать». Но неужели для того, чтобы высказывать разумные вещи, нужно достичь определенного возраста? Так есть, и так будет до тех пор, пока прав будет тот, у кого больше прав. А в обществе, живущем по законам демократии, прав не может быть у кого-то больше, а у кого-то меньше. Так было, так есть, но так не должно быть. Ведь позже, спохватившись, возможно, кто-то спросит: где же они, новые граждане новой Украины?