В Польше, в селе Ждыня прошел юбилейный 25-й праздник лемковской культуры «Лемківська Ватра». Ежегодно сюда съезжаются отовсюду около 10 тысяч человек (не обязательно лемков), чтобы послушать лемковские песни, лемковский говорок, поклониться земле на которой родились их родители или они сами, пообщаться с лемками из других стран.
Ежегодно «Ватра» разрастается, занимая все большую территорию. Горы будто бы специально раскрылись к этому празднику, образовывая большую и обширную местность. «На схилі гір, неначе ватра, пришите до лісів село», — сказал об этой своей земле проникновенный лирик Богдан-Игорь Антоныч. В данном случае «пришиты» палатки, в которых живет в основном молодежь. Ниже, на лугах тоже стоят палатки вместе с автомобилями, автобусами. Есть и специально отгороженная территория для организованных туристов с армейскими палатками. «Главная» гора тоже по-настоящему огорожена. Чтобы попасть на ее территорию выдаются специальные пластиковые пропуска для входа и выхода. Здесь, собственно говоря, и проходят гулянья. Идут непрерывные концерты, а ночью и вечером — танцы для молодежи. Ее много — современной, раскованной. И воспитанной! Из спиртных напитков разве что пиво. И звучат украинские песни. Особенно волнует их исполнение, собственно, польскими гражданами, потому что знаешь, как непросто было быть там еще до недавнего времени украинцем. А они выдержали, сохранились. И сейчас, на этом празднике, их время.
Этой местностью уже второй срок подряд руководит лемко. Об этом рассказали местные жители, когда мы делали небольшую экскурсию по прилегающим к «Ватре» территориям. Говорили об этом факте так, будто бы ставили знак качества. А знак качества действительно можно ставить — городок чистый, красиво обсаженный цветами. Цветы растут везде, даже на фонарях. Все здания приведены в порядок.
Городок курортный. Там бьют лечебные источники. Воду можно набрать бесплатно в одном из них. А в самом санатории тебе нальют за небольшую плату любую из 5-ти минеральных вод. Двухэтажное деревянное здание хорошо отреставрировано. А ему под стать и уютные беседки. Вдали, под лесом, виднеется модерновое многоэтажное здание другого санатория. На дорогах вывешены объявления о дешевой сдаче квартир для желающих.
Порядок не только в этом городке, порядок и во дворах крестьян. Новые дома, как правило, без заборов. Если же они и есть, то не громоздкие, а малозаметные. (Тогда с досадой вспоминаются заборы-монстры у нас, а за ними неубранные подворья.) Дворы у людей в цветах, низкорослых кустах. Видела старую бабушку, которая доживает свой век в такой же старой хате. Но и она поставила горшочки с цветами среди некошеной травы на своем дворе. Мода есть мода.
Поехали мы и на водохранилище. Когда-то на его месте были лемковские села. Сейчас сюда приезжают отдыхать с палатками. Смотришь на всю эту красоту и начинаешь опять вспоминать Б.-И. Антоныча: «до ставу, що закрився гаєм, ідуть дівчата хмари прати». Помог мне вспомнить эту трепетную поэзию Иван Яцканин своей статьей в газете «Нове життя», которая издается Союзом русинов-украинцев Словакии. Стихотворения Б.-И. Антоныча приведены в его щемящем репортаже о родном крае поэта, который недалеко от «Ватри».
«Ватра» жила, успокаиваясь где-то в 4-м часу утра. Чтобы через пару часов проснуться, потому что — «вливаєтся день до долини, мов свіже молоко до миски». И «піднявся день, мов олень з кручі, ніч відпливла, мов корабель», чтобы опять праздник затанцевал, запел, заговорил.
А говорить было о чем, было с кем. Люди приехали со всех континентов. Пан Славко, скажем, приехал из Австралии. Ходит уже месяц с палаткой и рюкзаком по селам Лемковщины — интересует глубинка. Ему 65, но выглядит на лет 20 моложе. Пишет стихи на английском, глубоко знает историю. И хочет постичь «суть». Двое парней приехали из Германии. Одному трудно говорить от волнения, от воспоминаний. Другой, оптимист и жизнелюб, радостно рассказывает о себе. Приезжает на «Ватру» из Берлина последние 20 лет вместе со своими сыновьями. Жена — немка, не протестует против приезда их детей. Пан Иван хочет приехать в Киев, побывать в Крыму.
Разговорилась и со старшими людьми. Одной женщине — 80 лет. Приехала из-под Вроцлава вместе с тремя своими сыновьями. На Украину не выехали, потому что жалко было бросать новый большой дом, 30 га леса и 60 га земли. А в 1947 г. в село пришло польское войско, дало и м час на сборы. Оказались на «землях одзысканых», где уже жили поляки, переселившиеся из центральной Польши и поляки с Украины. Они и заняли брошенные немецким населением дома. А лемкам достались разрушенные дома. Перед их приездом власть постаралась нагнать страху на людей, которые там уже проживали, да такого, что были припасены на всякий случай топоры. В от в такой атмосфере приходилось начинать новую жизнь. Шли в наймы. Но, как только хозяин узнавал, что рабочий является лемком, сразу же отказывал в работе. — Мы были третьим сортом на протяжении десятилетий. И только, когда Войтыла стал Папой, начали немного нас уважать, потому что отец Папы родился недалеко отсюда, а мама, так вообще на Тернопильщине. — рассказывает женщина. Нет, — не соглашается с ней другая женщина, — стало легче, когда Украина стала независимой.
Хочется поблагодарить власть за четкость в организации, за разнообразный выбор блюд, за круглосуточные душевые кабинки с теплой водой, за вежливое обслуживание гостей «Ватри». И за то, что проводится цивилизованная политика по восстановлению исторической справедливости к самой западной ветви украинского народа — лемков, этноса спокойного, доброго, интеллигентного в действиях и помыслах, этноса, сохранявшего свой язык и веру на протяжении тысячелетия, сопротивляясь лихолетью. С лицом, обращенным к Украине-Руси.