Выдающийся композитор и один из основателей автокефалии Украинской православной церкви Кирилл Стеценко («День» писал о нем в статье Натальи Поклад «Композиторская «хата») прожил в Веприке менее полутора лет (1920—1922 годы), но за это время село стало своеобразным религиозным и музыкальным центром нескольких уездов. Послушать хор, организованный Стеценко, приходили люди из окружающих сел. Хор парней и девушек во главе со Стеценко ходил по другим селам и выступал с концертами. Стеценко считал, что украинский народ через украинскую народную песню придет к национальному пробуждению и единству мысли в борьбе за свое освобождение. Он писал: «Песня украинская расскажет народу его историю, прошлое; песня расскажет ему, кто он, какие были у него герои, кто такие Наливайко, Трясыло, Зализняк, Гонта, Хмельницкий... он узнает и сердцем своим примет дух вольности и свободы...»
Украинская культурническая работа священника вызывала ярость врагов. Когда Кирилл Стеценко умирал от тифа, которым заболел после посещения больного селянина, к нему наведывались чекисты. По рассказам, один чекист набрал из колодца ведро холодной воды и вылил на больного Стеценко. Он умер 22 апреля 1922 года.
В 1929 году почти все песни, которые пел хор Стеценко, были запрещены как националистические. Десятки лет не было слышно музыки Кирилла Стеценко к поэме Шевченко «Гайдамаки», произведению Черкасенко «Про що тирса шелестіла», к стихам Олеся, Гринченко и других. Замалчивалось, что композитор был автором музыкальной обработки гимна «Ще не вмерла Україна». Брат Кирилла Григорьевича, священник Петр Стеценко, был репрессирован. Жертвами репрессий 1930-х стало много родственников Кирилла Стеценко.
Коммунисты расправились с веприковцами за национальное возрождение. В 1930-е годы Голодомором и репрессиями уничтожили полтысячи людей — четверть села. В 1933 году в Веприке было четыре случая людоедства. Из репрессированных спасся лишь один — Владимир Яковлевич Халюк, проживший 100 лет и 45 дней. Под конец жизни он так объяснял массовые репрессии: «Не за практическую деятельность против озверевшей власти уничтожали людей, а за то, что эти люди были мыслящими и национально сознательными. Они могли в будущем передать свои мысли новому поколению — привить ростки национального сознания».
Но всех не уничтожили...
Во время Второй мировой войны, когда на Киевщину пришли с запада украинские патриоты, юный веприковский поэт Владимир Косовский вступил в ОУН. Его мать пела в хоре Кирилла Стеценко. А отец Иван Косовский во время Первой мировой войны окончил школу прапорщиков, в 1918 году был военным комендантом города Василькова на Киевщине. Его расстреляли в 1938 году.
Во время немецкой оккупации была разобрана оградка на могиле Кирилла Стеценко. Ночью 24 мая 1942 года юные поэты-оуновцы Владимир Косовский и Андрей Кравец-Кравченко установили на могиле Стеценко березовый крест со своими стихами. Но какой-то полицай убрал тот крест с могилы.
В 1944 году Владимира Косовского приговорили к 20 годам концлагерей. Освободившись после смерти Сталина, он вернулся в родной Веприк и работал заведующим фельдшерско-акушерского пункта. Владимир Косовский добился установки памятника на могиле Кирилла Стеценко, организовал его музей и восемь лет работал на общественных началах его директором. Но появились непрошеные гости из КГБ, обвинили Косовского в националистическом влиянии на молодежь и уволили с должности директора музея. Также его обвинили в том, что он разговаривает с детьми на украинском языке, в своем дворе посадил «националистические кустарники» (калину), а дочери Оле справил «националистическую свадьбу» (свадьба со всеми традиционными украинскими обрядами). От повторного ареста Косовского спасло, как говорили, то, что его медицинские услуги были нужны и чекистам, присылавшим к нему своих родственников на лечение.
Только во время перестройки В. И. Косовский занял должность старшего научного сотрудника музея-усадьбы К.Г. Стеценко. Стали выходить книги его стихов и публицистики. В 1987 году Владимир Косовский основал в Веприке областной фестиваль «Пісенні дзвони». А 29 мая 2000 года подвижник украинской культуры Косовский умер, немного не дожив до своего 77-летия. Его похоронили рядом с могилой Стеценко, как он и завещал.
Ежегодно ко дню рождения Кирилла Стеценко в Веприке проходят научно-практические конференции, а к 130-летию священника-композитора, которое будет в следующем году, планируется устроить «Стеценків Великдень».