Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Волынская страница биографии Маннергейма

О ней рассказывает экспозиция в Торчинском народном историческом музее имени Григория Гуртового
6 августа, 2020 - 16:41

Даже  годы спустя в моей памяти четко сохранилась поездка нашей группы журналистов из Волыни в Финляндию. Скажу кратко: приятно поразила нас эта скандинавская страна — тысячи озер, рек, лесных массивов и изысканной  архитектуры. А главное — высоким жизненным уровнем граждан, их самодисциплиной, трудолюбием, справедливым распределением социальных благ. Заключительные дни турпутешествия мы провели в Хельсинки. Жили три дня в «Президент-отеле». Посетили открытый в определенные дни и часы парламент, дворец, где в 1975 году были подписаны главами 35 государств важные соглашения, которые касались новых отношений между странами, побывали в одной из редакций газет. Конечно, имели вдоволь времени для знакомства с памятными местами столицы. В частности, на Центральном кладбище поклонились скромным могилам двух президентов — Юго Паасикиви и Урго Кекконена, удивлялись оригинальному памятнику в виде огромного органа всемирно известному композитору Яну Сибелиусу, где ветер воссоздает фрагмент одной из его мелодий.

А уже впоследствии на Центральной площади наш гид обратила внимание на скульптурную бронзовую статую с всадником. «Как вы думаете, кому этот памятник?» — спросила она с улыбкой. Паузу, которая возникла, сократил ответом краевед Леонид Лагановский: «Творцу независимой Финляндии — генералу, маршалу, вашему президенту Карлу Густаву Маннергейму. — И скромно прибавил: — Имел возможность беседовать с ветераном «зимней войны» 1939 — 1940 гг., так он рассказывал, как захлебнулось «советское» наступление на оборонной линии, которая  названа его именем».

ФИНСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ ВРЕМЕН ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ 1939—1940 ГГ. / ФОТОГРАФИИ ИЗ СТРАНИЦЫ ТОРЧИНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В «ФЕЙСБУК»

И вот недавно в Торчинском народном историческом музее имени Григория Гуртового имел возможность осмотреть экспозицию, посвященную этой выдающейся фигуре.

Оказывается, в 1916 году, тогда еще царский генерал, Маннергейм воевал на Волыни, принимал участие в Брусиловском прорыве. Директор музея Александр Мельник подробно рассказал об этой странице в его боевой биографии.

«Тогда 49-летний Карл Густав возглавлял 12-ю кавалерийскую дивизию. С ней он прошел вблизи Луцка, Торчина, Затурцев и других населенных пунктов. И не просто прошел, но и отличился в ходе наступательной операции, — рассказал Александр Мельник. — Маннергейм вспоминал в своих «Мемуарах», что его дивизия была переброшена сюда из села Торговица (в настоящее время это Ривненская область) примерно 8 июня 1916 года. И получила задание — нанести удар по австро-венгерским частям от Луцка до Владимира. Маннергейм решил, что лучше всего будет захватить городок Торчин: ведь он расположен на важных путях. Через него проходила пехота, доставляли боеприпасы, амуницию для военных частей.

Для этого генерал около Вышкова переправил дивизию через Стырь, конной атакой захватил села Ульяники и Шепель. А Боратин (Веселое) пришлось атаковать аж три раза. Применяли артиллерию, конные подразделения, пехоту, пулеметы. Это длилось до утра 10 июня.

После короткого отдыха в селе в 15 часов начался бой за Торчин. Тяжелый бой. Он длился всю ночь. Атаку начали «под ураганным огнем», использовали два пеших эскадрона при поддержке кавалерии. И, в конце концов, городок отбили.

На следующий день наступление продолжили на Затурцы и Зубильное. А когда эти территории отвоевали, то генерал отвел дивизию на ночевку в район сел Смолигов и Торчин.

И сам вместе со штабом заночевал в полуразрушенном помещичьем имении, в котором уцелело  лишь несколько комнат. В одной из них, странной треугольной формы, Маннергейм отдыхал. Ее стены были покрыты ярким оранжевым шелком. На дверях — красивая резьба. На полу лежали кучи затоптанных фотографий.

В дальнейшем 12-я дивизия, которой командовал финский генерал, вела наступление на Киселин и севернее к городу Ковель.

Вот такими были несколько дней Маннергейма на поприщах Волынского края».

«В последнее десятилетие, — сообщил Александр Мельник, — финны часто приезжают к нам. Всегда они досконально осматривают тот раздел экспозиции, где рассказывается о периоде Первой мировой войны. Фотографируются там. Изучают экспонаты. Наибольшее их внимание было приковано к ретрофотографиям, на которых изображен известный военный и политический деятель Финляндии. Как пример, назову экскурсию в наш музей представителя туристической компании «Калева» Оли Каурена с коллегой. А затем они решили осмотреть еще пейзажи, где когда-то гремели бои и в которых принимал участие знаменитый их соотечественник».

***

Парадокс судьбы. В начале своей военной карьеры Карл Густав Маннергейм и будущий гетман Украины Павел Скоропадский окончили привилегированное Николаевское кавалерийское училище, служили в одном полку. Первый получил у финнов славу и уважение, а наш гетман, который также хотел видеть Украину сильной и независимой, в результате восстания, инициированного Симоном Петлюрой, вынужден был эмигрировать в Германию. Много лет его деятельность всячески унижалась, и только стараниями «Дня», где были многочисленные публикации о нем, Скоропадский предстал как могучий и выдающийся государственный деятель в истории Украины.

Василий ФЕДЧУК, краевед, член НСЖУ, Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ