Уже 74 года отдаляет нас от того времени, как в 1943 году открылась трагическая страница в истории Украины — польско-украинский конфликт на территории Волыни, который польские историки называют «Волынская трагедия». В результате этого противостояния погибло много украинцев и поляков. Сейчас историки изучают и исследуют причины этой беды, но большинство ученых сходятся во мнении, что основные причины — это деятельность антиукраинского режима Второй Речи Посполитой, который стремился построить в Польше однонациональное государство, поэтому сначала произошло уничтожение украинских православных церквей на Холмщине и Подляшье (в 1938 г.), а потом, по сути, ужасная депортация 500 тыс. украинцев с территории Закерзонья (Холмщина, Надсянье, Подляшье и Лемковщина), что и вызвало отплатную реакцию на Волыни. Также политика нацистов «разделяй и властвуй» привела к тому, что оккупанты пытались «столкнуть лбами» украинцев и поляков, что и стало одной из причин конфликта. Доказательством этому является свидетельство очевидцев тех событий. Вот как вспоминала об этом жительница Владимир-Волынского Галина Филатова, которая была ребенком, но хорошо запомнила те тяжелые дни: «... Как понадобятся немцам продукты, они брали с собой польскую полицию и с красно-белым флагом ехали на украинские села. Люди убегали, спасаясь в лесах. Но не все. Мой прадед Андрей Максимюк отказывался: «Никуда не поеду, я никому ничего плохого не сделал!». Вернувшись домой, в село Хобултовская Воля, родня не застали его, а на месте дома деда — пожарище, где и откопали его останки.
В следующий раз немцы ехали с украинской полицией под сине-желтым флагом и грабили польское село». Поэтому нельзя показывать один народ палачами, а другой жертвами — в сложное военное время пострадали оба народа.
А вот воспоминания Наталии Назаровны Грабарчук-Цинкаловской, 1933 года рождения, жительницы Владимир-Волынского, племянницы известного профессора-археолога Александра Цинкаловского. Ее родные тоже стали жертвами этого ужасного противостояния.
«В феврале 1944 года мои дедушка и бабушка — Николай и Христина Цинкаловские — вместе с сыновьями Борисом и Владимиром шли к сыну Алексею в село Веров Владимир-Волынского района, чтобы переждать это лихолетие, но по пути их встретили поляки, которые шли с лопатами со следам земли (возможно, кого-то закапывали из своих, погибших?). Старенькие супруги Цинкаловские и их молодые сыновья в расцвете сил были убиты поляками на подходе к селу — они изрубили их лопатами. Нам рассказал об этом советский пограничник, живший в селе Стенжаричи в семье Костюк, потому что он какое-то время был в этой группе с поляками, но когда стал свидетелем этого ужасного убийства — бежал на Восточную Украину. В нашем роду тоже были поляки. Мой прадед Павел Нитецкий была польским дворянином, патриотом Волыни, краеведом, интеллигентом, но то, что сделали поляки с моими родными, — не укладывается в голове...» — вспоминает Наталия Грабарчук. «Но не все поляки поступали так, — делится воспоминаниями Наталия Назаровна. — Зимой 1944 года к нам в гости приехала семья Шиманских из Луцка. В то время во Владимире были военные РОА (Русская осовободительная армия), власовцы». Они вывезли меня с родителями и Шиманскими в Грубешов (Польша). Когда мы с подругой гуляли на одной из улочек этого польского города, то услышали страшный плач и крик. Мы, 11-летние дети, из любопытства подошли к группе людей, собравшейся на улице, и увидели ужас. Прошло более 70 лет, а я до сих пор помню это: на земле лежала убитая польская семья. К нам подошла полька и сказала: «Девочки, бегите отсюда, потому что вам угрожает опасность!». Мы пошли. Эта мудрая женщина понимала, что во время польско-украинского конфликта поляки могли отомстить нам, украинским детям, но она, по сути, спасла нас. Так что даже в самое сложное время войны встречаются и среди обеих сторон конфликта порядочные люди. Потому что мы — люди, помним об этом, какая бы кровь ни текла в наших жилах. Общеизвестно, что войны решают политики, а страдают от них мирные граждане», — завершила свой рассказ 84 летняя Наталия Грабарчук.
Бесспорно, и украинцы, и поляки должны помнить тяжелые моменты общей истории, но не для того, чтобы ворошить взаимные обиды, а чтобы почтить память жертв войны и идти к примирению, к будущему, ведь без взаимного прощения нет движения вперед.