26 марта, по словам В.В. Путина, начался отсчет нового времени для Российской Федерации — смута закончена («Романова избрали на престол»). Уже объявлена новая внешнеполитическая доктрина России, стержень которой — в усилении влияния на мировую политику и экономику. Ощутив в течение последнего года вкус нефтедолларов, трудно устоять перед соблазном «растянуть удовольствие». Эта позиция уже наталкивается на серьезное противодействие со стороны США. Прошедший в Австрии саммит стран ОПЭК вскрыл противоречия, возникшие между нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими странами. Выяснение отношений между этими группами стран всегда подразумевает варианты. США может предложить:
а) снятие эмбарго;
б) наложение эмбарго, блокаду... для ряда государств, вплоть до югославского варианта.
У России на сегодняшний день рычагов влияния меньше, но не настолько, чтобы их полностью можно было игнорировать. Во всяком случае, абсолютный диктат исключен.
Какова же роль Украины в этом глобальном противостоянии экономико-политических интересов? В настоящий момент, с точки зрения российских патриотов, Украина — кусок в горле Великороссии, который «и выплюнуть жалко, и проглотить тошно». Украина никак не оценит себя по достоинству между двумя покупателями: Россией и Западом. Первая хотела бы приобрести часть Украины по «остаточной балансовой стоимости», но мы назвали себя европейской страной и требуем соответствующую цену. Запад также хотел бы «инвестировать» какую-нибудь лакомую (платежеспособную) часть Украины по бывшим, «социалистическим» ценам, но мы называем себя европейской страной...
Покупатели ждут, больших денег не выкладывают и требуют оплатить старые долги. В таком вялотекущем процессе ожидать экономического украинского чуда не приходится. Изменить ситуацию радикально возможно, только «поиграв» на геополитическом поле роль необходимого звена. Как и в любой азартной игре, риск возрастет в кратном порядке. Однако пора от многовекторной круговой обороны переходить к одновекторной защите своих экономических и политических интересов. Преимущественное направление уже пора выбирать и назначать на него цену. Двери для нас еще не захлопнуты на северо-востоке. Наши западные соседи для нас (тридцатидолларовых в месяц) оставили лишь щель в двери, которая закрыта на цепочку и оснащена постоянной надписью: «Возможно, двадцать лет спустя...»