Несколько лет назад я писала об украинском Пьемонте в одном из своих юношеских патриотических стихотворений: «Наш П’ємонт давно топив цей лід, щоб змінила хід уся історія». Сейчас эти слова кажутся мне подсознательным намеком на то, как долго все-таки Галичина стремилась сделать что-то действительно выдающееся и переломное в истории и своей страны, и своих соседей, и как часто и болезненно терпела поражения, и как упрямо, уверенно и последовательно и Россия, и Польша пытались доказать Украине, что без них она ни на что не способна. Абсолютно показательное выражение взглядов о том, что, украинский народ обязан остаться с Польшей, так как не в силе создать собственного государства, можем найти в дневниках Зофии Коссак-Щуцкой под названием «Пожар». Но, впрочем, это не единственный показательный пример.
Вообще, когда впервые услышала определение «украинский Пьемонт» на одном из уроков истории, то мне очень понравился такой подход, и я как галичанка, украинка-патриотка, не лишенная локального галицкого патриотизма, всегда подчеркнуто, с гордостью использовала это словосочетание для определения родного города. Сейчас, конечно, у меня появилось куда больше мыслей и, соответственно, противопоставлений вокруг этой темы. Нюанс в том, действительно ли адекватно так именовать Львов или, в более широком понятии, Галичину, а то и всю Западную Украину (принимая во внимание провозглашение Августином Волошиным Карпатской Украины в 1938 году). Несомненно, из Львова всегда доносился голос если не за независимость, то за свободу, хотя можно очень много полемизировать на тему того, что именно вкладывают украинцы в обозначение свободы, почему так долго шли к независимости и насколько эти два понятия отличаются в своих значениях и представлениях о них. Но Пьемонт в Италии — это, в первую очередь, вооруженное движение за объединение итальянских земель. Галичане же до сих пор часто вкладывают в свой патриотизм значительную долю сепаратизма, особенно тогда, когда ужасно не хочется долго и настойчиво работать в направлении к сближению, или после очередного неудачного визита на восток или ознакомления с освещением украинских вопросов в местных восточных или же популярных на востоке российских СМИ.
Даже если не обращаться к истории, а сосредоточиться на сегодняшнем дне, то Галичина была, есть и остается, в известной степени, колыбелью украинской культуры, традиции, языка и, что важно, религии. Сейчас нет потребности в вооруженном восстании, ведь теми или иными способами, будучи под властью и Польши, и Австро-Венгрии, а потом и России, Галичине все же удалось сберечь вышеперечисленные признаки жизни патриотического сознания нации, несмотря на упреки, что это достижения локального характера. Даже если говорить о том, что своим существованием и деятельностью украинский Пьемонт пытался решить только проблемы культуры и литературы, а не политики и был пристанищем украинского писательства, то все же не стоит забывать, что духовные силы нации иногда сильнее физических. Тот факт, что мощный аппарат украинской интеллигенции, который имел возможность обращаться к людям с территории именно Западной Украины, осознавал все же потребность вооруженной борьбы и сформировал Легион Украинских Сечевых Стрельцов, Украинскую Галицкую Армию, уже дает нам право говорить о Галичине как об украинском Пьемонте. И не стоит позиционировать поражение ЗУНР в противостоянии с Польшей, предательство Пилсудского как признаки отсутствия элементов борьбы в нашем Пьемонте. Это будет жестоко и несправедливо. Галичина родила и вскормила не одного поборника независимой, самостоятельной, объединенной Украины, и не наша вина, и не наше право судить то, что получилось не совсем так, как того хотелось.
Единственной святой целью украинского Пьемонта сейчас должна быть работа на сближение всех уголков нашей Родины, которая была несправедливо и жестоко разделена и разорвана на куски. Разжигание национальной вражды, замешанное на вопросах политики — это очень эффективное оружие в руках противников сближения украинцев и формирования их полноценной, однородной культурной и религиозной идентичности. На мой взгляд, хватит вести подсчет побитых горшков и неначатых вооруженных восстаний за объединение и независимость Украины, ведь именно сейчас есть более чем достаточно шансов усовершенствовать и объединить нашу нацию мирным путем.