Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Зачем того Грушевского в Украине изготавливать, чтобы он лежал где-то в сарае, покрывался пылью?»

После того, как в Украине изменилась власть, в родном городе Михаила Грушевского — Холме — застопорилось сооружение памятника историку
9 ноября, 2012 - 11:33
ДОМ, ГДЕ РОДИЛСЯ МИХАИЛ ГРУШЕВСКИЙ
БЫВШИЙ ВОЕННЫЙ СОБОР. НЫНЕ — ЕДИНСТВЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХОЛМЕ

Отъехав от станции «Хелм-място», поезд повилял хвостом в сторону Рейовца. На той станции 65 лет назад, в 1947 году, объединялись семьи украинцев-холмщаков, которых вскоре вывезли на север Польши в рамках акции «Висла». Холмская гора тогда осиротела. Одних ее детей вывезли в 1944—1946 годах в Украину, остальных — на балтийское побережье Польши.

Если ехать в столицу князя Данилы Галицкого со стороны Украины, поляки будут удивлены надписям на указателях. До города Kholm, дескать, остается столько-то километров. В нынешнем польском сознании не существует такого города — только Chelm. Если поляков еще можно понять, то отсутствие этого названия в мозгу волынян удивляет: именно в этой области расселилось свыше 50 тыс. выходцев из Холмщины и соседнего с ней Южного Подляшья. Если же въезжать в Холм с западной стороны, дорога сначала вынесет вас на высокий вал, спускаясь с которого, прямо перед собой будете видеть возвышение Холмской горки, увенчанное базиликой Богородицы. Захватывающее зрелище. Также к западу от города в селе Столпье с обеих сторон трассы Варшава—Киев возвышается башня ХІ в. Относительно ее назначения историки до сих пор спорят, но это не мешает ей оставаться одной из визиток Холмщины и ее символическим охранником.

В туристическом бюро в центре Холма его сотрудницы не сразу поняли, о ком идет речь, когда я спросил о князе Даниле, который похоронен на горе.

— Нет, отдельных изданий о нем у нас нет, только избирательно в общих исторических разведках о городе, — стушевались они.

Кроме Данилы, в подземельях Пречистенского собора были похоронены также его младший сын Шварно и внук Юрий, который по примеру деда принял титул Короля Руси. В подземелья собора римско-католическая церковь не пускает. Только недавно Петр Порошенко озвучил информацию, что найдено понимание между Украиной и Польшей и в подземельях смогут работать наши археологи.

При входе на территорию собора табличка на польском, русском и английском: «Вы находитесь в святом месте. Ведите себя как паломники». Ниже на польском немного больше: «Холмская Гора является местом религиозного культа с многолетней традицией. Всех, кто находится на землях, принадлежащих приходу церкви Рождества Богородицы, просим придерживаться таких правил: 1) ведите себя тихо, не нарушайте порядок; 2) запрещается распивать алкоголь и устраивать пикники; уважайте чистоту, не приводите собак». По периметру горы установлены несколько памятников Крестного пути Христа. В колокольне — застекленный «мавзолей» полякам, погибшим во время разных восстаний и национальных трагедий. Отдельная табличка — «Павшим за Отчизну и народ героям-мученикам Холмской земли. 1939—1945» и «Полякам, замученным на Волыни. 1943—1944».

Польский историк украинского происхождения Роман Высоцкий объясняет: «В межвоенной Польше храм на Холмский горе не принадлежал ни одной из церквей, а находился в собственности государства. Когда немцы заняли город, они отдали гору православным. Именно тогда при входе было написано: «Собакам и полякам вход запрещен». Поляки это запомнили надолго. Поэтому уже после войны там воцарились римо-католики. Хотя след от восьмиконечных крестов до сих пор виден на входных дверях».

На сайте холмской газеты «Super Tydzien» висит опрос «Выступаешь ли ты за то, чтобы в Холме был памятник Михаилу Грушевскому?». По словам девушки, которая ответила по редакционному телефону, «вопрос висит больше года, потому что это уже, конечно, давнее дело», но только потому, что такой администратор страницы, которому оно до одного места. А так, конечно, мнения относительно памятника разные...». Какие именно, почему-то отказалась ответить.

В 2007 году в ответ на представление тогдашнего посла Украины в Польше Александра Моцика в городской совет Холма о возможности открытия памятника Грушевскому в городе его рождения совет отозвался одобрительно. Местом для будущего памятника определен сквер перед единственной на сегодня (из пяти довоенных) православной церковью св. Иоанна Богослова (построена в ХІХ ст. как гарнизонная церковь). Ныне неподалеку от нее можно отыскать родовой дом Грушевских, где собственно будущий историк родился. На нем — мемориальная доска на двух языках; в свое время ее кто-то обливал краской.

Памятник планировалось открыть к 145-летию Михаила Грушевского в сентябре 2011 года. Закреплено было это решение во время приезда прежнего министра культуры Украины Василия Вовкуна в декабре 2009 года. Теперь же председатель Комитета относительно сооружения памятника Грушевскому, почетный консул Украины в Холме Станислав Адамяк оптимизма не ощущает:

— Проблема здесь, в Холме, — говорит Адамяк (пан Станислав является также владельцем и основателем фирмы ZOMAR, которая импортирует из Украины электроэнергию). — Пока городской совет не утвердит решение мэрии, памятника не будет. Почто его в Украине изготовлять, чтобы он лежал где-то в сарае и покрывался пылью? Здесь кресовая среда бунтуется, ведь вышло несколько исторических публикаций в печати, которые показывают его фигуру в невыгодном свете.

Для примера, один из польских молодых историков, что взялся открывать Грушевского полякам, варшавянин Лукаш Адамский, хотя и сравнил его с Лелевелем, но факт, что Грушевский был великой личностью для украинцев, не означает его величия для поляков:

— Можно сказать, что в историческом измерении был украинским Лелевелем, а в политическом совмещал черты [Романа] Дмовского и [Юзефа] Пилсудского. Но Грушевский считал украинцем каждого крестьянина, который — независимо от того, где проживал, какое имел национальное самосознание — говорил украинским говором. Холм, Криница, Перемышль были для него украинскими городами.

Мэром города Холма является молодая выпускница Люблинской политехники Агата Фиш. Говорить на тему Грушевского она не захотела, отослав к Эльжбете Байкевич, руководителю отдела культуры. Эта классическая чиновница в выдержанном стиле объяснила, что за мэрией дело не стоит: все формальные вопросы были решены.

— А то, что газеты пишут, так они что угодно могут написать, — отмахнулась она.

Холмский православный священник из церкви св. Иоанна Богослова, о. Иван Лукашук уверен — дело памятника застряло ныне на украинской стороне.

— Изменился консул в Люблине, целая власть, и все замерло. Ведь, хотя у нас некоторые право-консервативные круги и уверяли, что «Грушевский не был другом поляков», власть города согласилась на сооружение этого памятника. Украинцы должны были представить проект, и где он?!

Отец Иван говорит по-украински почти без акцента — холмщаки принадлежат к той группе говоров украинского языка, что киевляне и волыняне. На вопрос о том, хотел ли бы он видеть этот постамент на территории церкви, о. Иван ответил отрицательно. Возле церкви уже возвышается крест памяти жертв депортации по акции «Висла» в 1947-ом году и несколько мемориальных табличек по другим поводам.

Говорит Григорий Куприянович, председатель Украинского общества (Люблин): «Память о Михаиле Грушевском на Холмщине долгое время не могла иметь места в пространстве «официальной» жизни, учитывая политический контекст. После политических изменений излома 1980/90 гг. единственным материальным ее измерением стало размещение мемориальной доски в Холме на доме, в котором родился будущий историк. Это произошло в 1991 году. Что касается памятника Грушевскому, то в городе над Угеркой происходят все более горячие дискуссии о целесообразности или вообще даже необходимости чествовать его фигуру. То, что не является польским (а в частности, когда это украинское наследие), нередко воспринимается неоднозначно. Не хватает понимания того, что в истории Холма свое полноправное место имеет также ее украинский, русьский компонент. Следствием этого является то, что в названиях улиц или площадей города, да и в популярных изданиях о его истории и современности нередко трудно найти прямые свидетельства об украинском наследии и традиции. Каждый народ имеет свой пантеон выдающихся фигур, функционирующих в его исторической памяти и являющихся для него символами. Для украинцев такими символами в истории Холма является князь Данила, Михаил Грушевский, уэнэровцы Филипп Пилипчук и Антин Васильчук. Естественным является ожидание украинцев, что их память будет увековечена именно в Холме, с которым связана их жизнь и деятельность».

Роман КАБАЧИЙ, историк, публицист, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ