В июле месяце этого года в Верховной Раде зарегистрирован проект Закона «Про бідних». 1997— 2006 годы Генеральной Ассамблеей ООН объявлены десятилетием борьбы с бедностью. Наши пятилетние сомнения окончились, и сам факт появления законопроекта примечателен. «С бедностью необходимо бороться, необходимо совершенствовать механизмы социальной защиты», — говорят с разных трибун представители власти. Хоть и пропустили мы пять лет, но, приняв данный закон, все же приобщимся к мировому сообществу, разумеется, не в качестве донора.
Согласно международным стандартам, к категории бедных относится семья, которая более половины средств своего бюджета расходует на питание. Граница бедности по стандартам ООН для одного жителя Центральной и Восточной Европы определена в 16-17 гривен в сутки. В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что на сегодня до 70% населения Украины не имеет возможности даже частично оплатить жизнеопределяющие потребности: еду, крышу над головой, лечение. Показатель бедности (или «индекс нищеты»), введенный ООН в 2000 году, в Украине был определен для 63% населения. По прогнозам ООН, к 2015 году население Украины будет составлять 43,3 млн. человек, так как темпы его сокращения в нашей стране являются самыми высокими в мире. Не подлежит сомнению, что процесс обнищания — одна из основных причин депопуляции.
Законопроект предлагает создать компьютеризированный государственный реестр бедных, отслеживать демографическую ситуацию, присвоить каждому бедному регистрационный номер в Государственном реестре, привлечь на помощь Красный Крест, благотворительные и гуманитарные организации, создавать комплексы и приюты для бедных, а также другие меры для демонстрации миру заботы о неимущих. Учитывается ли в реальной политике такое состояние населения?
Ушедший, казалось бы, в прошлое образ направленного на тебя указующего перста, вопрошающего: «Ты вступил в …?» сменился на «Ты заплатил за …?» Вариантов много — за тепло, за воду, за квартиру, за отведение стоков, за заботу со стороны родной власти и т.д.
Несколько месяцев в Никополе клич был иным: «Деньги летом — тепло зимой». Совсем в стиле героя известного произведения (Никополь претендует и доказывает, что Осип Шор — уроженец города — является прообразом Остапа Бендера).
Если выбрать путь общения с трудящимися и нетрудящимися массами через бигборды, давая заработать рекламным агентствам, то необходимо этим же пальцем указать населению, где получить невыплаченную зарплату, где требовать увеличения пенсий и пособий, где есть возможность пенсионерам еще при жизни «отогреть» 50 гривен с «замороженных» вкладов.
Конституция Украины содержит большой перечень прав и свобод человека. Это, прежде всего, право неприкосновенности жилища; личные неимущественные права человека: жизнь, честь, достоинство, здоровье — все они провозглашены высшей социальной ценностью. Эти положения согласовываются с международным пактом о гражданских и политических правах. Однако за прошедшее десятилетие в Украине резко изменилась ситуация в жилищном секторе. Здесь воцарились рыночные условия хозяйствования, вернее — рыночная стихия. Вследствие ухода государства с рынка жилья в жилищной сфере Украины возник глубокий кризис. Стремительно расширились возможности для различных мошенников в сфере приобретения жилья и пользования им. Это требует вмешательства государства для защиты прав неимущих граждан.
Попав в государственный реестр бедных, узаконенный государством бедняга после принятия закона получит еще одно подтверждение своего права на социальное жилье. Сегодня 1,8 миллиона человек еще не потеряли надежды получить жилье и стоят в очереди. Это, в основном, льготники и граждане, которым приобрести жилье не по карману. Учитывая, что финансирование строительства жилья за счет бюджета за последнее десятилетие сократилось в 60 раз, более реальным останется шанс попасть в предлагаемый законопроектом комплекс или приют для бедных
Почему возникла необходимость в таком законе и можно ли через него решить проблемы бедности в стране? Почему государственные институции и структуры оказались недееспособными реализовать конституционные права граждан? Сработает ли Закон в плане решения объявленной цели?
Сомнительно! С горечью приходится сознавать, что прошедшее десятилетие для Украины оказалось потерянным. Этот декларативный законопроект лишь подтверждает это.
В ближайшее время законопроект «О бедных» должен рассматриваться Верховной Радой. Какой будет его судьба — покажет время. Учитывая, что этот законопроект разрабатывался не бедными и принимать его будут представители далеко не бедных слоев населения, необходим альтернативный проект закона «О богатых». Давайте попытаемся привлечь к его разработке всех, у кого жизненный уровень ниже установленного уровня бедности, но находятся средства, чтобы читать газету «День». Давайте, пригласив к этому процессу партии и общественные организации, сделаем еще один шаг в становлении гражданского общества.