Давно назревшую проблему репертуара FM-станций подняла редакция «Дня» (№ 182), и очень точно акцентировал ее в своей статье «Маршрутное эсперанто» Александр Евтушенко. У меня тоже иногда создается впечатление, что эти FM станции будто испытывают терпение украинцев — так беспардонно, цинично топчутся по нашему национальному достоинству. Ведь как объяснить почти полное игнорирование ими культурных потребностей народа, для которого работают? Как объяснить абсолютно «наплевательское» отношение к законам? А может они исполняют тайный план — довести украинцев до возмущения, поскольку им просто надоела наша терпимость? Я требую, чтобы моя власть разобралась основательно с этим вопросом.
А пока она будет наводить порядок, мы и далее останемся заложниками вкусов водителей маршруток или вкусов ответственных за «звуковой фон» в поездах или супермаркетах, а также на майдане Незалежности и Крещатике в выходные дни. Потому как некоторые водители или бригадиры поездов могут «потчевать» нас той же попсой или «песнями, воспевающими романтику нар» и при помощи кассет.
Владельцам же супермаркетов хочу посоветовать: если вы перенимаете опыт суперобслуживания, то можете перенять заодно и звуковое оформление залов, — а это тихая, мелодичная музыка, которая иногда прерывается спокойными объявлениями.
Относительно музыкального сопровождения Крещатика и майдана Незалежности, то не знаю, чего здесь больше — непрофессионализма, безвкусицы или наоборот — профессионального внедрения в подсознание людей вторичности нашей песенной культуры. Ведь чем тогда можно объяснить подбор украинских песен, явно «неслушабельных» для такой среды и такого места? При всем моем уважении к незабываемому Назарию Яремчуку — крутить только его песни, все подряд, целыми неделями, — какова цель? Или ставить невыразительную украинскую песню, и тут же, ей в противовес, красивую, мелодичную русскоязычную, которую хочется напевать? Поэтому здесь чувствуется профессионализм, но уже другого плана. Неужели такая проблема — найти специалистов от украинской музыки (с хорошим ощущением аудитории и момента), чтобы они составили кассеты по всем законам восприятия, отобрав лучшее из того, репертуара наших певцов? Независимо от политических симпатий.
Критерием должна быть красивая мелодичная музыка, песня, улучшающая настроение, которую хотелось бы напевать. Такой музыки у нас целый океан, но она — где-то на обочине. Можно было бы вклинивать и зарубежную, чтобы не пресытить украинских слушателей, особенно тех, кто воспитан на русскоязычной попсе и на красивых русскоязычных песнях.
Здесь (как и везде) нужны чувство меры и такт. И со временем такие люди обязательно откроют для себя все песенное богатство, которым мы обладаем, но которое сейчас практически не работает на нас.
А сейчас я поменяю тему и опять вернусь к майдану Незалежности, но уже в этаких воспоминаниях о будущем.
Когда строился монумент Незалежности, в обществе возникла острая дискуссия по поводу его целесообразности. Каждый имел свою аргументация. Мое «за» подкреплялось будущим музеем государственности, который обещали построить заказчики. Воображение рисовало очередь экскурсантов, которые терпеливо ждут возможности заполнить пробелы в своих знаниях по истории Украины.
Но, в результате, имеем то, что имеем. Музея нет. Единственное, что радует, — выставка-продажа картин. Остальное — все те же модерновые, но безлюдные в этом месте торговые ряды. Отрицательной особенностью этого места является также ресторан.
Полет человеческой фантазии поражает. Так к чему я все это веду? А к тому, что, возможно, владельцы вернутся к заявленному изначально варианту — музею государственности? «Снимут калькуляторы с глаз» и сделают Дело. В центре столицы, за небольшую плату (а кто-то — бесплатно) киевляне и гости города смогут ознакомиться с настоящей историей нашего государства.
И те, кто прибегнет к такому ликбезу, сможет себе сказать: «В моем положении непросто быть патриотом этой земли, но я это сделал» — и с гордостью посмотреть на людей, которые, выйдя из музея, задумались над нашей неистребимостью. Под мелодию красивых украинских песен, плавно сменяющих друг друга.