Когда написал заголовок этой статьи, то задумался: а все-таки, как писать название этого города — Замость или Замистя. Ведь возник этот город на бывшей украинской территории. Даже перед Второй мировой войной вокруг Замостя преобладали села, где большинство жителей считали себя украинцами. Хотя идентифицировали они себя как православные и русины. Замость находится недалеко от Владимира-Волынского, бывшего важной политической и культурной ячейкой русинов-украинцев во времена Средневековья.
И все же город основался как ячейка польскости на украинских землях. Основал и построил его в конце ХVІ в. коронный канцлер Польши Ян Замойский. Поэтому, наверное, все-таки — Замость. И в плане архитектурном город заметно отличался от городов украинских. Здесь преобладала архитектура западная.
До сегодняшнего дня хорошо сохранилась старая часть города — величественная ратуша, рынок, здания, построенные в ренессансном стиле. Насколько можно судить, в конце ХVІ — начале ХVІІ в. город Замость был одним из самых красивых городов Речи Посполитой. В то же время он имел прекрасные оборонные сооружения и считался одним из наиболее защищенных городов государства. Большая часть этих каменных стен была уничтожена в ХІХ в., когда город входил в состав Российской империи. Но даже, то что осталось от них, продолжает поражать.
Замость известен в Польше как город, где появилась одна из первых высших школ на территории Речи Посполитой. Первым поляки считают Краковский университет, второй — академию Виленскую. А третьей — уже академию Замойскую, датой основания которой был 1594 г.
С формальной точки зрения это будто бы так. Однако Замойской академии предшествовала академия в Остроге, основанная в 1576 г. В определенном смысле Острожскую академию даже можно считать предтечей академии Замойской.
Острожская академия стала первой высшей школой на территории Украины. Правда, она не имела соответствующего государственного статуса высшей школы. В Речи Посполитой, где доминирующей религией был католицизм, как и в большинстве других государств Европы, образование, особенно высшее, находилось под контролем католической церкви. Статус высшей школы предоставлялся Папой Римским и правителем государства.
Что касается Острожской академии, то она выступала как православная школа. В условиях Речи Посполитой получить такой статус академия практически не могла. Поэтому существовала как частная школа во владениях князя В.-К. Острожского. Несмотря на отсутствие соответствующего статуса, данная школа находилась на высоком уровне и составляла серьезную конкуренцию для католических школ.
Примечательно, что Замойская академия также возникла как частная школа, основанная и фондированная конкретным лицом — Я. Замойским. В некотором смысле это была альтернатива Острожской академии. Дело не только в том, что Я. Замойский выступал конкурентом В.-К. Острожского в плане политическом и пытался не отставать от православного князя-магната. Академия вполне сознательно основывалась на этнической территории Украины-Руси и была ориентирована на жителей этого региона.
Мы видим, что среди профессоров данной школы были выходцы из украинских земель, а значительную часть выпускников составляли украинцы. Организатором Замойской академии выступил выходец из Львова Симон Симонид (Шимон Шимонович). Это был человек энциклопедических знаний. Он был известен и как поэт. В польскоязычной книге «Крестьянки» Симонид воспел жизнь и обычаи украинского народа.
С Замойской академией связана деятельность латиноязычного поэта Себастьяна Кленовича. Он находился в хороших отношениях с Я. Замойским, поощрял его к организации академии, подбирал туда профессоров и сам преподавал в этом учебном заведении античную литературу. К наиболее известным произведениям С. Кленовича принадлежит поэма «Роксолания» (1584). Это страстный манифест любви к украинской земле. Собственно, Роксолания — это Русь-Украина. Автор гордится своей землей, ее прошлым и нынешним, воспевает ее природу и обычаи. Прибегая к античной образности, С. Кленович говорил о том, что на украинских землях может возникнуть Парнас, и здесь осядут музы. То есть Украину он рассматривал как возможное средоточие высокой культуры. А основание Заморской академии рассматривалось им как важное звено создания «украинского Парнаса».
Как отмечалось, академия начала функционировать в 1594 г. Тогда она получила буллу от папы Климента VІІІ. Согласно этой булле, в академии было создано три факультета — свободных наук, права и медицины. Уже позже, в 1648 г., здесь был создан еще один факультет — теологический.
Хотя Замойская академия была католическим учебным заведением, из ее стен вышло немало деятелей, оставивших след в украинской истории и культуре. В частности, к таким принадлежат Касиян Сакович, ректор Киево-братской школы, писатель, поэт, философ; Исаия Трохимович-Козловский, первый известный нам ректор Киево-Могилянской академии; Сильвестр Косов, Киевский митрополит времен Хмельнитчины, известен также и как писатель-полемист; писатель Иосиф Кононович-Горбацкий; Якуб Гаватович, писатель-драматург, стоявший у истоков украинской народной комедии. Также в Замойской академии учился выдающийся политический деятель Польши и Украины середины ХVІІ в. Адам Кисиль. Неслучайно Киевский митрополит Петр Могила дал высокую оценку Замойской академии, сказав, что она много нашему народу «пользы и утешения принесла» и что из нее вышли многие ученые люди.
С Замостям связаны некоторые страницы нашей непростой истории. В 1648 г., одержав ряд побед, Б. Хмельницкий с казацким и татарским войском решил идти на Варшаву. Дойдя до Львова, он взял в осаду этот город. Ярема Вишневецкий, командовавший остальными боеспособными войсками Речи Посполитой, которые сопротивлялись Б. Хмельницкому, не рискнул оборонять Львов и направился в Замость. Он исходил из того, что именно Замость имеет хорошие укрепления, и здесь можно будет эффективно удерживать оборону. Расчет Яремы оказался верным. Город удалось защитить от казацкой армии, которая не пошла дальше Замостя. В некотором смысле можно говорить, что Замость тогда спас Речь Посполитую, в которой наступил период бескоролевья, от политической анархии, а, возможно, и гибели.
Во время Северной войны в Замости некоторое время находился гетман Иван Мазепа со своим войском. Туда он отправился по приказу Петра Первого на помощь польскому королю Августу — союзнику российского царя.
После раздела Речи Посполитой Замость начал терять свое значение. Сначала он оказался под властью Австрии, потом — России. Когда город находился в составе Австрии, здесь перестала функционировать Замойская академия. Произошло это в 1784 г. Прекратила свою деятельность и академическая типография. Стоит отметить, что в ХVІІІ в. это была крупнейшая типография Речи Посполитой, в которой издавалось около 70% печатной продукции всей страны. Конечно, закрытие этих учреждений стало ударом по польской (и, вероятно, не только польской) культуре.
В ХІХ в. Замость практически превратился в малозаметный провинциальный городок. Таким он остается и сейчас. Даже несмотря на то, что некоторое время город был центром воеводства. Лишь в 1980 г. ему удалось восстановить статус академического города. Сейчас в Замости работает четыре высшие школы (как государственные, так и частные). Хотя, это небольшие по количеству студентов учебные заведения. Общая численность студентов в Замости составляет восемь тысяч человек. Интересно, что это около 10% жителей города.
В Замости нет больших промышленных предприятий. Оказывается, там заведением, где больше всего работает людей, является ... больница. Хотя эта больница хорошо известна в Польше. Считается, что здесь находится один из лучших отделов кардиологии. И сюда приезжают лечиться люди со всей страны.
А еще Замость стремится стать своего рода культурным центром. Здесь проводятся различные культурные мероприятия. Этому способствует атмосфера города с его ренессансной и постренессансной архитектурой. Когда я был в Замости, там проводился театральный фестиваль.
На второй день пребывания решил встать утром и пройтись по городу, когда он еще почти спал. Я ходил по старинным улочкам, осматривал ратушу, дома на рынке, «поздоровался» с Я. Замойским, застывшим на постаменте в центре города.
И вот мне бросился в глаза какой-то нетипичный костел — нетипичный по своей архитектуре. Подхожу к нему и читаю надпись на табличке. Оказывается, это бывшая Николаевская греко-католическая церковь, построенная в начале ХVІІ в. Конечно, молились здесь русины-украинцы. Но сейчас это костел. Я зашел туда. Там проходило богослужение. Но (возможно, благодаря архитектуре) атмосфера в этом храме отличалась от атмосферы в костелах католических. С грустью подумалось, что это — то немногое, что осталось от бывшей Украины-Руси в этом в целом польском городе.