Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зависть пьяницы к трезвеннику

21 сентября, 2002 - 00:00

Накануне печальной годовщины теракта 11 сентября власти Соединенных Штатов решили провести закрытое совещание по выяснению причин «антиамериканизма во всем мире». Наиболее рельефно антиамериканизм проявился именно в прошлом году, когда большинство «простых» людей, сожалея о безвинно погибших, считали необходимым добавить: в том, что случилось, Америка сама виновата. Принимая во внимание «простоту» наших людей, не привыкших к демократии, такое противоречивое разъединение «демоса» и «кратии» можно было бы им и простить, если бы вывод основывался на логике, хотя бы и ошибочной. Но ведь антиамериканизм питает не мысли, а чувства, точнее, одно чувство — зависть.

О зависти замечательно высказался Сервантес: только это греховное чувство, в отличие от других, присущих человеческому естеству, не несет никакого греховного наслаждения, а только высушивает и губит жизнь завистника. Парадоксально, но, будучи отделенными «железным занавесом» от Америки, мы завидовали ей меньше, хотя, казалось бы, оснований для зависти было больше: джинсы, жвачка, кола, Пресли, Голливуд были для большинства недосягаемы, хотя и известны. Сейчас же одетый в американские джинсы украинский студент с бутылкой американского напитка, жуя американскую резинку и работая на компьютере «от Intel», кичится своей неприязнью к Америке, объясняя ее чем угодно — бомбардировкой Югославии, разворовыванием Украины, засильем американских фильмов и тому подобное. (Возможно, это от недостатка нашего, еще советского по содержанию и лучшего в мире, образования: американцы, ведь, и знать не знают, что есть такая Украина или еще что-то, кроме Америки, поэтому и не завидуют никому. Если бы наши были так же образованы, тоже не завидовали бы. Недаром же сказано: «Кто умножает познание, умножает скорбь». — Эккл. 1:18.)

Относительно культурной агрессии, то много украинских телевизионных каналов заполнены не столько американской, сколько российской продукцией. Наиболее характерный пример: американская «Скорая помощь», которая собирала (и, кажется, до сих пор собирает) самые высокие рейтинги по всему миру, постепенно сдвинулась с прайм-тайма на время «для тех, кто не спит», а потом и совсем исчезла. Думаю, не нехватка денег повлекла за собой сдвиг акцентов с Запада на Восток. Всему виной оценка украинского зрителя — ему больше по нраву «Бандитский Петербург», «По имени Барон», «Бутылкой по башке» и «Мордой об асфальт». То же можно сказать и о радиоэфире, где лидирует «Русское радио». О книжном рынке нечего и говорить.

В этой ситуации культурнический антиамериканизм напоминает зависть пьяницы, который не может оторваться от бормотухи, к трезвеннику. Или к пьянице культурному. С воцарением на украинских просторах свободы слова и рынка именно американская культурная продукция отстаивает и пропагандирует высокие идеалы. Все, что раньше говорили о пропаганде насилия, порнографии, попустительстве инстинктам, сейчас однозначно относится к российскому ширпотребу. После этого детям полезнее смотреть «Shrek’а», а не «Масяню», а взрослым — «ЕR» вместо «Бандитского Петербурга». Но из-за отсутствия властного патернализма это вряд ли возможно. Свобода не только порождает волю, свобода требует самоконтроля и ответственности. Только тогда воля не воспринимается как большое несчастье, почти катастрофа. («Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь». — «Перед каким несчастьем?» — «Перед волей», — отвечал чеховский Фирс, который на всю жизнь остался крепостным.)

За двести двадцать пять лет своей истории американцы научились жить свободно. Это единственное, чему можно позавидовать. Может, хотя бы эта зависть окажется креативной, и мы не останемся на всю жизнь крепостными?

Евгений ЗАРУДНЫЙ, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ