19 ноября 2015 года в столице Баварии Мюнхене отошла в Вечность 90-летняя связная генерала Тараса Чупрынки (Романа Шухевича) Ирина Козак-«Быстрая».
Еще совсем недавно я писал в своей заметке по случаю ее юбилея: «...В сердце украинского Пьемонта — Львове — берет начало удивительная, бурная, страстная и героическая жизнь Ирины Савицкой (в замужестве — Козак). Именно в городе Льва в семье врача она родилась 30 октября 1925 года и впоследствии росла. Затем окончила гимназию и стала студенткой медицинского факультета Львовского университета. Ирина Савицкая стала неподражаемым и ярким олицетворением нелегкой женской судьбы украинки, которая досталась многим представительницам женского пола, связавшим безраздельно свою жизнь с борьбой за Волю Украины во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. В сопровождении нелегких подпольных и повстанческих испытаний проходила ее бурная юность...».
И вот приходится писать о св.пам. пани Ирины с неописуемой болью в душе и горечью на сердце уже, к сожалению, в прошедшем времени...
Мне повезло. С конца 1990-х годов я хорошо знал и время от времени общался с этой действительно легендарной женщиной, а ровно десять лет тому назад вышел из печати сборник ее избранных трудов, отчетов с родной земли и воспоминаний под заглавием «На буремних шляхах визвольної боротьби».
Я хорошо помню, когда пани Ирина вспоминала свою молодость (а такое, откровенно говоря, бывало очень нечасто), первыми фигурами, которые всплывали в ее воображении, были светлые образы легендарных командиров и инструкторов Украинской Повстанческой Армии, глав ОУН на Украинских Землях — Романа Шухевича и Олексы Гасина, Петра Полтавы, Екатерины Зарицкой и Всеволода Лемехи — всех тех, кто положил свою жизнь на алтарь служения Украины. Суровые условия подполья придавали чертам характера пани Ирины слегка аскетичные, немногословные и иногда категоричные оттенки.
Едва достигнув 14-летнего возраста, гимназистка Ирина стала членом Юношества ОУН, принимала активное участие в подпольных акциях украинских националистов, которые не смирились с первой советской, а в дальнейшем и немецкой оккупацией 1939—1941 гг., а уже в следующие два года она работала как наставник в Краевом центре Юношества ОУН на западноукраинских территориях. В целом же, вся жизнь Ирины Козак была начертана по простым, но на удивление героическим лекалам: Пласт, подпольная сетка ОУН, Украинский Красный Крест, Украинская Повстанческая Армия, женские организации, активная общественно-политическая деятельность на чужбине.
Осенью 1946 года Ирина Савицкая-«Быстрая» идет на Запад, как спецкурьер от Романа Шухевича — на то время главы одновременно трех взаимосвязанных, но разных по статусу формаций — Генсекретариата УГОС (подпольного украинского правительства), всех отделов УПА (подразделений иррегулярной повстанческой армии) и боевой подпольной сетки ОУН на УЗ (сети массового политического подпольного движения). «...На одной из встреч, когда он поручал мне идти на Запад, — вспоминала позже пани Ирина, — Чупрынка вытянул карту, нашел на ней Львов и Мюнхен и сказал: «...Как вы там дойдете, я не знаю, но не имеете права идти организационными связями, потому что там включилось где-то МГБ, мы не знаем пока где. Начиная с Закерзонья, вы рассчитывайте исключительно на собственные силы...». Эти слова Шухевича были последними, которые суждено было услышать из его уст связной «Быстрой».
Пани Ирине посчастливилось. Она по прибытии на Запад вышла замуж и стала жить в дружном семейном кругу. Ирина Савицкая была одной из немногих женщин-подпольщиц, которым удалось пробиться через советские, польские и чешские границы. Следует отметить, что брак Ирины Савицкой в 1949 году с Владимиром Козаком в эмиграции, был настоящим счастьем для нее, потому что ее муж был тем, кто, как и она, но в другой формации, посвятил свою жизнь освобождению украинского народа, ощутив еще юношей «преимущества» большевицкой действительности. В браке впоследствии появилась на свет дочка Роксолана (в настоящее время — доктор медицины), а со временем семья пополнилась внучкой Таисией.
Значительный вклад сделан Ириной Козак также и в сфере развития общественной жизни украинских женщин в эмиграции.
Всегда энергичная, решительная и нередко категоричная Женщина-Легенда не ушла в приватную жизнь с обретением независимости Украиной, когда, казалось, была достигнута основная цель всей ее героической и кипучей жизни. Она еще до недавнего времени часто бывала на родных землях, в Киеве и Львове, интересовалась социально-общественной жизнью, не пренебрегала участием в роботе форумов украинских женщин, а также международных мероприятий женских организаций.
...Ирина Козак (Савицкая) еще до недавнего времени была такой живой, действительно «Быстрой», каким было ее псевдо в ОУН и УПА, с такой безграничной верой, с неисчерпаемым оптимизмом и секретами богатейшей духовности. Она всегда была в своих мыслях и своим небезразличным сердцем стремилась к родному краю, в нашу Украину. — Вечная ей Память.