Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Армия без государства

Архивные документы свидетельствуют: УПА представляла опасность не только для компартийной власти СССР, но и для гитлеровской Германии
13 октября, 2020 - 17:49

В головы нескольких поколений украинские компартийные идеологи на протяжении десятилетий вбивали тезис о том, что воины Украинской Повстанческой Армии были «верными холуями гитлеровцев, стрелявшими в спины советских воинов и руки которых по локоть в крови мирного населения». И только после того, как Советская империя умерла, мы узнали много правды о деятельности УПА и ее воинов.

Тарас Боровец-Бульба создал первые вооруженные отряды под названием УПА — «Полесская Сечь», и просуществовали они недолго, так как уже через несколько месяцев немцы их разогнали. Осенью 1942 года на Полесье начали создаваться вооруженные отряды Организации украинских националистов. Долгое время советская пропаганда изображала повстанцев как верных прислужников нацистов, которые принимали активное участие в совместных карательных акциях против партизан и мирного населения, не имея никакого боевого столкновения с немецкими оккупантами. Но факты — вещь упрямая. И они свидетельствуют о другом.

«7 февраля 1943 года одна из боевых сотен УПА атаковала город Владимирец и освободил из местной тюрьмы всех заключенных, — говорит кандидат исторических наук, сотрудник института истории Национальной академии наук В.Горак. —  В ночь с 10 на 11 марта 1943 года другая сотня УПА атаковала Орисев, уничтожив в ходе этой операции 60 немцев. 28 марта 1943 года состоялся многочасовой и ожесточенный бой между одним из отрядов УПА и большим карательным отрядом немцев, насчитывавшим около 1500 солдат и офицеров. Четыре атаки карателей на позиции национал-партизан успеха не имели. Немцы вынуждены были отступить, потеряв при этом 58 человек убитыми... «.

10 апреля 1943 года отряды повстанцев одновременно атаковали Ковель, Дубно, Кременец, Луцк и другие города, тоже освободив из немецких тюрем сотни людей. 2 мая 1943 года повстанцам удалось уничтожить генерала СС Виктора Лютце, который был доверенным лицом Адольфа Гитлера. Тогда же, в мае, они уничтожили в одном из боев 200 немецких карателей, отомстив за уничтожение села Стежок. В августе 1943 года 1 курень и 2 сотни УПА захватили город Камень-Каширский, взяв в качестве трофеев 5 пулеметов, 100 пистолетов, 20 тыс. патронов, 16 автомобилей, 7 мотоциклов, 4 радиоприемника и 11 лошадей. В начале октября 1943 года недалеко от села Устиновка партизаны УПА уничтожили 83 немецких жандармов, захватив при этом 8 пулеметов, много патронов и гранат.

Известно, что к началу лета 1943 года бойцы УПА контролировали обширные территории Волынско-Подольского района с населением 4212 тысяч человек. К тому же летом — осенью 1943 года география действий УПА значительно расширилась, охватив также Винницкую, Житомирскую, Киевскую области, а также Галичину.

Многие факты свидетельствуют, что немецкое командование боролось с воинами УПА не менее упорно, чем с советскими партизанами. Так, летом 1943-го руководителем антипартизанские карательной акции был назначен обер-группенфюрер Бах-Залевский, в распоряжении которого было 10 тыс. карателей, а также техника — 50 танков и 27 самолетов. Во время ожесточенных боев немцы потеряли убитыми и ранеными около 3 тыс. солдат и офицеров, а партизаны УПА — 1237 человек. Осенью 1943 года немцы потеряли в борьбе против националистических отрядов 1500 человек, а сами партизаны — более 400 человек. Можно без преувеличения сказать, что карательные походы немцев закончились практически безрезультатно. УПА, как и раньше, была достаточно солидной военной силой, которая продолжала контролировать значительные территории Украины.

«Советская власть делала все возможное для дискредитации и физического уничтожения УПА, — убежден кандидат исторических наук Владимир Вятрович, экс-председатель Украинского института национальной памяти. — В частности, создавались спецотряды, агентурно-боевые группы, подчинявшиеся НКВД. Они действовали почти до до 1953 года».

Летом 1945 года, как свидетельствуют архивниы данные бывшего НКВД, в западных областях Украины под видом повстанцев действовали 156 спецгрупп НКВД, насчитывавших 1783 человек. С мая 1944 года по апрель 1945 года только одна спецгруппа «Орел» в составе 35 человек, созданная управлением НКВД по Ривненской области из бывших советских партизан, провела около двух сотен операций, уничтожив 526 повстанцев и задержав 140. Их жертвы, очевидно, до последнего были уверены, что попали в руки УПА. Чекисты — с санкции высшего партийного руководства — создавали подобные группы из числа криминалитета.

Сегодня не секрет и тот факт, что высшее руководство «страны советов» нацеливало на борьбу с повстанцами и партизанами. В частности, в августе 1944-го Политбюро ЦК КП (б) У приняло решение передать партизанскую дивизию имени Сидора Ковпака в НКВД УССР. В полном составе и со всем оружием «для прохождения дальнейшей службы, использовав ее в первую очередь для скорейшей ликвидации националистических банд». Поэтому пришлось партизанам воевать с такими же украинцами, как и они сами.

В мае 1945 года тогдашний первый секретарь ЦК КП (б) У Никита Хрущев во время выступления на совещании секретарей обкомов, начальников управлений НКВД западных областей УССР заявил: «Я считаю правильным создание спецгрупп из бывших бандитов. Надо им дать одно конкретное задание, и когда его выполнят, можно сказать, что они свою вину искупили».

Руководители Украинской ССР обращались с призывом к воинам УПА складывать оружие, обещая при этом, что «кто выйдет из леса и не имеет на руках человеческой крови, сможет честно жить и работать». Некоторые повстанцы, проверив в искренность сказанного, сдавались. После этого их тоже использовали против вчерашних побратимов. Однако многие бывшие воины УПА, выполнив задание чекистов, становились им не нужны и оказывались на Колыме ...

В 1946 г. состоялась крупнейшая сделка советской власти против украинских повстанцев — так называемая Большая блокада. В течение февраля-апреля в каждое село ввели гарнизон войск НКВД. Войска блокировали не только входы-выходы из сел, но и другие важные для повстанцев дороги. Всего для борьбы с УПА было использовано 585 тыс. штыков. В военной округе УПА «Говерла» (Ивано-Франковская область), например, действовало 2655 повстанцев. Против этого количества НКВД сосредоточило 132-тысячное войско. Потери УПА в результате операции составили 5 тыс. бойцов. Тогдашние потери были тяжелые еще и тем, что погибло слишком много командиров и проводников. Несмотря на крайне критические условия, в 1946 г. зафиксировано 1619 повстанческих акций. По данным современных историков, потери советской стороны за этот год достигали 15 тыс. убитыми и ранеными.

Об украинской Повстанческой Армии в последнее время сказано и написано очень много. Справедливости ради следует сказать, что в мире к ней относятся нейтрально. А то и вполне положительно. Но есть страны, где упоминание об УПА вызывает у ее власти нечеловеческую ярость и ненависть. Это, как вы уже, наверное, догадались, Россия. Там, как известно, до сих пор живут в плену исторических мифов и стереотипов. По крайней мере ее руководители. Например, несколько лет назад министр иностранных дел Лавров заявил, что «ни один порядочный человек не подаст руку бандиту из УПА». А верный пес Путина Жириновский пошел еще дальше, пообещав для бывших повстанцев «международный трибунал, подобный Нюрнбергскому». При этом оба обвинили УПА в тесном сотрудничестве с гитлеровской Германией, в частности, в существовании батальонов «Нагтигаль», «Роланд» и дивизии СС «Галичина», которые состояли из украинцев.

Да, эти подразделения действительно были созданы. Но не следует забывать и о том, что «Нахтигаль» и «Роланд» прекратили свое существование еще в 1941 году. Главная причина — ярко выраженные патриотические настроения солдат и офицеров. Еще один красноречивый факт: многие из тех, кто служил в «Нахтигаль», «Роланд» и «СС-Галичина», впоследствии пополнили боевые ряды УПА. Например, именно из «Нахтигаля» перешел в УПА Роман Шухевич, который впоследствии стал главнокомандующим УПА.

Так, в июне 1944 года УПА и вермахт были в двух шагах от того, чтобы заключить военное соглашение о совместной борьбе против советских войск. Однако, во-первых, было бы несправедливо рассматривать этот факт так, что руководство УПА хотело стать на сторону оккупантов. Дело было в другом: в желании ее руководителей избежать одновременной войны на два фронта — как против немецких, так и против советских войск. Во-вторых, упомянутое соглашение так и не было заключено...

Таким образом, о каком-то поголовном сотрудничестве украинских националистов, особенно УПА, говорить не приходится. Зато не следует забывать и о том, что, совершая по Украине походы и уничтожая немцев, препятствуя вывозу продовольствия Украинская Повстанческая Армия помогала Советской Армии в борьбе с фашистской Германией.

В ноябре 1941 года оперативные военные части СС, созданные гитлеровцами для ликвидации населения, получили приказ командования. В нем говорилось, что «Движение Бандеры» готовит антинемецкое восстание на оккупированных территориях. Цель — создание независимого украинского государства». Поэтому подразделениям этих головорезов предписывалось «всех выявленных бандеровцев расстреливать, перед тем тщательно допросив».

Напомню, что сразу после провозглашения Акта восстановления Украинского государства 30 июня 1941 года, Степан Бандера оказался под домашним арестом, а затем и в концлагере Заксенхаузен. Но об этих фактах в сегодняшней России, которая так «борется с нацизмом», предпочитают не вспоминать.

«Кто бы что ни говорил об УПА, она оставила заметный след в нашей истории, — убежден Юрий Шухевич, сын главнокомандующего УПА Романа Шухевича. — Я не исключаю, что ее жертвами могли стать и гражданские люди, не имевшие прямого отношения к репрессивным советским или партийным органам. Однако не следует забывать, в каких сложных условиях действовали повстанцы, какие провокации устраивали против них, чтобы вызвать среди населения ненависть к ним... «.

Весной 1955 года, по официальным данным, в националистическом подполье оставалось 525 бывших воина ОУН и УПА. Последние из них были уничтожены 14 апреля 1960, близ хутора Лозы на Тернопольщине: это были повстанцы П. Пасичный и А. Центарский, которые вступили в смертельный бой с чекистами. Но с их смертью борьба за окончательное освобождение Украины от коммунистов не прекратилась. Ее продолжили другие люди, в частности Левко Лукьяненко, Вячеслав Чорновил, братья Горыни, Василь Стус, Олекса Тихий, Валерий Марченко, Алла Горская и десятки, сотни других патриотов Украины. Многие из них не дожил до того дня, когда на карте мира появилось Украинское государство. 

Сергей ЗЯТЬЕВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ