Александр Солонтай — новый гость Летней школы журналистики «Дня». Эксперт Института политического образования, общественный активист, один из лидеров объединения «Сила людей», который активно участвовал в революционных событиях на Евромайдане. В новый парламент он не попал, однако, по его словам, об этом совершенно не жалеет: «Мы не считали нужным присоединяться ни к одной из олигархических команд и решили сделать то, ради чего начали создание другого формата украинской политики». Во время разговора участники подняли ряд вопросов относительно нововведений в прокуратуре, реформирования института гражданства, нового избирательного законодательства на местных выборах, внесения изменений в Конституцию и создания альтернативной системы политики в Украине.
«В ПРОКУРАТУРЕ НЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К НАБОРУ РАБОТНИКОВ»
Екатерина САДЛОВСКАЯ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко: — Недавно генпрокурор Виктор Шокин заявил о создании «молодежной прокуратуры». Как вы оцениваете реформу прокуратуры, ведь это уже третий генпрокурор после Евромайдана?
А. С.: — Институт Генеральной прокуратуры в Украине до сих пор не реформирован. Старые генпрокуроры действуют в старом режиме, потому то, что происходит в Украине, ставит под удар Виктора Шокина. Привлечение молодой крови в виде «молодежной прокуратуры» никак не поможет этой системе.
Украина со времен Евромайдана имела три генеральных прокурора, два председателя СБУ, два Президента (Турчинова и Порошенко) и одного руководителя МВД. Критической точкой для Виктора Шокина является осень, вторая годовщина Евромайдана, ведь возникает вопрос о том, кто виноват в избиении студентов и каковы результаты расследования с начала расстрела людей на Грушевского. Для Арсена Авакова же такой точкой может стать любой инцидент. Первый — марш «Правого сектора» в Киеве, второй — срыв промежуточных выборов в Верховную Раду на 205 округе в Чернигове.
Общество требует движения. Если его нет — нужно менять кадры. Это не выборные должности, потому общество будет давить на Президента и премьер-министра.
Иван КАПСАМУН: — Как вы прокомментируете конфликт в руководстве ГПУ между Гузиром и Сакварелидзе-Касько? Действительно ли последние намерены что-то изменить?
А. С: — В прокуратуре нет профессионального подхода к набору работников. Виктора Шокина назначили потому, что ему доверяет Порошенко, и такой личностный подход существует по всей властной вертикали. У Украины нет послов в десятке важнейших стран, в том числе посла в Евросоюзе. Ведь подобрать человека, который лично лояльный и профессионально выполняет свои функции, для Президента трудно.
Татьяна ЛИТВИНЧУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко: — В связи с набором иностранцев на государственные должности в Украине возникает вопрос по поводу отношения к украинскому институту гражданства. Нужно ли нам легализовать возможность иметь два гражданства?
А. С.: — У нас одно гражданство, и это должно четко проверяться. Ведь, к примеру, в Закарпатье много людей имеет венгерские паспорта, во Львовской и Волынской областях — польские, в Одесской области — болгарские, в Крыму — российские.
Вообще человек, который назначается на высшую государственную должность, — это, в первую очередь, показатель выполнения законов. Неужели все эти латвийцы, грузины, британцы, американцы и россияне во власти — только украинские граждане? Не верю. Значит у нас не одно гражданство, а два. Почему тогда не предусмотрена административная ответственность за сохранение второго паспорта? Если ее нет, то нужно разрешить двойное гражданство. Я соглашаюсь на оба варианта.
«ПЯТЬ ПОЛИТСИЛ ПАРЛАМЕНТА ПРИНЯЛИ ЗАКОН «О МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ» С ЦЕЛЬЮ ВЗЯТЬ ПОД КОНТРОЛЬ МЕСТНУЮ ВЛАСТЬ»
Мария ГЕНИК, Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова: — Вы критиковали Закон «О местных выборах». Почему? Что Украина получит в результате этих выборов?
А. С.: — Такое впечатление, что даже те депутаты, которые, казалось, являются надеждой гражданского общества, не знают украинскую историю. Они не понимают, что создали то, что уже было: партийные списки, партийную монополию, императивный мандат, — не удастся. Мы все это проходили в 2006 году после Помаранчевой революции. В течение двух лет после выборов депутаты не знали, как взять под контроль украинское общество. Поэтому вместо децентрализации внедрили подконтрольные партийные выборы. Так в Украине в 2006 году на уровне местной громады исчезли кандидаты.
Вот есть в Украине на местном уровне жилищные кооперативы? А молодежные организации, редакции газет, телевидение, ассоциации предпринимателей, клубы ветеранов, национально-культурные общества, родительские комитеты? Им просто запретили принимать участие в местных выборах, зато — позволили партиям. Вы слышали о существовании политических партий на местах?
В Украине вообще нет ни одной политической партии. Есть фан-клубы Порошенко, где его членов объединяет одно: они все от него фанатеют, потому что рядом с ним можно что-то урвать. Есть еще фан-клубы Садового, Яценюка, Ляшко и Юлии Тимошенко. А партия — это объединение людей по идеологическим убеждениям, которые видят, как совместно построить Украину. Идеология — это структура, программа, в которую верят члены партии, потому их немного.
Пять политических сил парламента приняли Закон «О местных выборах» не с целью построить местное самоуправление, а с целью взять под контроль местную власть. Тем самым они предали все, о чем говорили перед этим: децентрализацию, местное самоуправление, громады, чтобы их люди на местах пришли к власти.
Президентская команда думает так, как думал Янукович: «Сделаем такой закон, чтобы забрать побольше местной власти. Тогда мы будем держать страну под контролем». Посмотрите на Януковича — много ли местной власти он взял? Сначала все скажут Порошенко: «Да, мы за тебя!», зайдут под его предводительством в местную власть, а затем скажут: «До свидания!». Только он лично будет нести ответственность за ситуацию и вместе с Кучмой, Ющенко и Януковичем будет дискредитированным президентом.
Команда Порошенко могла бы выиграть эти местные выборы, не принимая в них участия. Они могли сказать: «Призываем всех: волонтеров, активистов, ОСББ, микрорайонные комитеты, домовые комитеты, родительские собрания, журналистов, активистов, профсоюзы — все идите на местные выборы и займитесь местными делами». В результате много молодых людей на местах включились бы в этот процесс. Они были бы лояльны к Президенту, если бы он регулярно с ними встречался.
Вместо того чтобы мыслить стратегически, наши лидеры мыслят категориями «здесь и сейчас», и эта логика их погубила. У Порошенко столько полномочий, что он не может ими распорядиться.
Административно-территориальная реформа и программа децентрализации имела альтернативу — оставить старый закон с внесенными изменениями относительно двухтуровых выборов городских голов. До этого нужно ввести ограничение политической телевизионной рекламы, чего так и не сделали, обязать всех кандидатов общаться с людьми, а не вести агитацию через телевизор. Также нужно усилить ответственность за подкуп и фальсификацию. Все конкуренты Порошенко были бы разрушены, потому что они не умеют делать выборы иначе, чем за деньги.
Кроме этого, нужно распустить ЦИК, ведь нет ни одного аргумента, почему она должна функционировать в Украине. ЦИК политически, юридически и психологически не способна проводить честные выборы. Но Верховная Рада приняла новый закон, согласно которому ЦИК создает по всей Украине не 225 окружных избирательных комиссий, как это было на парламентских или президентских выборах, а 1000 территориальных избирательных комиссий.
Мне как потенциальному политику они дали огромные преференции. А для страны сделали большую беду. Партиям выгоден этот закон. Я как эксперт Института политического образования, который 10 лет преподает местное самоуправление, отвечаю с точки зрения интересов страны: через 10-20 лет это будет иметь необратимые последствия. Вместо того чтобы стимулировать создание ОСББ, самоуправление, домовых, квартальных, уличных комитетов, нам в очередной раз предлагают голосовать за олигархические партии. Таким образом они потеряли шанс на продолжение своей политической карьеры. У нас давно уже не было президента, который имеет шанс быть избранным на второй срок. Кучма получил этот шанс путем фальсификации и крови на своих руках. А Ющенко даже во второй тур не попал. Янукович не принимал участия в выборах. А Порошенко тоже идет по их ошибочному пути.
«ЭТОТ ПАРЛАМЕНТ НЕ ПРОЖИВЕТ ВСЕ ПЯТЬ ЛЕТ, ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ НЕПРЕМЕННО БУДУТ»
Оксана ГРУБА, Львовский национальный университет имени Ивана Франко: — Какая одна из наибольших проблем этого парламента? И не допускаете ли вы досрочные выборы?
А. С.: — Этот парламент не проживет все 5 лет, досрочные выборы непременно будут. Ближайший термин — это весна 2016 года, самый поздний — конец 2017 — весна 2018 года. В конце октября 2017 года в Украине состоятся вторые очередные местные выборы, если примут проект изменений в Конституцию. Таким образом, октябрь 2017 года может стать для всех компромиссной датой внеочередных парламентских выборов.
Если снимут депутатскую неприкосновенность, то в следующую ВР не попадет большое количество бизнесменов, которые туда пошли исключительно для «корочки» иммунитета.
Для того чтобы пройти в сегодняшний парламент, политические партии потратили огромное количество денег. Но если мы хотим получить другую политику и других народных депутатов, людям необходимо собирать деньги для своих кандидатов, поддерживать их, вместе с ним принимать участие в избирательной кампании и голосовать. Тогда они будут не отрабатывать чьи-то деньги, а работать на нас. Поэтому нужно принять законодательство о политических партиях, о политических фондах, об открытых списках на выборах, в котором будет предусматриваться оплачиваемая государством политическая реклама. Новый формат политики — это не новые лица, форма или дизайн, это содержание и качество. Мы можем одно и то же заворачивать в разные обертки, но «конфета» будет та же.
«МЕСТНЫЕ РАДЫ НЕ ПОЛУЧАТ ПРАВО ФОРМИРОВАТЬ ИСПОЛКОМЫ, ПОКА НЕ СОСТОЯТСЯ ЕЩЕ ОДНИ МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ»
Наталия ПУШКАРУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко: — Александр Ельяшкевич во время встречи с Летней школой журналистики отметил, что изменения в Конституцию могут предоставить Президенту почти неограниченные полномочия. Какова ваша оценка?
А. С.: — Действительно, если прочитать текст изменений в Конституцию, то мы увидим, что районные и областные государственные администрации сменяются префектурами, а функции исполнительной власти на местах, в районах и областях будут исполнять райисполкомы и облисполкомы при районных и областных радах. Президент не представляет исполнительную власть на местах, но имеет возможность ее контролировать, отменять ее решения, распускать. Если они нарушают законы Украины, Президент через префекта имеет право приостанавливать их полномочия.
Но в проекте изменений в Конституцию есть переходные положения, которые будут отменены лишь тогда, когда в Украине дважды пройдут местные выборы. То есть только через два года местное самоуправление расширит свои исполнительные функции и отделится от государства, обл— и райадминистрации исчезнут, а префектуры появятся. Районные и областные рады не получат право формировать исполкомы, пока не состоятся еще одни местные выборы. Всю страну наполнили информационной атакой о том, «есть ли в Конституции особый статус Донбасса», чтобы никто не обратил внимания на эту ключевую вещь.
Наталия БЕЗВОЗЮК, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова: — Вы родом из Закарпатья, в 2006—2010 годах были депутатом Закарпатской областной рады и знаете изнутри ситуацию в регионе. Вы можете назвать этапы деградации, которая привела к ситуации в Мукачево? Как разрешать эту ситуацию? Могут ли кадровые изменения, которые там проводит Президент, улучшить ситуацию?
А. С.: — Деградация действительно происходила, ведь получается, что в Украине в любое место может прибыть колонна вооруженных людей и делать что хочет. И в любой точке Украины в любой момент может возникнуть такая же ситуация — их уже было десятки. Но события в Мукачево стали известны лишь потому, что там был убит человек, а потом подъехала милиция и начались взрывы. К этому не была готова ни одна из сторон, ни Президент, ни «Правый сектор», ни россияне, которые пытаются раскачать ситуацию еще и на западной Украине.
Но государство должно сделать национальный вывод из данной ситуации — либо все недоукомплектованные вооруженные формирования входят в Вооруженные силы Украины, либо их распускают. По состоянию на сегодняшний день отсутствие порядка несет большую угрозу, чем внешний враг. В зоне АТО воевали подразделения МВД и «Правого сектора», так почему же нет единого руководства силовым блоком? Кроме того, возникла необходимость общественного контроля над силовыми органами, ведь у нас есть соответствующий закон, который не реализуется, и нет даже полного перечня силовых органов.
«ДЕМОНТАЖА «СИСТЕМЫ КУЧМЫ» НЕ БУДЕТ ПРИ ПОРОШЕНКО, ПОТОМУ ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ЭТОЙ СИСТЕМЫ»
Елена ЛИТВИНОВА, Львовский национальный университет имени Ивана Франко: — Вы много путешествуете, прокомментируйте, пожалуйста, как изменяется наша страна и в каком состоянии мы находимся в настоящий момент?
А. С.: — Действительно, в этом году 125 из 150 дней я провел в поездках по Украине. Я смотрю на то, что происходит в регионах, и в очередной раз убеждаюсь, что между ними нет особой разницы. Конечно, есть определенные нюансы, но очевидно, что Украина едина. Два самых нетипичных региона — Донбасс и Крым в настоящий момент фактически не под нашим контролем. Все остальные более-менее однообразны: русифицированные города, украиноязычные села, одна-две зажиточных семьи на село, 10—20 на поселок, 4—5 олигархических кланов в каждом регионе, 1—2 местечковые политические силы в виде подконтрольной кому-то политической команды, 4—5 телеканалов на каждый регион, 10—20 СМИ, доминирование национального ТВ как средства коммуникации. Всюду много зароботчан, которые спасают регион от беспросветной бедности, «закачивая» неформальными каналами средства. Всюду расцвет коррупции — многие получают полторы-две с половиной тысячи гривен и делают вид, что на эти деньги живут. Хотя есть люди, которые действительно живут за эти деньги — несчастные пенсионеры, для которых 50 гривен — это деньги. Минимальное количество людей читают.
Мария ВОЛОШИН, Львовский национальный университет имени Ивана Франко: — На одном из круглых столов в «Дне» вы сказали, что «Порошенко не без помощи Кучмы, а Яценюк не без помощи Пинчука стали теми, кем они являются сегодня». В каком состоянии находится страна, если до сих пор в Апелляционном суде Киева идет рассмотрение «дела Гонгадзе-Подольского»? Как нам выбраться из «системы Кучмы — Януковича»?
А. С.: — Очевидно, рассмотрение этого резонансного дела до сих пор тормозится. Демонтажа системы не будет при Порошенко, потому что он является частью этой системы. Он гарантирует неприкосновенность предыдущим президентам — Кравчуку, Кучме, Ющенко. Так остается до тех пор, пока в Украине не будут проведены первичные реформы, которые могут стать ключом к следующему этапу. Прежде всего, это снятие неприкосновенности, внедрение настоящего правосудия, децентрализация, создание реального самоуправления, реформирование правоохранительных органов. Второй этап — деолигархизация экономики. Поэтому либо представителей старой системы не станет, и тогда нужно будет просто дать историческую оценку их деятельности, либо встанет вопрос о привлечении их к ответственности по уголовным делам. Прежде всего Кучмы — за «дело Гонгадзе — Подольского».