Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда в Украине появятся настоящие партии?

«Многие мои ровесники в политике уже имеют миллионы на счетах. Но я все равно богаче, чем они, потому что у меня есть идеи», — Александр СОЛОНТАЙ
9 августа, 2017 - 18:49
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Среди немногих политиков (и это не случайно), которых редакция пригласила стать лекторами для участников Летней школы журналистики «Дня», — Александр Солонтай, эксперт Института политического образования, общественный деятель и один из лидеров партии «Сила людей». Он относится к еще пусть не очень известным, но людям, которые после Майдана сделали выбор — не идти в олигархические проекты, а строить политическую силу «снизу». Александр в ответах на вопросы летнешкольников говорил не просто теоретические вещи, а часто объяснял, как это работает на практике. Говорили и о качестве парламента, и о  возможных сценариях развития событий на будущих президентских выборах, и о Евромайдане, и о местном самоуправлении.

«НЕРАБОТАЮЩИЙ ПАРЛАМЕНТ СЕГОДНЯ — ЭТО БЕДА»

Карина  ХАЧАТАРЬЯН, Сумский государственный университет:

— Как бы вы оценили нынешнее состояние украинского парламента?

— Если говорить в целом о работе, то это неадекватная Верховная Рада. Не беда, что сейчас лето, а вы не на пляже? — Не беда. А депутаты считают, что беда. Поэтому они сразу по окончании сессии обеспечили пляжи своими телами. Не катастрофа, что вы сейчас не дома? — Не катастрофа. А для них не катастрофа, что парламентские комитеты не работают, коалиционное соглашение не выполняется, план законодательных работ не воплощается.

В стране война, а парламент не работает! Другое дело, если бы они шли на каникулы по графику. А у них же долги, начиная с первой осенней сессии 2014 года. В каждой сессии остались недоработанными внесения изменений в Конституцию, которые не дошли до конца, законы экономических базовых реформ, у них даже по преамбуле коалиционного соглашения остались долги. Они как студенты, которые перешли на третий курс, а долги по предметам тянутся еще с первого. Вот почему не удивительно, что в Украине люди доверяют кому угодно, только не власти.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Для меня очень важный критерий — работать. Эта Верховная Рада, так же, как и прошлые, не придерживается этого критерия. Но если раньше государство было президентско-парламентским, то после Евромайдана мы снова стали парламентско-президентским государством (хотя сегодня реальная власть все равно в руках Президента). Поэтому неработающий парламент сегодня — это беда. Это значит, что многие институты в стране работают вяло или не работают вообще.

«ПЕРЕЙТИ В ПОЛИТИКУ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СОСТЯЗАНИЙ МОГУТ ТОЛЬКО ПАРТИИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ИДЕОЛОГИЮ»

Илона ЛОЖЕНКО, КНУТКиТ им. И.К. Карпенко-Карого:

— Когда, по вашему мнению, в Украине появятся настоящие идеологические партии, которые бы соревновались на уровне платформ, а не клубы по защите интересов. Действует ли в Украине закон о финансировании партий?

— Я вам скажу больше, одно из достижений в Украине — это Закон «О государственном финансировании партий», который действует. Поэтому есть смысл всем гражданам понять, что когда ты бросаешь бюллетень в урну, ты бросаешь часть своих налогов политикам, за которых голосуешь. Например, сейчас шесть фракций, которые представлены в парламенте, уже получили государственное финансирование. Вы, возможно, заметили, что несмотря на то, что нет выборов, увеличилось количество телероликов, появились промо политических партий. Это и является государственным финансированием.

Но ситуация такова, что отчитываться за партийные деньги нужно было раньше, чем поступило государственное финансирование. Отчеты нужно было сдавать заранее, а затем формировалось и предоставлялось государственное финансирование. Партия «Сила людей», конечно, также сдала свой партийный отчет. Так оказалось, что мы богаче, чем партии Порошенко, Яценюка, Ляшко и еще кого-то вместе взятых. Мы маленькая партия по сравнении с ними, но у нас все в «белую». А они — большие партии, но в них все в «черную». Богаче нас оказалась только «Батьківщина». Ведь они много чего легализовали в те времена, когда при президентстве Януковича их «прессовали».

Миллионы государственного финансирования, которые зашли на счета партий, нужно тратить легально. На данном этапе уже появились легальные сотрудники, легальные офисы, аренда, мебель, акции, реклама, редакции. Но это только вершина айсберга. Базовые деньги пока так и не появились на партийных счетах. Вторая волна государственного финансирования реально заработает тогда, когда в парламент зайдут идеологические партии, для которых эти деньги станут средством для существования. Вот тогда это государственное финансирование будет делать партию подконтрольной налогоплательщикам.

Однако просто взять неидеологические партии и заменить на идеологические с помощью государственного финансирования невозможно. Государственное финансирование только укрепляет фейковые олигархические проекты, которые благодаря финансированию становятся более стойкими. Перейти в политику общественного служения и идеологических состязаний могут только партии, которые имеют идеологию. Эти партии должны включать в себя лидеров, для которых сама политика не является бизнесом.

Какова сегодня ситуация? Молодой человек вашего возраста смотрит на политиков и думает, что политика — это крутой «Мерседес», деньги, статус, одежда, фото, рестораны, телевизор. Чтобы появились идеологические партии, должны быть идеологические политики, лидеры, которые эти партии создадут. Когда будешь жить за деньги общества, которые дали тебе граждане, ловить тех, кто крадет у общества, жить скромно, будешь полностью подотчетным, подконтрольным, не будешь иметь частного бизнеса, тогда ты будешь принадлежать обществу. И это более крутая штука, чем «бабло», потому что ты сможешь собирать идеи и воплощать их.

Многие мои ровесники представляют наихудшие модели современных украинских политиков. У них почти нет идей, которые они воплотили, зато есть миллионы на счетах. Но я все равно богаче, чем они. У меня нет миллиона на счету и никогда не будет, однако я знаю вещи, проекты, мероприятия, идеи, которые были воплощены и которые еще нужно воплотить. Для того, чтобы сформировать идеологическую команду политиков, мне нужны такие же парни и девушки, как я, которые мыслят такой же категорией.

Беда украинской политики не в том, что верх берут демократы, либералы или националисты, а в том, что украинской политикой заправляют люди, для которых ни одна идея не является ценной, они не верят ни во что, занимаются имитацией и зарабатыванием денег.

«РЕВОЛЮЦИЯ НА ГРАНИТЕ, «УКРАИНА БЕЗ КУЧМЫ», ПОМАРАНЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ, ЕВРОМАЙДАН — ЭТО ВСЕ ОТЛОЖЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ»

Богдана КАПИЦА, Национальный университет «Острожская академия»:

— В интервью «Дню» в прошлом году вы отметили: «Я не смотрю на Евромайдан как на революцию, которая уже завершилась». Что вы имели в виду? И когда наступит ее завершение?

— У Евромайдана были определенные требования. Мы можем говорить о завершении революции в том случае, если хотя бы 50% этих требований будет выполнено. Проанализируем, что выполнено. Во-первых, узники вышли из тюрем, и политические репрессии в Украине закончились. Во-вторых, устранена конституционная узурпация, государство, согласно Конституции, снова стало парламентско-президентским. В-третьих, не так давно завершился полный цикл ратификации Соглашения об ассоциации, как результат мы получили безвизовый режим.

Что не выполнено? Наказаны ли виновные за избиение студентов, за репрессии, за убийства на Майдане? Реформирована ли правоохранительная система? Нет. За эти три года украинцы стали беднее. Разрыв между богатыми и бедными только вырос.

Собственно, Путин потому и вторгся в Украину, чтобы отвлечь силу, энергию, медиа, украинское общество и мир от реализации задач Евромайдана. Частично это ему удалось, но он думал, что захватит восток, юг, развалит Украину... Ошибся. Украинская нация, напротив, сцементировалась, окропилась кровью. Но мы платим огромную цену за то, чтобы иметь шанс в будущем воплотить задачи Евромайдана.

Согласитесь, невыполненного я насчитал больше, чем выполненного, поэтому до тех пор, пока не будет выполнено больше половины требований, мы не можем говорить об окончании революции. И Революция на граните, и «Украина без Кучмы», и помаранчевые события, и Евромайдан — это все отложенные революции. Они все продолжаются одновременно и будут продолжаться до тех пор, пока не будут выполнены их требования.

Мария НИТКА, Львовский национальный университет им. И. Франко:

— Во время и после Евромайдана газета «День» провела четыре круглых стола, во время которых призывала активистов, участников тех событий объединиться, чтобы не быть использованными теми, кто по факту контролировал сцену Майдана. Но, к сожалению, этого так и не произошло, активисты на парламентских выборах стали частью разных политических проектов. Почему?

— Первый момент — мы были не на том уровне. Мы только начинали свою политическую работу. До того я времени был известным общественным деятелем, но не политиком. Второй момент — ответственность самого народа. Люди умеют организовываться в бизнесе, в кооперативы ОСМД, общественные объединения, волонтерские организации, добровольческие батальоны, даже для патрулирования улиц. Сейчас они дорастают и до политической организации, то есть они уже способны организовываться в политические сообщества, и потому со временем начнут забирать власть у псевдополитиков.

Политик — это профессия, более сложная, чем любая другая. Для того, чтобы научиться профессии политика, люди проходят десятки лет испытания, учебы, они идут в местную власть, политическую партию, работают с идеологией. Начинают с помощников политиков в администрациях, занимаются политикой с утра до ночи. Государственное управление — сложная работа. Параллельно они ходят на выборы, получают поддержку, занимаются краудфандингом и фандрейзингом, учатся публичной жизни и самое главное — учатся обрабатывать запросы своей целевой аудитории, не теряя ее.

М.Н.: — Что же пошло не так, почему произошло консервирование молодых людей, которые проявили себя во время Майдана?

— Вы знаете хотя бы одного народного депутата, которому люди скинулись бы деньгами, чтобы он попал в ВР? Я знаю молодых людей, которые впервые попали в парламент, но в свой список их взяли олигархи. А от того, что за тебя заплатил олигарх, ты не становишься политиком. Политиком ты становишься тогда, когда  идешь к избирателям, чтобы услышать их потребности и принять на себя обязательство, а затем идешь в Раду и работаешь там на их потребности и за их деньги. Часть тех, кому сейчас 30—35 лет, так не делают, потому что они видели другую практику во всех предыдущих парламентах.

В тех парламентах были и другие. Единицы. Но их система уничтожала. Вадим Гетьман, Иван Гавдида, Михаил Сирота... Система, чтобы законсервироваться, убивала тех, кто против нее, и превратила политику в высоколиквидный бизнес. Спасло нас только то, что за эти годы выросло общество. Именно оно дало из своих рядов по возрасту других людей, которые основываются на частной собственности и на свободе мысли. Это общественное достояние, которое у нас есть, и должно дать новых политиков.

Пришло время новой политики, и сегодня стоит проявлять больше ответственности тем людям, которые в ней находятся. Нельзя говорить: «Я против олигархов» — и заходить в парламент по их избирательным спискам, или: «Я против коррупционеров» — и вместе с ними сидеть в ВР. Одно дело, когда я думаю, что человек ошибается и еще приобретет политический опыт, а другое, когда он обрастает неестественными для политика состояниями. Когда рядовой народный депутат становится богаче канцлера Германии, то я, по меньшей мере, перестаю с ним общаться. Поэтому я большее внимание в своей работе уделяю общению с новыми людьми, так как есть надежда, что они останутся такими, какими они являются в своих взглядах.

Убежден, что молодой генерации, то есть вам, легче, чем моей. Потому что все, кто из вас анализирует политику, могут увидеть разницу между теми, кто записывается в олигархические проекты и называется, например, «еврооптимистами», и нами, которые строят настоящую партию «снизу». Второй вариант намного сложнее, но он правильный.

«НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ ПОРОШЕНКО ПОПЫТАЕТСЯ ПРИМЕНИТЬ ТЕХНОЛОГИЮ КУЧМЫ 1999-го, НО У НЕГО НЕ ВЫЙДЕТ»

Мария ОРИЩИНА, Национальный университет «Острожская академия»:

По словам многих экспертов, Петр Порошенко уже создал предвыборный штаб и активно готовится ко второй каденции. Нарабатываются определенные стратегии, в частности то, что во втором туре желаемым оппонентом может быть Юрий Бойко. Не напоминает ли это вам 1999 год?

— Конечно, главной целью является второй тур, в котором оппонентом должен стать очевидный негодяй, на фоне которого Порошенко будет выглядеть явно лучшим. И действительно когда-то так сделал Кучма. Накануне 1999-го он пересажал много людей, кое-кто даже был уничтожен физически, расколол несколько партий, развалил «Каневскую четверку», а затем вывел во второй тур коммуниста Симоненко и во второй раз стал президентом.

Но я думаю, что у Порошенко это не выйдет. Он не Кучма. По состоянию на сегодня, согласно рейтингам, во втором туре Порошенко проигрывает Садовому и Тимошенко. Хотя год назад он проигрывал только Тимошенко, а три года вообще никому не проигрывал. Через год он с удивлением узнает, что проигрывает даже Бойко. Я это веду к тому, что он не выйдет во второй тур. А если применит те же методы, которые применил Кучма в 1999-м, то президентских выборов в Украине не будет, а будет восстание против Порошенко.

М.О.: — Есть ли шанс, что на политической арене появится новый лидер, например, его выдвинет гражданское общество, и это будет человек, который раньше не был причастен к политике?

— До президентских выборов осталось год и семь месяцев. То есть за почти 20 месяцев есть шанс, чтобы человек, который еще не баллотировался в президенты, стал мощным кандидатом и прорвался во второй тур. Это может быть даже новый человек, но он должен иметь украинское сознание, или на него должны сделать ставку серьезные и известные силы.

Оксана СКИЛЬСКАЯ, Львовский национальный университет им. И.Франко:

— В феврале 2017 года на сайте телеканала ZIK были обнародованы результаты опроса украинцев относительно уровня доверия к власти. Подавляющее большинство украинцев не доверяют Президенту, Кабинету министров и Верховной Раде. Возникает вопрос — что необходимо сделать украинским политикам, чтобы вернуть доверие своих граждан?

— Украинским политикам нужно стать политиками. Это нереально, а следовательно этим политикам вернуть доверие — невозможно. Хотя у них были такие шансы, потому что Украина пережила трагические события. Сначала Евромайдан, потом — оккупация Крыма, дальше — реальная война на востоке, которая продолжается до сих пор. Такие события могут что-то надломить внутри человека, когда он начинает бороться за свое государство. Но, как видим, не в нашем случае.

Для того чтобы появилось доверие к политикам, надо предупредить преемников, чтобы они не повторяли ошибок предшественников. То есть относиться к политике не как к способу получить крутые квартиры, отдых, счета, пенсию, социальный фонд, машины, деньги, фирмы, состояния, а как к деятельности, которая базируется на служении идее и людям. Плюс за свою работу нужно отчитываться. Тогда доверие будет расти.

Я был в одной из европейских стран, куда приехал изучать демократию, выборы... И, честно говоря, первые несколько часов пребывал в сомнении, туда ли я приехал. Спрашиваю: «Сколько времени ваша политическая сила находится у власти?» А мне отвечают: «58 лет». После Украины у меня искаженное мышление, поэтому я точно подумал не о демократии, а о том, как это они столько власть удерживают. На самом же деле там все честно и демократично. За эту партию реально голосуют избиратели, потому что они постоянно показывают результат и отчитываются о своих достижениях. Для Украины это пока фантастика.

Хотя определенная позитивная динамика наблюдается. Социологические опросы относительно доверия/недоверия к разным институтам в стране фиксируют важную вещь, что как государство и общество мы идем вперед. Рейтинг показал, что украинцы, равно как и пять лет назад, доверяют церкви и общественным организациям. А еще кому-то украинцы доверяли пять лет назад? Нет. Но по состоянию на сегодня мы наблюдаем тектонические изменения: появилось доверие к волонтерам и местной власти. На местном уровне больше всего доверяют мэрам. Почему? Прямое следствие реформы местного самоуправления и децентрализации. Появились люди на местах — сельские, городские главы, заместители городских глав, которые что-то делают и имеют доверие 70, 80, 90%.

Следующий феномен с позитивным балансом доверия — соседские объединения (ОСМД, органы самоорганизации — квартальные, районные, уличные комитеты). Это колоссальная разница между тем, что было и что есть в настоящий момент. И самое главное — это все гражданское общество. А где государство? И наконец, появился «кусочек государства». Появляется доверие к Вооруженным силам Украины. Благодаря добробатам, военным, волонтерам, героям войны, героям аэропорта, то есть парням, которые вызывали  и вызывают большое доверие.

«МЭРЫ ДЕРЖАТ ДЕНЬГИ НА ДЕПОЗИТАХ, ПОТОМУ ЧТО БОЛЬШИНСТВО РАБОТ ТРЕБУЮТ ПОДГОТОВКИ»

Антон СЕСТРИЦЫН, выпускник университета Карлтон, Оттава:

— Недавно вице-премьер-министр Геннадий Зубко заявил, что «у органов местного самоуправления сегодня на депозитах есть 55 млрд гривен». Тратить они эти деньги не торопятся, а вопросов, которые должен решать муниципалитет, много. Как заставить мэров вкладывать деньги в громаду, а не финансирование банковской системы?

— Наше правительство просто достало мэров и все местное самоуправление заявлениями, что у них много денег. Более того, в правительстве заявили: «Финансовая децентрализация состоялась, то есть мы уже дали столько денег на места, что их даже не используют, они просто находятся на счетах». В ответ мэры терпят, терпят, но заявляют: «Мы можем устроить так, что на счетах не будет ничего, просто не хочется вредить своей громаде».

А теперь объясню на примере. Сейчас лето, это хорошее время для того, чтобы асфальтировать дороги? Да. Возможно ли было это сделать, например, в апреле? Нет, потому что тогда в начале месяца даже снег падал. А когда больше поступало денег от налогов — весной или летом? Конечно, весной, потому что лето — время отпусков. Следовательно, какой был смысл мэрам держать деньги на счетах государственных казначейств, если можно было на полгода положить эти средства в банк и заработать на этом проценты? Вот мэры и положили их на депозит, потому что большинство работ требуют подготовки.

Другой пример — мэр большого города, с которым я общался. Ему для подготовки нового объекта нужно 200 млн грн. Где накапливать эту сумму — в казначействе? Но здесь возникает риск: любой казначейский баланс — проблема, потому что депутаты постоянно будут пытаться переразделить эти деньги. И даже если денег на объект не хватает, все равно лучше положить их на депозит. Так меньше рисков. И в этом нет никакой проблемы.

У нас за три года децентрализации некоторые города использовали больше миллиарда гривен. Проедание денег часто составляет 90% бюджета города. Правительство не туда смотрит — вместо того, чтобы давить на громады своими подрядчиками, лучше бы создали прямую зависимость от финансовой поддержки. То есть объявили: «Те, кто из вас вложил в экономическое развитие и за год добился открытия новых рабочих мест, получат дополнительную субвенцию».

Летняя школа журналистики 2017 проходила при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине

Мария ОРИЩИНА, Александр САВЧЕНКО, Летняя школа журналистики «Дня»-2017
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ