Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искушения «Черной рады» – путь к Руине

Как прото-элите и народу преодолеть наследие «безгосударственных» времен
14 марта, 2019 - 18:51
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«...Якби розказати

Про якого-небудь одного магната

Історію — правду, то перелякать

Саме б пекло можна.

А Данта старого

Полупанком нашим можна

здивувувать.

І все то те лихо, все, кажуть,

від Бога!»

Тарас Шевченко. «Іржавець»   

Украинцы, воистину очень сильный народ, в крайне тяжелых, нередко нечеловеческих, условиях, нашли в себе  силы, невзирая на длительное время «бездержавності» таки сохранить свой язык, культуру, национальные ценности. И главное — решительность бороться за свободу (волю). В то же время у нас есть слабое место — нам нужно научиться строить государство. Но очень важная вещь: это умение, это стремление, эту решительность нужно наращивать!

Конечно, в приведенных строках Шевченко есть большая глубина, большое проникновение в нашу тяжелую «историю-правду», чем в популярной в настоящее время формуле Винниченко «Украинскую историю нельзя читать без брома». Вещь также в том, что каждый черпает из истории то, что лично ближе для конкретного человека: кому-то — флаги, военные победы, «гетьмання, панування» (Иван Франко, «Сідоглавому»), а кому-то — «одвічнеє страждання» Украины (из того же стихотворения). Думаю, что настоящее философское, панорамное, правдивое постижение «истории-правды» — в гармоническом сочетании обоих этих ракурсов. Не в противопоставлении. Если же прибавить и науку создания государства, то в итоге получим тот «кристалл позитивного опыта», который нужно наращивать.

Когда думаешь над историей Украины на протяжении многих веков, то приходишь к печальному выводу: существует определенный алгоритм наших хождений по «заколдованному кругу», который и определил в итоге ту, по меньшей мере, неутешительную картину, которую воспроизвел Шевченко. А именно: эффект Черной  рады является циклическим — сначала торжественный сброс предыдущей власти со всеми  ее институциями — утверждение новой власти, которая и не собирается  выполнять свои обещания, — ложь, демагогия, безудержное обогащение новых власть предержащих — справедливое возмущение «посполитого» народа, взрыв гнева — новая Черная рада   — хаос в государстве — приход новой, часто чужой «сильной руки», которая жестко наводит порядок. И все повторяется снова. Вот такая «квадратура  круга». Как из нее выйти? Прежде всего, нужно знать, как и почему возникают Черные рады.

Этот год — юбилейный: Украина отмечает 200-летие Пантелеймона Кулиша, автора классического и доныне в полной мере злободневного романа «Чорна рада». Благодаря, в частности, и обстоятельным трудам профессора Петра Кралюка (новый  цикл  его статей на эту проблематику «День» начинает печатать в сегодняшнем номере) наш читатель знаком с историческим контекстом вопроса. Но еще есть прикладные, политологические аспекты. Тем более что враги  Украины хорошо используют наши недостатки: наивность, импульсивность, неохоту к рутинному труду, нетерпение, о котором писал еще Павел Скоропадский; он советовал  украинским патриотам 100 лет тому назад: дождитесь, когда вырастет национальная элита, не спешите все ломать!

В настоящее время такие действия — на руку Москве, которая оставляет себе все виды имперства и авторитаризма, а нам стремится  оставить все виды анархии, на руку Путину, который, пусть и не объявляет это публично, но считает, что Украина не является и не может быть полноценным государством. Поэтому главное — не способствовать ему в утверждении такого взгляда.

«Черные рады» (разные по форме, однако ощутимо похожи по содержанию)  сопровождают нашу историю, будто стая черных  воронов. Юридического «закона» здесь не найдешь — все попытки урегулировать хотя бы  каким-то правовым  способом этот «праздник народной победы» всегда испытывали неудачи. И это неслучайно. Легко  ли упорядочить  законом пиратские «обычаи», когда главное — взять максимальную добычу, а что дальше — не важно (пуля, виселица, огонь — нам, отчаянным, все равно). И все же можно выделить определенные моменты, которые, повторяясь периодически в украинской истории, позволяют сделать определенные выводы.

Черных рад  в истории Украины было, по крайней мере, десять, если начинать отсчет от восстаний малоимущих киевлян 1068 и 1113 годов, которые, между прочим,  сопровождались не только погромами, но и масштабным перераспределением собственности, — второе из этих восстаний сумел мирно «погасить» Мономах; дальше — четыре наибольших крестьянских и казацких восстаний ХVI—ХVII века против Польши под руководством Косинского, Наливайко,  Бута и Остряницы,  которые  удивительным образом совмещали в себе элементы национально-освободительной борьбы и той же таки Черной рады. Дальше — конечно, наиболее знаменитая Неженская Черная рада 16-18 июня 1663 года, когда радикализованная казацко-крестьянская «голь», подстрекаемая блестящим демагогом Иваном Брюховецким и при поддержке Москвы, расправилась с властной, привычной и «солидной» казацкой элитой в лице Якима Сомко и Василия  Золотаренко. Это — классический сюжет, который демонстрирует, к чему может привести, с одной стороны,   люмпенская   психология «все взять и разделить», а с другой —  высокомерие и напыщенность власти. И, конечно, нельзя не вспомнить кровавую Колиивщину 1768 года и грандиозную Махновщину 1918—1920 гг.  Закономерным  следствием  этих  «молний народовластия» всегда была Руина.

Олег Ольжич в статье «Дух Руины» еще 80 лет тому назад отмечал: «Вся історія України — це боротьба  двох сил: конструктивної, що скупчує українську потугу, і руїнної, що розпорошує її у взаємному самопожиранні та несе  розбиття і розклад, а вслід за цим завжди йшло панування чужинців над  Україною». Эти слова обретают понятное содержание в свете «грозовых тенденций» настоящего.

 Чем были все те Черные рады? И почему они снова и снова возрождались?

1. «Черная рада» — это месть. В представлении «голи» — святая, справедливая и праведная. Месть за унижение, бедность, пренебрежение  власть предержащих  к людям. Эти  действия  разрушают не только государство как такое, но и хотя бы минимальный общественный порядок, экономику, культуру и закон (потому что вместо него будет господствовать этот «закон Черной рады»). Они, безусловно, являются губительными — и в ХІІ веке, и в ХVII, и в настоящее время). Оправдать их невозможно, но  понять можно: когда значительная часть общества чувствует, что «верхушка» длительное время относится к людям как к «быдлу», то желание мести является естественным. Отсюда вывод для «верхов» — не доводите ситуацию до взрыва, вам же хуже будет!

2. «Черная рада» — это передел имущества, «добра», состояний. Совсем не факт, что этот  передел будет осуществляться на принципах настоящей справедливости. «Добро»  князей Изяслава или Святополка, приближенных к ним богатых дружинников или бояр делили повстанцы еще при княжеских временах. Не говоря уже о 1663 годе, когда Брюховецкий «бросил в народ» лозунг: «Все будем равны!» Вот только реально он невероятно обогатился (вместе с новой «верхушкой», которая пришла с ним), а рядовые казаки, мещане (та самая  «чернь») испытала еще большую бедность. И казни врагов (а какая  же Черная рада без этого) быстро  стали обычным явлением.

3. Черная рада и ее вожди. Последние могут быть ловкими демагогами (как тот же Брюховецкий) или же, наоборот, народными героями, которые искренне, свято веруют в свою правду (как Зализняк, Гонта, Махно) — однако объективно их роль, к сожалению, является во многом руинной. Потому что разрушать, ломать, как правило, легче, чем создавать цивилизованное государство (о Махно — отдельный  серьезный разговор).

4. Черная рада неминуемо — с нерушимостью закона из сферы точных наук — приводит к длительной внешней зависимости государства, фундаменты которой разрушаются. В нашей истории  такое бывало не раз: Брюховецкий крепко привязал Гетманщину к Москве; Петлюра, Винниченко и Махно, нанося удары по Скоропадскому, поневоле втянули Украину в орбиту «красной» Москвы и Польши.

5. Черная рада под призывы к справедливости, истоки которых, повторимся, можно понять, даже эмоционально поддержать, приводит  в конечном итоге к такой кровавой вакханалии, что народ видит уже выход в «железной», «сильной» руке —  пусть даже и чужеземной.

***

Понятно, украинские Черные рады были не уникальными в мировой истории. В Московском государстве целая «когорта» царей, начиная с Василия Шуйского и до  Петра I включительно, пришла к власти в результате кровавых восстаний (Петр — в возрасте 10 лет был провозглашен царем после страшного бунта стрелков; выросши, он беспощадно «закрутил гайки»). Были казнены в результате революций Карл I Английский и Людовик ХVI Французский — но, что важно, приговор выносили  депутаты парламента или созданная ими судебная коллегия. Это  отличает европейские революции, даже очень жестокие, от нашей Руины.

Важно изучить мнения выдающихся мировых мыслителей о государстве, хаосе, порядке и справедливости в нем — от Платона до наших современников.  Платон был убежден, что власть «охлократии», власть толпы  идет против интересов народа (в то же время  он предупреждал: «Наказанием за гражданскую пассивность является власть негодяев!»)   Об этом же говорят  и Макиавелли, и Монтескье с его теорией «разделения власти», и Гегель, и Джон Локк, и Дэвид Юм.  В  Европе, невзирая на все трагедии, научились держать под контролем «темные начала» народа.

Не менее интересные выводы можно найти и у философов ХХ века, которые глубоко изучали причинно-следственную связь между стихийными «бунтами толпы» и следующей тиранией. В чем заключается эта связь?

Вот что пишет Ханна Арендт в труде «Источники тоталитаризма»: «Всегда было истиной, что толпа встречает действия «сильного» человека восторженным возгласом: «Может, это и подло, однако как же ловко!». А Хосе Ортега-и-Гассет отстаивал такое мнение («Восстание масс»): «Вопреки распространенному суждению, служение — это выбор и судьба  избранных, а не массы».

И сурово предупреждал при этом: «Если несколько поколений подряд так и не дадут людей, действительно способных к умственному труду, то есть достойных быть примером, определять надлежащий уровень, то по закону наименьшей затраты сил мышление масс деградирует. И тогда народ, без вины, подурачившись, будет обречен на полное вырождение». Не от повторения такого ли типа украинской трагедии предостерегает Ортега-и-Гассет и украинцев?

***

А теперь  другая проблема: как преодолеть наследие Черных рад?

Поэтому, лаконично поговорим о системных, запущенных  недостатках  власти и народа. Очень кратко остановимся на таких из них (начнем с власти, потому что ее ответственность или безответственность очень часто является решающей)

1. Правящему политическому классу и до сих пор присущи колебания, шатания в ту или другую сторону. В частности, шатания внешнеполитические (если Хмельницкий, например, умел  искусно выстраивать отношения со Швецией, Турцией, всеми мощными  соседями, то на то он и был Великим Гетманом — уже  его преемники этого таланта  не имели). А печально известная «многовекторность» Украины 1990-х — 2000-х годов нанесла государству огромный вред. Прибавим к этому еще и такое: неспособность понимать, что каждое государство (те, что входят в ЕС тоже) защищает, прежде всего, свои интересы.

2. Неумение контролировать аппетиты: свои собственные и близких. Может, даже не стоит углубляться в княжеские или гетманские времена: современные политические коллизии (в частности, предвыборные) показали здесь очень много чего. А этот недостаток — кратчайший путь к Черной раде.

3. Небрежное отношение к «выращиванию» ценностей (вещь очень опасная, потому что мстит за себя). Если бы нынешняя  «элита» поучилась этому хотя бы у Ярослава Мудрого.

4. Доверие не к лучшим, а к «своим». Может, наихудшая черта наших «верхов», «византийская» в худшем смысле  слова — это как раз и погубило ту мощную империю. Правители  Византии подбирали высших чиновников исключительно по признаку личной преданности. И когда этот процесс стал необратимым — история вынесла Византии свой приговор.

5. Отсутствие трудовой этики, жизненно важной для государства и общества, часто даже отсутствие желания и навыков ее «выращивания». Понятно, что это не приведет к хорошим последствиям.

Непонимание  простой, но жизненно важной истины: самый надежный союзник власти — лучшая часть собственного народа. Именно такой «альянс» оградит   общество  от Черных рад. Но вместо этого — неизлечимая пренебрежительность, феодальная практика в худших традициях прошлого.

Означает ли все это, что украинский народ является безгрешным, что нет оснований говорить о его недостатках (по меньшей мере, значительной  части его) и о его ответственности? Никоим образом. Очертим лишь некоторые из них.

1. Неумение честно выполнять свои обязанности — а часто и неспособность понимать их. А права являются объектом значительно большего внимания граждан. Однако люди мирятся с их нарушением.

2. Несостоятельность защитить и отстоять своих «сильных» (от  Ивана Мазепы до Павла Скоропадского и Евгения Марчука).  Это — наша общенациональная беда. Потом —   в который раз ждем «Вашингтона».

3. Наивность, готовность верить демагогам, которые обещают «золотые горы» — просто здесь и сейчас. Нет здравого ощущения подозрения (а то и отвращения) к таким людям.

4. Неспособность опираться разлагающему влиянию манипулятивных технологий. Это тянет за собой крайне  упрощенную  картину мира, которая очень легко усваивается. Где  уж здесь учиться на ошибках истории.

5. Вдохновение, с которым украинцы героически выходят на Майдан (следовательно, есть надлежащее чувство долга), — и лень многих к производительному,  повседневному труду (и куда же это чувство долга исчезает?).

Речь у нас идет о вещах очень серьезных. Приход к власти ловких демагогов, да еще и в условиях отсутствия «среднего класса», может спровоцировать третий Майдан, который просто «разнесет» страну. Это уже не раз бывало в истории. А умная часть общества или не смирится с этим и начнет борьбу, или просто эмигрирует. Нужно тщательным образом создавать «социальные лифты». И понимать, что декоммунизация заключается, прежде всего, не в  изменении старых названий и не в люстрации, а в возвращении людям собственности, в первую очередь земли. Это и будет истинная «декоммунизация» и «деолигархизация».

***

«Черные рады» делались будто бы «ради справедливости», но отсутствие государства, вызванное ими, опять приводит к вопиющей несправедливости и, как следствие — к следующим потрясениям и Руине Черных рад. Давно пришло  время понять: механизм изменения власти в Украине должен быть исключительно законным. Украинцам, если они сделали действительно европейский  цивилизационный выбор, необходимо обратиться к лучшим страницам нашего исторического наследия.

Для начала — к «Руськой правде» Ярослава Мудрого, что появилась на 150 лет раньше «Большой хартии вольностей», которой законно гордятся британцы. Нам нужно твердо стоять на надежной почве уважения к собственности, к человеку и к его творческому труду. Об этом в своей Грамоте, отстаивая принципы консервативно-прогрессивного течения в украинской политике, писал еще Павел Скоропадский. Самое время ей возродиться.

Лариса ИВШИНА, «День», Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ