Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«2020 год проходит без какого-либо укрепления боевой способности Украины на море»

2 января, 2021 - 12:17

Конец декабря — традиционно время не только разных отчетов, но и пора подводить итоги прожитого года. 2020-й, как никогда, был и остается сложным для всего мира. И поэтому крайне важно его проанализировать и найти те, возможно, скрытые, «залежи» оптимизма, которые непременно он нам тоже дал.

Поэтому дорогие друзья, мы еще раз обратились к вам — своим авторам, постоянным читателям, партнерам и экспертам с просьбой ответить на вопросы новогодней анкеты «Дня». Ведь и само интеллектуальное сообщество, сплоченное главным редактором и коллективом, — это еще один позитив и ресурс, который приобрел «День» за свои почти 25 лет (эту важную дату газета отметит как раз в 2021 году). Об этом ресурсе для страны не стоит забывать, и его, убеждены, непременно нужно учитывать. Ваши мнения всегда ценны дня нас.

1. 2020-й год на фоне истории (мнение, деталь, штрих, фото).

2. Кого вы считаете героем и антигероем года?

3. «День» на фоне года (авторы, статьи, проекты, которые заинтересовали вас больше всего).

4. Что придавало вам сил в этом году (события, люди, впечатления)?

5. Какие новые смыслы, уроки, ценности дал этот год лично вам?

6. В 2021-м «Дню» исполнится 25 лет. Чем он за это время стал для вас и Украины?


«2020 год проходит без какого-либо укрепления боевой способности Украины на море»

Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности:

1. Из истории войн и военных конфликтов известно, что считаются только с сильными государствами. Не количественно, а качественно сильными. Сильными умом, стойкостью и сплоченностью нации.

«Давайте говорить откровенно. Никто не поможет вам сделать выбор между миром и войной, но есть один надежный путь к миру... вы можете найти мир сейчас же... сдавайтесь! Если мы будем продолжать примирения, продолжать отступать, нам неизбежно предъявят последнее требование - ультиматум. И что потом?". Это слова Рональда Рейгана из известного выступления на национальном телевидении США в 1964 году.

Должны осознать: что бы кто-то ни говорил - красиво и витиевато, с чистыми помыслами или скрытыми смыслами, но история просто не знает успешных примеров дипломатического умиротворения агрессора. В вооруженном противоборстве примирение через исключительно дипломатические усилия в итоге означает ультиматум сильного и... капитуляцию слабого. Победный мир в войне, горячей, холодной или гибридной, приобретается только гибким сочетанием жесткой и мягкой силы, всегда закрепляет победу для одной стороны и поражение - для другой. Умиротворение агрессора может иметь только одну тактическую целесообразность - взять жизненно необходимую паузу для того, чтобы укрепиться милитарно, экономически и морально, в конце концов стать сильнее агрессора.

То есть, чтобы выстоять, победить и вернуть оккупированные территории, Украине крайне необходимо быть сильной. Стали ли мы сильнее за этот год?

По данным UBN, дефицит промышленного производства за первые десять месяцев года достиг почти семи процентов, более чем на 20% упало машиностроение, экспорт сократился на 5%, в том числе аграрный, что приносит около 40% ВВП - на 7%. Снижение пассажирских перевозок достигло 63 (авиационные) и 64 (железнодорожные) процентов. Существенно выросла безработица: если в прошлом году было три претендента на одно предложение работы, то в этом году - уже шесть. На фоне некоторого оживления химической и фармацевтической отраслей, повышения спроса на украинскую железную руду со стороны Китая, а также в 4,5 раза большего, чем в 2019-м дорожного строительства, все равно ситуация не утешительная: в октябре Национальный банк Украины прогнозировал, что ВВП Украина в 2020 году сократится на 6%, но Международный валютный фонд дает худший прогноз - 7,2%. Государственный и публично гарантированный долг Украины сейчас находится на уровне 63% ВВП (!).

Кто-то вспомнит пандемию и будет прав, но только частично. Безусловно, коронакризис вызвал серьезные социально-экономические сдвиги во всем мире. Но на фоне пандемии и ее последствий в развитых странах Европы есть абсолютно четкое понимание, что прозрачный частный бизнес является основой либеральной экономики, и в эти непростые времена, чтобы выстоять и укрепиться, государство должно заботиться о его живучести. Например, немецкий Бундестаг выделил 750 млрд евро на социальные пакеты для поддержки бизнеса и граждан. В рамках одной из программ под названием Kurzarbeit государство покрывает 60 процентов заработной платы работников, пострадавших от пандемии, или 67 процентов для работников, имеющих детей. Правительство Великобритании изменило законодательные требования о банкротстве, чтобы позволить предприятиям с долгами продолжить работу. Дополнительно, Bank of England снизил ставку с 0,75 процента до рекордно низкого 0,25 процента. Как следствие, стало значительно легче погасить кредиты, поскольку ипотечные и кредитные процентные ставки тоже падают. «Экономический и социальный антикризисный щит безопасности предпринимателей и работников в связи с пандемией вируса SARS-Cov-2», принятый правительством Польши 18 марта 2020 года, предсказал бюджетные расходы около 212 млрд злотых ($ 52 млрд) на обеспечение защиты работников от потери рабочих мест (покрытие 40% заработной платы работников), поддержку здравоохранения, безопасность финансовой системы, поддержку предпринимателей и госинвестиции. Указанные действия являются примером и измерением устойчивости государства, приумножают силы и прочность нации, потому что любой кризис должен сплачивать власть и граждан - это аксиома выживания в сложных условиях.

У нас, как говорится, возможны варианты. По данным лондонского исследователя рынка Kantar, в Украине лишь 6% компаний довольны правительственной поддержкой бизнеса во время пандемии (в странах ЕС этот показатель составляет 37%). Вроде бы нашей власти есть над чем серьезно поработать. Но, к сожалению, директорий мышления на печерских холмах выглядит как-то с точностью до наоборот. Яркий пример - это Постановление КМУ от 02.12.2020 года № 1198, которое на период действия карантина ввело запрет предварительной оплаты товаров, работ и услуг за бюджетные средства, за исключением закупок исключительно для борьбы с коронавирусом. Это стало серьезным ударом по предприятиям оборонно-промышленного комплекса, который сделал невозможной их деятельность по изготовлению оружия, вооружения и военной техники в интересах обороны государства. Под давлением со стороны производителей вооружения 23 декабря Кабмином были внесены изменения в пункт 3 скандального постановления, чем было разблокировано выполнение гособоронзаказа на 2020-2022 годы, но остались запрещенными подписки для проведения ремонтов и модернизации существующего в войсках (силах) вооружения, военной техники, а также изготовления сложных комплектующих систем для этого. То есть де-факто с декабря 2020 года в Украине прекращается поддержание предприятиями ОПК технической боеспособности бронетанковой, корабельной, авиационной и другой необходимой для обороны государства техники и вооружения. Вот так у нас борются с коронакризисом и... войной.

В экспертной среде уже не говорят - кричат об опасности южного направления, открытых морских флангах с огромным количеством разноплановых угроз. К сожалению, несмотря на все красивые и хорошие выступления, переговоры и меморандумы - этот год проходит без какого-либо укрепления боевых возможностей Украины на море, по факту после потери в Крыму основного боевого состава Национального военного флота Украина так и не создала ни москитного, ни какого-либо другого адекватного угрозам военно-морского группирования на море. Хотя по москитам шансов ускоренно это сделать, по крайней мере на уровне минимально необходимых возможностей, в 2020-м было достаточно - западные партнеры открыли Украине замечательное окно таких возможностей. Но вместо последовательной реализации Стратегии развития Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины до 2035 года продолжаются какие-то совершенно отвлекающие от профессиональной прагматики нападки на определенные в ней принципы построения москитного флота, живучими остаются непоследовательные постсоветские управленческие кальки, концептуальные спагетти и несбалансированные амбиции vs ресурсы.

Угрозы безопасности нашего государства, вызванные войной и короновирусом, ускоряются другими кризисными трендами. Среди них политический популизм и пиар; олигархически-клановый строй страны и коррупция; эволюция гибридных стратегий и тактических действий; падение конъюнктуры мировых рынков углеводородов; негативные демографические тенденции и одновременно опасные миграционные векторы; изменение климата и ухудшение экологии; спрос на высокотехнологичные профессии и бурное развитие технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и параллельного процессинга - эти техно-чудеса имеют как светлую, так и темную сторону, то есть неожиданные кибервойны и технологические битвы еще впереди.

Все указанное - многофакторное и нелинейное, несет целый спектр угроз. Линейными решениями их преодолеть невозможно, то есть требуется профессиональное государственное управление. Не метод проб и ошибок, а асимметричное и нелинейное, как сами угрозы, одновременно обязательно профессиональное кризисное реагирование и тесное государственно-частное партнерство (не путать с олигархически-клановым) – может, власть достанет с полки разработанный в 2015 году проект Закона «О государственно-частном партнерстве в сфере обороны и безопасности Украины»? Может...

Может, грядущий год заставит власть и общество изучить уроки 2020-го. Хочется надеяться на это...

3. На мой взгляд, заслуживает отдельного внимания аналитический блок издания - разноплановый, многогранный и системный. Было интересно на страницах газеты встретить мысли Натальи Ищенко («Атака фейков»), Виталия Щербенко («Труба в никуда...»),

Понравились «Рецепты лидерства», которые записал редактор отдела политики газеты Иван Капсамун во время разговора с общественным и государственным деятелем, председателем движения «Сила права» Андреем Сенченко.

Как и в прошлые годы, много для серьезных размышлений давали глубоко системные интервью главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной, которые освещались в газете. Хочу отметить интервью UA.TV «Право слова» с Мананой Абашидзе («Украина - это политический феникс и страна-трансформер») и UKRLIFE.TV («Путин уже готовился принимать капитуляцию Запада»).

4. Всегда ценю оптимизм, потому что он умножает усилия. Ценю встречи, обмен мнениями, общение с умными, интеллектуальными людьми. Таких встреч было много, и не только в Украине. Добавьте сюда также ZOOM - «зазумиться» стало довольно популярным словом в ковидные  времена. То есть у меня получилась своеобразная синергия: и живые, и онлайн дискуссии. И эта синергия - мое достояние в 2020 году.

Вспоминаю одну интересную встречу. В кулуарах конференции по безопасности в пресс-центре Конгресса США ко мне подошла группа американских школьников, которые обратились на чистом украинском с пожеланием взять интервью для их школьного радиоэфира. Украинский одной девушки был просто замечательным и певучим, практически без какого-либо акцента. Если бы тогда я не находился в США, то подумал, что эти дети из обычной украинской школы. Мы поговорили о различных вопросах безопасности на доступном для восприятия ребят языке, а потом еще об их обучении, интересах, планах и многом другом. В конце нашего разговора запомнились украинские слова на прощание от американского ребенка: «Мы любим Украину, верим в нее, искренне желаем процветания!».

С этих слов не украинца, но ребенка с украинскими корнями, я порекомендовал бы начинать рабочий день каждому представителю государственной власти Украины, будь то в Верховной Раде или в правительственных офисах, или в кабинетах на Воздухофлотском.

5. Тяжелый год. В то же время он является поучительным для тех, кто хочет учиться.

Для меня лично основной урок уходящего года заключается в том, что турбулентный мир вокруг нас быстро меняется, и эти изменения как со знаком плюс, так и с отрицательным наполнением, достаточно часто с первого взгляда трудно распознать, что это такое. По моему убеждению, важно не догонять эти изменения или подстраиваться под них - работать на опережение, стать более живучими в этих непростых условиях, но на белой стороне этого определения. Непростая задача, но простой альтернативой этому является только упадок.

Надо развиваться - пусть сейчас в Украине это делать крайне трудно, но все равно нужно искать пути развития, возможности построения нормальной страны с прогнозируемым будущим. Важно своими действиями не разрушать государство, а помогать ему встать на ноги. Помогать стать сильным, потому что мы все вместе и есть государство. Измерений этой деятельности - миллион, важно выбрать свои и двигаться вперед.

6. «День» для меня был и остается территорией чистого интеллектуального воздуха, обучающих исторических ретроспектив, высоких смысловых стандартов, элитарности и нравственности. Спасибо замечательному главному редактору газеты Ларисе Ившиной и всей редколлегии издания за непревзойденную миссию служения нашей нации и государству!

Семь футов под килем, чистых фарватеров и полных парусов ежедневной Всеукраинской газете «День» в новом 2021 году!

Игорь КАБАНЕНКО




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ