Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вспомнить – чтобы предупредить

Некритические размышления о книге Владимира Горбулина «Мой путь в зазеркалье»1
24 мая, 2019 - 11:52

Книга Владимира Горбулина «Мой путь в зазеркалье» одного из заметных участников политического процесса последних десятилетий о его «хождении во власть» — наверняка cтанет источником анализа и осмысления новейшей истории для политиков, политологов и журналистов. Наверняка вызовет она и много отзывов и оценок. Разных. Сегодня мы хотим вас познакомить с одним из первых отзывов — участника и свидетеля многих событий, о которых идет речь в книге, — Миколы Жулинского.

Заглядывать мыслями, воспоминаниями в зазеркалье свое и государства — дело сложное. Требует личного мужества, если, конечно, есть стремление и даже необходимость исповедально засвидетельствовать правду и только правду. А особенно, когда появляется намерение не только пролить свет на прошлое, но и аналитически осмыслить настоящее и прогностично заглянуть в будущее. Для этого необходимо владеть магическим венецианским зеркалом, что-то вроде такого, которое славный путешественник Марко Поло подарил великому хану Хубилаю — правителю Монгольской империи и Китая. Это венецианское зеркало, по преданию, могло показывать прошлое, настоящее и будущее. Конечно, у известного государственного деятеля, академика НАН Украины Владимира Горбулина такого магического зеркала нет, но то, что он владеет даром предсказаний, не вызывает сомнений. Не случайно его считают одним из самых ярких стратегических мыслителей Украины, «интеллектуалом с мистической интуицией». Основанием для таких оценок известного автора политических бестселлеров служит хотя бы его «Хроника предсказаний: 2006—2017».

Поэтому, заглядывая вместе с Владимиром Горбулиным в зазеркалье его «хождений во власть» и в темень коридоров самой украинской власти более чем за четверть века, вспомнились слова римского стоика Сенеки, который отметил, что только человек способен охватывать мыслью все три времени: «живет прошлым, пользуется настоящим, предсказывает будущее».

Владимир Горбулин в своих «не только дорожных заметках» пытался не просто сочетать прошлое, современность и будущее —  эти три поприща бытия своего и государства, но и искусно воспроизвести внутреннее единство всех трех времен с тем, чтобы эти два зеркала — прошлое и настоящее — осветили будущее. Именно поэтому он и посвятил эту книгу будущей Украине, Украине — 2030. Демократической, экономически процветающей, надежно защищенной, независимой от партнеров и недругов. Украине, которая хорошо знает свою историю и потенциал.

Такой он ее видит, в такую будущую Украину он верит и ради такой Украины работал, о чем сейчас вспоминает и переживает.

Важно и то, что автор отважился смело, откровенно высказаться и о себе, и о тех, с кем ему приходилось работать в последние два десятилетия — сказать «правду без обид, похвалу — без лести» (Сенека). Но главное, ради чего и творилась эта книга, это критически рассмотреть прошлые знаковые события в истории независимой Украины и самокритично оглянуться на свои действия, на свои успехи и на свои ошибки с позиции сегодняшнего дня, сегодняшней ситуации в Украине и выяснить, как его личная деятельность в высшем эшелоне власти повлияла на развитие тех или иных явлений и процессов в государстве.

Создается впечатление, что эта книга творилась на особом духовном подъеме, доверяя духу, то есть самому себе. Без оглядок на то, как ее воспримут ныне сущие действующие лица реальной истории, которые прочитают о себе то, в чем им, возможно, не хотелось бы признаваться.

Именно поэтому Владимир Горбулин сфокусировал упоминающиеся им события на ту часть государственной и политической элиты, которая в разных сферах формировала векторы развития Украины. Конечно, его прицельное внимание — к сектору безопасности, поскольку он был советником по вопросам национальной безопасности трех президентов Украины, основателем и первым, в 1994 году, секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, поэтому планирование на стратегическую перспективу было для него постоянным приоритетом. Очевидно, что формирование и реализация внешней политики государства во многом зависела от позиции президента Украины, хотя роль команды первого лица государства была очень важна. Именно на советников, на помощников, на ближайшее окружение президентов Украины прежде всего направил Владимир Горбулин свое аналитическое внимание, отсылая в их сторону беспощадные стрелы критического оценивания их деятельности.

Он видел, как разрабатывались и принимались важные государственные решения, лично принимал участие в этих процессах и убедился, что до сих пор острой проблемой для нашего государства является «профессиональная деградация». Владимир Горбулин детально анализирует деятельность премьер-министра Украины Леонида Кучмы и его команды, потому что уже тогда он как генеральный директор Национального космического агентства Украины принимал участие в разного рода совещаниях, переговорах, зарубежных поездках главы правительства. Уже тогда член премьерской команды В. Горбулин разочаровался в профессионализме и компетентности, особенно — в способности членов правительства отстаивать национальные интересы. Чрезвычайно интересно идти страница за страницей по пути Владимира Горбулина в его и власти зазеркалья 1994—1999 годов, потому что до сих пор было мало известно, как действовал в те времена СНБО, этого, по определению его руководителя, «фундаментального элемента системы управления в сфере национальной безопасности».

Определяющим критерием оценки ключевых фигурантов украинской политики 1990-х годов для Горбулина как секретаря созданного им при поддержке президента Кучмы Совета национальной безопасности и обороны является профессионализмом.

Автор детально освещает деятельность СНБО в тот сложный период государственности Украины, когда так остро встала проблема Крыма, когда пришлось делить Черноморский флот с Россией, налаживать и оформлять взаимоотношения с НАТО, ЕС, сокращать армию, реформировать силовые структуры, бороться с криминалитетом... То, что тогда, в те времена казалось большим успехом — подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, парафирование трех соглашений по Черноморскому флоту, урегулирование взрывоопасного кризиса в Крыму, кстати, благодаря энергичным усилиям Евгения Марчука — впоследствии, как вынужден признать Владимир Горбулин, оказалось успехом временным. Более того, проблемы не только не решились, а наоборот, разрастались, были загнаны в глубину. Автор воспоминаний признает, что тогда украинская власть допустила ряд серьезных просчетов и ошибок, которые фатально повлияли на события 2014 года. Одной из самых больших ошибок, считает Владимир Горбулин, «стала увязка пребывания Черноморского флота РФ в Крыму с выплатой украинского долга за поставки энергоносителей». Он образно сравнивает Крым с российским флотом в Севастополе и другими российскими военными объектами на полуострове с вулканом, над вершиной которого клубился угрожающий дым и будущее извержение которого «становилось совершенно неизбежным». Горбулин не снимает ответственности с украинской власти за потерю Крыма, считая, что два десятилетия Киев только молча созерцал создание в Севастополе и на всем полуострове пророссийского бастиона. Во многом справедливые замечания, хотя нельзя утверждать однозначно, что киевская власть была бездеятельной. Ведь Владимир Горбулин отметил, что Украина самостоятельно, без внешней поддержки в условиях чрезвычайно тяжелой экономической ситуации 90-х годов сумела принять крымскотатарский народ и старалась поддерживать в меру своих возможностей его усилия обустроиться на родной земле. Он справедливо считает, что комплексная проблема Крымского полуострова была в годы первой каденции президента Кучмы одной из важнейших, фундаментальных, но попытки не входить в конфронтацию с Россией принесли горькие плоды для Украины.

Владимир Горбулин не случайно так много внимания уделял крымской проблеме, потому что считает, что именно общественно-политический кризис начала 90-х годов в Крыму засвидетельствовал: мина замедленного действия, заложенная Россией, взорвется при благоприятных для агрессии условиях. Так и получилось в 2014 году.

Все эти громы и молнии в крымском небе еще тогда убедили автора этих воспоминаний в том, что «Россия, хоть и на издыхании, всегда будет готова, подобно трехглавому Змею Горынычу, выпустить из пасти ядовитый шовинистский, имперский огонь, даже если голова останется одна-единственная».

Это предостережение в той или иной образно выраженной форме пронизывает каждый раздел книги и подтверждает глубину аналитического проникновения автора в природу традиционной агрессивности северного соседа. В то же время Владимир Горбулин внимательно отслеживает те просчеты, которые допускала украинская власть в отношениях с Россией, критически оценивает те шаги, которые делала Украина навстречу северному соседу, пытаясь поддерживать добрососедские взаимоотношения. Кстати, в «Приложениях» он детально останавливается на проблеме ядерного разоружения Украины, аргументировано доказывает, что возобновление ядерного статуса нашего государства в современных условиях невозможно. Ведь отказ от ядерного оружия позволил Украине войти в третье тысячелетие как одной из ведущих космических держав мира. И то, что пять космических ракетных комплексов украинской разработки и изготовления — «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-SSL» и «Днепр» обеспечивают запуски космических аппаратов с космодромов разных стран, является в известной мере и заслугой Владимира Горбулина.

Как непосредственный участник всех тогдашних переговоров и подготовки соответствующих международных программ, в частности, программы «Партнерство ради мира», переговоров с США относительно присоединения Украины к международному Режиму контроля над ракетными технологиями (РКРТ) и пр., Владимир Горбулин детально воспроизводит политическую атмосферу тех времен, сложность налаживания личных контактов с западными партнерами, описывает начало международного военно-технического сотрудничества и налаживания экспорта оружия, участие Украины в международном космическом проекте «Морской старт», завоевания для Украины права разрабатывать оперативно-тактические ракетные комплексы дальностью до 500 км для собственных потребностей и до 300 км для иностранных заказчиков.

Бесспорно, за достижение тех значимых успехов независимой Украины в деле вхождения в международное ракетно-техническое общество во многом следует благодарить Владимира Горбулина — профессионала, 32 года ракетно-космического стажа которого обеспечивали ему доверие со стороны США и НАТО.

Собственный опыт международной деятельности, успехи и просчеты как личные, так и самой власти вообще заставили повествователя неоднократно возвращаться к проблеме национальных кадров — профессионалов. Этой проблеме Горбулин посвятил даже специальную главу «Кадровая болезнь, которой могло бы не быть».

В оценке хаотичных, вкусовых кадровых «фейеверков» он не оглядывается ни на авторитеты, ни на должности — остро, часто с сатирическим блеском судит даже своего покровителя Леонида Кучму, его кадровую политику, его ближайшее окружение. В частности, Горбулин называет серьезной ошибкой Кучмы увольнение профессионала высокого класса Евгения Марчука с должности премьер-министра Украины и назначение на эту должность Павла Лазаренко, появление на посту главы СБУ одиозного Леонида Деркача, с которым связана существенная деградация этой службы, министра обороны Александра Кузьмука, главы Администрации президента Дмитрия Табачника... Кстати, на личности этого аппаратного интригана, мстительного, честолюбивого приспособленца Владимир Горбулин останавливается так детально не случайно, потому что в командах едва ли не каждого из президентов преобладали чиновники с лакейским комплексом «чего изволите?» Но самой одиозной фигурой в окружении президента Леонида Кучмы были «неизменный в те времена паж — Дмитрий Табачник», который за три года — с 1994-го по 1996 год — самовольно «вырос» из старшего лейтенанта до полковника, а «в должности главы президентской администрации превратился в настоящего маршала кабинетных интриг». Второй интриган и такой же, как и Табачник, «неисправимый украинофоб» — «путинский легат» Виктор Медведчук, который завладел всеми рычагами влияния на президента, мастерски усвоив «многоплановую игру на всех октавах государственного фортепиано».

Трудно не согласиться с таким выводом Владимира Горбулина: «В Украине с начала ХХІ века не прекращается шабаш непрофессионализма. И если в основу кадровых решений не положить профессионализм и порядочность, этому государству никто ни в чем не поможет».

Владимир Горбулин, пытаясь осветить плюсы и минусы деятельности всех пяти президентов Украины, все же больше всего внимания уделил Леониду Кучме и Виктору Януковичу, хотя не обошел критическим взглядом и Леонида Кравчука, Виктора Ющенко и Петра Порошенко. На позитивах и негативах, скажем, Порошенко, автор останавливается с особым вниманием — посвящает периоду его президентства специальных раздел — «Перекресток с названием «война». Пятый президент». Интересная, думаю, не очень приятная для Петра Алексеевича характеристика его личности выписана Владимиром Павловичем. В частности, для Горбулина не понятен тот вариант самореализации Петра Порошенко, который сводится к свершению своей политической и государственной карьеры с обязательным сохранением собственного бизнеса, более того, активным накоплением богатства. Аналитик критически оценивает личные качества пятого президента: склонность к помпезности, фактурности и яркости в презентации себя, любимого, попытка окружать себя не столько профессионалами, сколько преданными ему людьми, стремление контролировать все самому...

Впоследствии, в конечном разделе книги «Вместо эпилога» Владимир Горбулин подает короткие характеристики каждого президента Украины, а о Петре Порошенко, который «обладает политическим чутьем и интеллектом», «вытаскивает страну из имперского прошлого», выразил тревожное предчувствие: «не исключаю, что его драма еще впереди». Неужели предусмотрел его поражение на президентских выборах 2019 года?

В лице Владимира Горбулина объединились два крыла — научно-техническая деятельность и литературно-художественное творчество, поэтому не удивительно, что гуманитарные проблемы в осмыслении им «Новой системы координат Украина — 2030» занимают значимую позицию. На первых страницах своих воспоминаний он акцентирует на необходимости формирования национальной идеи, которая бы объединяла всех украинцев, и уверяет, что окончательная наша победа наступит тогда, когда подавляющее большинство украинцев будет связывать себя с Родиной. А главную ответственность за создание единой нации, консолидированной на целостной системе ценностных ориентаций, лежит на национальной элите, на интеллектуалах, которые и обязаны «формировать гуманистические мотивации».

Своей книгой Владимир Горбулин пытается побудить своих соотечественников обратить особое внимание на всю политическую элиту и задуматься над своим персональным участием в ее формировании. По его глубокому убеждению, одной из главных причин нашего задавненного топтания на месте является дефицит элиты, элиты национально сознательной, патриотической, новых политиков и профессионалов в широком понимании этого слова. Элиты, которая была бы лишена комплекса неполноценности, маргинальности, местечковости, которая бы стремилась к реализации глобальных национальных амбиций. Ведь и Помаранчевая революция, и Революция достоинства открыли «формулу влияния на власть» и засвидетельствовали, что «украинская нация не только сохранила, но и зацементировала свою самоидентичность, целостность и возможность последующего развития — война с Россией сыграла здесь роль ускорителя». Его вывод: Украина вошла в 2019 год более монолитной и объединенной, чем в момент появления нашей государственности в 1991 году, однако для того, чтобы осуществить «технологический суперпрыжок», следует в первую очередь обновить и государственную власть. Кроме того, утверждает справедливо Владимир Горбулин, «Украине все еще не хватает национализма — она задыхается от вакуума национальной идеи». Это является одной из причин того, что проблема ментальной целостности Украины все еще остается одной из важнейших в повестке дня нашей внутренней политики.

Завершает В. Горбулин свои прогностические виденья и рекомендации советом для власти решить главную внутреннюю проблему — «добиться консенсуса внутри элиты, который, распространяясь на все общество, станет прообразом великой национальной идеи, цементирующей общество». Иначе, предостерегает он, без этого катализатора процесс национальной самоидентификации граждан Украины и внедрение национальной идеи в массовое сознание будет крайне медленным.

Как видим, известный государственный и политический деятель, ученый, яркий стратегический мыслитель Владимир Горбулин считает, что Украине необходима системная государственная гуманитарная политика, иначе на рубеже 2030-х годов мы можем «столкнуться с реальной опасностью поглощения...». Следовательно, Украине необходимо становиться сильным государством, а для этого, по моему глубокому убеждению, нынешней власти, политической и государственной элите, интеллектуалам страны следует прислушиваться к рекомендациям автора этих воспоминаний и прогностических размышлений под названием «Мой путь в зазеркалье», которые написаны с верой в Украину, в ее будущее и с надеждой хотя бы чуть-чуть осветить этот путь.


1 Владимир Горбулин. Мой путь в зазеркалье. Не только путевые заметки. — Киев: Брайт Букс, 2019

Николай Жулинский
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ