Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

15 лет безнаказанности

В Славянске не забыли Игоря Александрова, который первым бросил вызов «донецкой мафии»
20 мая, 2016 - 12:15
ПАМЯТЬ... ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВ С СЕМЬЕЙ. ЖЕНА ЛЮДМИЛА, ДОЧЬ АННА И СЫН АЛЕКСЕЙ / ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРОВЫХ
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВ

Имя Игоря Александрова кровавыми буквами вписано в историю донецкой журналистики. Его, руководителя Славянской ТРК «ТОР», забили бейсбольными битами в подъезде его телекомпании 15 лет назад (3 июля 2001 г.). Незадолго до смерти Александров провел ряд прямых эфиров с экс-сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью Михаилом Сербиным и Олегом Солодуном. Они рассказали о заказных убийствах бизнесменов в Донецкой области и заявили, что правоохранительные органы и власть срослись с криминалитетом. Журналист пообещал обнародовать информацию о заказчиках и исполнителях ряда убийств. Однако следующая программа в эфир не вышла из-за гибели Александрова.

«Ни на что не надейся — его не били, его убивали», — сказал жене Игоря Людмиле врач в городской больнице. Через четыре дня Александров (7 июля 2001 г.), не выходя из комы, умер. Поначалу виновным назвали бомжа Вередюка, но затем судья Иван Корчистый вынес первое в Украине решение, где признал убийство журналиста по профессиональным мотивам. Следствие продолжалось четыре года под руководством тогдашнего прокурора области, будущего генпрокурора Виктора Пшонки. Суд вынес приговор пятерым участникам местного ОПГ, но настоящие заказчики названы так и не были, заявляют журналисты.

В этом году 7 июля исполняется 15 лет со дня смерти, и все это время коллеги-журналисты и знакомые с Александровым добиваются присвоения ему звания Героя Украины посмертно.

Длительное время это представлялось невозможным из-за перекочевавших из Донецка в Киев охмелевшей от безнаказанности «семьи» Януковича и Ко. А что сейчас?

19 ноября 2015 года комиссия государственных наград и геральдики при Президенте Украины утвердила решение присвоить звание Александрову. Теперь Указ должен подписать глава государства. Инициативная группа активистов из Донбасса надеялась, что это произойдет ко Дню достоинства и свободы, который Украина отмечает 21 ноября. Однако подписи Петра Порошенко под документом нет уже шестой (!) месяц.

Если «свобода слова — одно из наибольших достижений Украины и краеугольный камень демократии», как писал у себя Порошенко, то почему до сих пор не почтен убитый в годы, когда «закалялась» донецкая мафия, журналист? Политикум закрыл глаза на Александрова и расправу над ним тогда, рискнет ли он сделать это сейчас?

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА НА ТРК «ТОР» В СЛАВЯНСКЕ. САМО ЗДАНИЕ СЕЙЧАС ОБВЕТШАЛО И ПУСТУЕТ

«День» расспросил родных и участников инициативы присвоения Александрову звания Героя Украины о том, почему этого важно добиться, с какими трудностями приходиться сталкиваться, почему до сих пор не названы и не наказаны заказчики преступления, а главное — почему нужно помнить и говорить о его журналистике.

«ИМЕЮ ГЛУБОКИЕ СОМНЕНИЯ, ЧТО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ УКРАИНЫ ВСЕ-ТАКИ ПРИСВОЯТ ИГОРЮ. НО НАДЕЮСЬ НА ЭТО»

Людмила АЛЕКСАНДРОВА, жена журналиста:

— Я внимательно слежу за ходом дела, судьбой решения комиссии. Это уже третья попытка разных инициативных групп в разное время сдвинуть дело с мертвой точки, процесс застрял на десятилетие. 15 лет со дня смерти. Тяжелейший судебный процесс. Сейчас я решилась сжечь все бумаги, избавляясь от негатива. Имея в памяти судебные перипетии и сложности, исходящие «сверху», от властей, — глубоко сомневаюсь, что звание Героя Украины все-таки присвоят Игорю. Но надеюсь на это.

«НАСТОЯЩИЙ ВИНОВНИК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ НАКАЗАН»

Анна ГЛАВАТСКИХ, дочь Игоря Александрова:

— Процесс присвоения звания Героя Украины — уже на данный момент неприятная история. К сожалению, когда о журналистском героизме стоило говорить, о нем молчали. Считаю, что если бы сейчас ему присвоили отдельную журналистскую премию за отвагу в профессии — она бы подходила как нельзя лучше. Задумывалась о том, как бы отец отнесся к последним событиям, всколыхнувшим Украину — Евромайдану, а потом войне. Он боролся с преступной властью здесь, в тихом омуте, не боясь озвучивать конкретные фамилии. Уже тогда, на уровне региона, все события были схвачены определенной группой людей, позже они перешли на всеукраинский уровень. Так как он в свое время пытался вывести их на чистую воду, не думаю, что в какое-либо другое время стал бы молчать. Как бы это ужасно ни звучало, если бы он смог выжить в 2001-м, ему было бы сложно сделать это в 2004 году, и еще сложнее выжить позже, потому что с его риторикой, крайностью, категоричностью, он вряд ли смог бы сидеть и тихо наблюдать за всем.

Считаю, что настоящий виновник преступления по-прежнему не наказан и, наверное, не будет. Слишком много преступлений, которые не раскрываются.

«ОН — ОПОРНЫЙ СИГНАЛ И ТРАГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ»

Олег ЗОНТОВ, руководитель городской организации Союза журналистов, и.о. городского головы Славянска с октября 2014 по ноябрь 2015 года:

— Об Игоре очень важно помнить и увековечить его имя, чтобы новые поколения задавались вопросом: «А кем он был? Что произошло? Кто виноват?». Он — опорный сигнал и трагический символ. В 2011 году, будучи депутатом городского совета, я инициировал присвоение Александрову звания Почетного жителя города. Выступил на сессии, говорил о свободе слова как об одной из фундаментальных ценностей, и о том, что этот шаг — наша моральная обязанность и долг. К сожалению, тогда совет состоял из регионалов и коммунистов (Зонтов был единственным оппозиционным депутатом. — Авт.), и они провалили голосование. Удивительно, но это получило резонанс на всеукраинском уровне, хотя уже было время «расцвета» Януковича и Пшонки, а имя последнего фигурировало в фактах, освещаемых Александровым в своих журналистских расследованиях.

Тогда в нашей журналистской организации возникла идея высадить аллею в городском парке в честь Игоря Александрова. Получилось так, что в день ее открытия — 12 апреля 2014 года стал днем захвата Славянского горотдела, и мы все сразу оказались в эпицентре событий. Сейчас аллея — это пока еще молоденькие деревца, красные рябины. Каждый из журналистов посадил свое деревцо, участвовала и Людмила Александрова. Мы ухаживаем за аллеей и планируем установить там мемориальную доску.

В прошлом году, по представлению нашей журналистской организации, память об Игоре была увековечена в названии улицы и переулка. Бывшая улица и переулок Плеханова теперь носят имя Александрова.

Присвоение Игорю звания Героя Украины не менее важно и актуально. Первая серьезная инициатива была в 2005 году и исходила от общественных организаций города. Но тогдашний губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко неожиданно отозвал документы из комиссии.

Осенью 2015-ого при поддержке Павла Жебривского (председатель Донецкой ОГА) и Александра Меланченко (директор департамента внутренней политики ДОГА) мы снова подготовили ходатайство. Вопрос завис на последней стадии подписания у Президента, но надеюсь, что его задерживают бюрократические процедуры, а не что-либо иное.

Должна быть память об этом трагическом эпизоде, об убийстве журналиста, которая бы не давала успокоиться, морального права молчать. Память о том, какой может и должна быть журналистика — правдолюбивой и, к сожалению, опасной. О том, что за право говорить правду, люди отдавали свои жизни.

«ДОСАДНО, ЧТО САМ Я НЕМНОГО УСПЕЛ. НО ПУСТЬ ПОВЕЗЁТ ДРУГИМ…», - НАДПИСЬ НА МОГИЛЕ АЛЕКСАНДРОВА

«АЛЕКСАНДРОВ ЗАДАЛ ОДНУ ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ ПЛАНОК В ЖУРНАЛИСТИКЕ»

Михаил СЕРБИН, экс-сотрудник Краматорского ОБОП, заявил о существовании «дюссельдорфской кассеты» на последней передаче «Без ретуши» Игоря Александрова:

— Люди должны знать своих героев, тем более, сейчас. Есть ли у нас негосударственные факторы при принятии решений — это мы и увидим. Александров задал одну из самых высоких планок в журналистике — не поддавался неоднократным угрозам, не останавливался в отстаивании своей позиции. Нужно понимать, что проливать свет на «нечистых на руку» тогда и сейчас — совершенно разные вещи. Тем более учитывая специфику Донецкой области. Для такого нужны совсем другие подходы и внутренний стержень. Сейчас таких маловато.

Когда я волею судьбы стал осведомленным в определенной ситуации внутри организованных преступных групп, через знакомых обо мне узнал Александров и убедил, что будет правильно вывести все на публику. Благодаря этому и ему лично, я живой.

Что касается следствия, то кроме дела Александрова, было раскрыто еще четыре убийства, два-три разбоя, грабежи и так далее — целая группа преступлений рук одной преступной группировки. О ней рассказывал Игорь год или два, мы говорили, о ее существовании знали все первые люди государства, включая президента Кучму. Если бы профильные ведомства среагировали на ситуацию еще в 1998-м, смерти Игоря в 2001-м можно было бы избежать. Также были покушения на меня, подкинули наркотики, за что просидел полгода. Эти люди («группа Рыбак — Яворовский — Бантуш». — Авт.) пытались запутать следствие, работали против нас.

«В МОЕМ ПОНИМАНИИ ГЛАВНЫМ ОРГАНИЗАТОРОМ УБИЙСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ВИКТОР ПШОНКА»

Сергей ГАРМАШ, журналист, главный редактор «ОстроВ», занимался расследованием убийства Александрова:

— Когда я был на встрече Президента Украины с блогерами в декабре, он мне лично пообещал, что представление комиссии будет подписано. Почему это до сих пор не сделано, мне трудно сказать — либо он неответственен своим словам, либо противодействие происходит не на уровне президента, а ниже — готовящих документы и несущих на подпись. Учитывая, что и сейчас во власти много «старых» людей, такой вариант я допускаю. Возможно, этот прецедент кого-то пугает — представление к званию журналиста, который погиб, борясь с властью. Привычно говорить, что он боролся с мафией, но это не так — мафия была именно властью.

Если процесс не будет двигаться, считаю необходимым выступить журналистскому сообществу, активизировать это направление.

Я знал Игоря Александрова, но мы не были близкими друзьями. Он в мою жизнь вошел плотно после убийства, когда я проводил об этом ряд расследований. Следствие назвало исполнителей, организаторов, но не заказчиков. Я по-прежнему не верю, что славянские предприниматели — братья Рыбаки сами по себе решили сделать то, что сделали, не чувствуя прикрытия сверху. Вся правоохранительная система области, которую возглавлял Пшонка, сделала все, чтобы сфальсифицировать дело — скрыть правду. Для меня вопрос об их причастности к убийству не стоит, в моем понимании главным организатором убийства является Виктор Пшонка. Убили Александрова из-за фотографии, где его сын Артем, впоследствии народный депутат, сфотографирован с одним из криминальных авторитетов, главой группировки «Старый город» или «17-й участок». Это фото, в числе прочего, должно было быть показано в следующей (несостоявшейся) передаче «Без ретуши». Оно хранилось у него в сейфе, причем Игорь сказал об этом в эфире, а после убийства все вещи оттуда исчезли. Считаю, что действительно виновные в смерти Александрова официально не названы и не наказаны.

Присвоения звания Героя Украины должно обязательно состояться. Дело журналистских организаций, меценатов актуализировать память об Игоре, а государства — дать государственную награду. К сожалению, немало людей, которые довели нас до войны, имеют это звание. Хотелось бы, чтобы человек, отдавший жизнь за то, чтобы мы могли говорить и писать, — стал признанным героем.

Анастасия РУДЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ