17 ноября 2017 г. первая сессия поселковой рады Срибнянской объединенной территориальной громады в присутствии народного депутата Украины Олега Дмитренко (избирательный округ № 210, фракция «БПП» в Верховной Раде Украины, в прошлом — один из основателей ООО «Батьківщина») проголосовала за досрочное прекращение полномочий поселкового председателя Олега Кудели. Две недели тому назад он как беспартийный самовыдвиженец и действующий поселковый председатель выиграл выборы с результатом 57%. Главный конкурент, председатель Срибнянской районной рады самовыдвиженка Елена Панченко получила 42% голосов. Большинство депутатских мандатов завоевала партия «Блок Петра Порошенка «Солідарність» — 12 (с 26), еще 4 — самовыдвиженцы, но члены «БПП», несколько работников бюджетных учреждений. Среди депутатов — 7 работников ООО «Батьківщина». Последствия не заставили себя долго ждать. Этот случай заслуживает значительно большего внимания, ведь демонстрирует крайне негативные тенденции, которые чем дальше, тем больше проявляются в украинском местном самоуправлении.
Первые выборов в рады ОТГ в 2015 г. почти не отличались от традиционных выборов в местные рады — тогда немногие поняли, что ОТГ объединят ресурсы и полномочия райгосадминистраций, районных рад, а также городских, поселковых, городских (городов районных значения) рад. Три в одном. Первые успехи, реальное перераспределение ресурсов, понимание неотвратимости преобразований изменили местные выборы вкорне. Они превратились в ожесточенные политические процессы со всеми изъянами, которые присущи крупным кампаниям. Начиная с 2016 г. довольно типичной стала борьба на выборах двух ключевых кандидатов — действующего председателя административного центра новой громады и председателя районной рады (чаще) или райгосадминистрации. С точки зрения политической конкуренции — в этом нет ничего чрезвычайно. Правда, несколько настораживает угроза некритического переноса опыта работы аппаратов райгосадминистраций на новые исполкомы рад. Но главная проблема в другом — мы стали свидетелями безоглядного стремления к сохранению контроля над территорией. Последние как бы отданы в осовремененную систему «кормлений» известных политико-экономических группировок. Но мы живем не в средневековой Московии.
Что произошло в Срибном — задолго до объявления ЦИК даты первых выборов действующему председателю в высоких кабинетах предлагалось отказаться от баллотирования и удовлетвориться в будущем должностью заместителя. Однако вставал вопрос — а что делать с поддержкой на предыдущих выборах в 94%? Во время первой сессии новой рады депутаты сначала выбрали своего секретаря и сразу напомнили председателю, что при предыдущем созыве решением суда он был признан виновным в возникновении конфликта интересов из-за несвоевременной передачи своих корпоративных прав в ООО «Срибнянский Агросторой» (хорошая память оказалась у работника ООО «Батьківщина»). На время выборов председатель уплатил штраф и передал свои корпоративные права по управлению третьему лицу (но не собственности — этого законодательство не требует). Поэтому последующее отстранение от обязанностей выглядело как нескрываемая месть за несговорчивость и состоялись образом, очень напоминающим предварительно разработанный сценарий. Фактически по партийной указке (и еще по какой?) депутаты проигнорировали волю собственных избирателей. То есть — не она для них является определяющий. Тогда что и чем это всем нам угрожает?
Юг Черниговщины — это прекрасные черноземы, за которые ведется борьба. Время, когда сельхозугодья стояли под сорняками, — давно в прошлом. Теперь это крупный бизнес, распахивается каждый кусочек земли — там, где можно, и где нельзя — тоже расспахивается. Преимущественно речь идет о землях за пределами населенных пунктов, которыми управляет Госгеокадастр. Это о них недавно было громко заявлено на Совете регионального развития — у нас не будет «смотрящих». Следовательно, они все время существовали в революционной Украине. Правительство утверждает, что вскоре упомянутыми землями будут руководить ОТГ. Борьба за землю (то есть — за имущество и деньги) порождает желание контролировать власть, чтобы через нее обеспечить постоянство господства, роскошь одних и бесправие и нищету других. Как справедливо и правдиво отмечалось в одном давнем избирательном плакате: «Наша победа означает для вас счастливое будущее нас и наших детей». В таком случае большинству избирателей назначается несколько серебреников, чтобы благодарили хозяев своей жизни, а свободные выборы и формирования территориальных громад людей как цель изменений — лишние и даже угрожающие элементы. Лучше назначать руководителей территорий (не громад!), как председателей райгосадминистраций. Но в стране — реформы, демократизация и децентрализация. Отсюда ожидаемое желание групп интересов, выступающих против развития, свести выборы к фарсу, коррумпировать избирателей. То есть изменить формы, но не содержание предыдущих отношений, ощутимо стремление свести реформу к очередной имитации. И часть избирателей на такое ведется.
Имеем дело с отрицанием, грубым и наглым, ценностей, за которые граждане выходили на Майдан и погибали, желая изменить страну. Это подрыв (не имеет значения — сознательный или нет) независимости Украины и ее государственности, ведь таким образом в стране растет число недовольных активных людей, раскачивается общественная ситуация, прибавляя аргументов к мнению: «Видите, что творится? И что дальше?». Кто способен воспользоваться жадностью правящей верхушки и сознательной деморализацией украинского общества в целом известно — на северо-востоке уже неоднократно разыгрывали подобную комбинацию с Украиной. И всякий раз удачно (кроме 2014 года — благодаря гражданскому подъему, но с большими потерями). Внешний фактор всякий раз опирался на реальные явления, которые существовали среди наших предков. Они стимулировались невежеством и недальновидностью участников политических процессов. Потом слышались крики — хотим гетмана. Но было поздно, казацкая старшина становилась российскими дворянами. Финал последовательной цепной реакции — российский флаг над Киевом и авторитарный компрадорский политический режим.
Поражает, что слепость на субрегиональном уровне демонстрирует правящая политическая сила, таким образом дискредитируя всю партийную структуру и брендовое имя. Кто о чем думает, когда раздает подобные указания и кто что кому пытается доказать? Такое впечатление, что происходит показательная вещь — если пройдет в Срибном, то может пройти где угодно, когда угодно, произойти с кем угодно. Непокорных уберут, а другие станут послушными — не так ли? Выборным должностным лицам как бы указывается их место, причем до боли знакомыми методами. Несколько лет назад американского посла, покидавшего Украины, спросили — в чем ее наибольшая проблема. Ответ был следующий: у вас много политиков, но мало государственных деятелей. Так вот — государственный подход здесь отсутствует, понимание далекоидущих последствий своих управленческих решений — зеро.
Теперь типичное украинское политиканство, замешенное на бизнес-интересах, вмешивается в базовый уровень — новых территориальных громад. Коммунальные вопросы собираются решать с помощью фракционной принадлежности и вертикальных указаний, которые не имеют ничего общего с реальными интересами громад и развитием территорий, ищутся послушные исполнители. Таким путем мы легко и быстро придем к практике управления Партии регионов. А это ничто иное, как угроза краха самой успешной в Украине реформы — местного самоуправления. Вместе с украинским государством, потому что следующего шанса уже не будет. Очевидно, кому-то очень хочется руководить в ручном режиме и иметь из этого соответствующую выгоду, потому что другого не знает и не понимает, а подавляющее большинство граждан играют роль заложников (бюджетники) и одновременно статистов. Это что угодно, только не европейское общество, к которому мы стремимся.
Подобные случаи в Украине неединичны. Выход — не бояться, максимально освещать такого рода факты и демонстрировать бесконечное множество раз всеми законными методами гражданскую активность. А Срибное ждут сложные времена — с 1 января 2018 г. громада переходит на прямые межбюджетные взаимоотношения в состоянии политического кризиса. Впереди суд. Не лучший старт в новом конкурентном мире территориальных громад.