В Украине продолжаются жаркие судебно-избирательные войны. Депутаты от БЮТ хотят с помощью Конституционного Суда доказать незаконность президентского указа о досрочном прекращении полномочий парламента. На Банковой кивают в сторону Высшего апелляционного суда, который должен рассмотреть дело о приостановлении процесса подготовки к выборам. Как известно, незаконным президентский указ признал Окружной административный суд Киева, вскоре после чего глава государства своим указом этот судебный орган ликвидировал, создав вместо него два новых суда.
Как бы там ни было, факт остается фактом: судьба внеочередных парламентских выборов нынче находится в руках людей в малиновых мантиях. Законной ли была отмена указа о роспуске парламента Окружным административным судом? Ответ на этот вопрос уже в ближайшую пятницу даст столичный Апелляционный суд, куда обратились представители президентского Секретариата. Однако с прошлых выходных здание этого суда скорее напоминает стихийный базар: там прописались депутаты-бютовцы с одной стороны, представители Президента — с другой, правоохранители и сотрудники Службы госохраны под руководством Валерия Гелетея — с третьей. В таких условиях судьи работать не смогли и перенесли заседание на 17 октября. В Секретариате главы государства, тем не менее, настаивают на том, чтобы Апелляционный суд Киева для рассмотрения дела переехал в здание Высшего административного суда страны. Где будет проводиться заседание — точно неизвестно, однако именно в пятницу решится судьба выборов, поскольку постановление об отмене президентского указа, хотя и принятое уже несуществующим судом, никуда не исчезло.
Выборы состоятся в любом случае, правда, дата их проведения скорее всего будет изменена — прогнозирует спикер Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
О сходстве и отличиях нынешней избирательной кампании от прошлогодней — в интервью господина Черненко «Дню».
— 7 декабря, на ваш взгляд, состоятся досрочные выборы или они все-таки будут перенесены во времени?
— Все идет к тому, что 7 декабря выборов не будет. Как известно, Апелляционный суд перенес рассмотрение данного вопроса на пятницу, и даже если 17 октября будет аннулировано постановление Окружного суда по приостановлению действия президентского указа, все равно будут сорваны все возможные и невозможные сроки и Центризбирком не успеет организовать выборы. Тем более, что и финансы на проведение выборов до сих пор не выделены. Скорее всего, стоит ожидать очередного раунда политических договоренностей между Президентом и БЮТ, в соответствии с этими договоренностями, возможно, заработает Верховная Рада, парламентарии выделят деньги на выборы и внесут необходимые изменения в законодательство, а после этого будет издан новый указ, который перенесет дату выборов. Единственное, думаю, что Президент и большинство политических сил понимают, что выборы неудобно назначать на праздничный цикл, в частности, на воскресенья 28 декабря, 4 января. Впрочем, думаю, на указанные даты выборы назначены не будут. Если время не позволит провести выборы раньше, то одним из элементов договоренностей может стать перенесение даты выборов, скажем, на 11 или 17 января, или позднее. В любом случае очевидно уже сегодня, что 7 января выборов не будет.
— Отсутствие электронного реестра избирателей — это путь к фальсификациям, как говорит премьер, или демократические и открытые выборы можно провести и без реестра, как говорит Президент?
— Считаю абсолютно нормальным утверждение, что у нас, слава Богу, уже много выборов проводили и без реестра. Кстати, отдельный вопрос состоит в том, почему до сих пор реестра нет. Бесспорно, при отсутствии реестра качество списков избирателей будет предельно низким. И Комитет избирателей, да и международное сообщество, давно критиковали качество списков избирателей в Украине. По разным оценкам, неточности колеблются в пределах 5—10% , тем не менее, выборы проводились. Проблема качества списков — это проблема всех политических сил, потому что сложно сказать, дескать, неточности в списках избирателей идут на пользу одним и играют против других. Это действительно общеукраинская проблема. Но мне кажется, что на данный момент нужно говорить не столько о реестре (поскольку его в ближайшей перспективе не будет), сколько об ответственности органов местной власти, которые занимаются формированием и уточнением списков. Эта работа не должна проводиться, как говорится, сквозь пальцы, нужно приложить максимальные усилия с тем, чтобы списки-2008 были хотя бы качественнее списков прошлого года. Но отсутствие реестра вовсе не значит, что выборов не может быть в принципе.
Во многом вина за отсутствие реестра лежит на Центризбиркоме, поскольку, согласно с действующим законодательством, этот реестр должен сегодня не только существовать, но и функционировать. Чтобы создать качественный реестр, нужно, как минимум, несколько месяцев полноценной работы.
— Какую явку вы прогнозируете на этих выборах? Можно ли, с учетом озвучивающихся социологами данных о том, что украинцы выступают против этих выборов, говорить, что 50-процентный явочный порог рискует не быть преодоленным?
— Тут есть несколько моментов. Если будут договоренности Президента и БЮТ идти на выборы и будут вноситься изменения в законодательство, очевидно, что явочный порог будет отменен, поскольку подобная инициатива была. А если нет? Надо сказать, действительно к данным выборам весьма скептическое отношение со стороны украинских избирателей, о чем свидетельствует социология. Вместе с тем, кроме социологии есть еще опыт, который свидетельствует: если основные политические игроки пойдут на выборы, то насколько бы люди ни были разочарованы, насколько бы люди ни устали, они пойдут на выборы. Дело в том, что сегодня не все политические силы приветствуют эти выборы. А если все же выборы станут фактом и стартует полноценная избирательная кампания, даже те избиратели, которые сегодня выступают против выборов, на избирательные участки придут. Явка будет низкой, однако составит не менее 60%В целом, не думаю, что явка станет проблемой.
— Как вы считаете, чем будут отличаться, в том числе и в агитационном плане, внеочередные выборы образца 2008 года от прошлогодних внеплановых выборов?
— На мой взгляд, отличий, на самом-то деле, будет очень мало, больше все-таки общего. Эти выборы будут довольно слабо организованы, пройдут в режиме цейтнота. Будет очень и очень много разной информации, конечно, не всегда достоверной и правдивой. Возможно, сместятся акценты. Одни заговорят о национальном предательстве, другие раскритикуют Президента за то, что в условиях экономического кризиса он пошел на эти выборы, однако, в целом, избирательная кампания будет очень похожа на прошлогоднюю. Единственный момент (и это показали киевские выборы): можно прогнозировать увеличение попыток и фактов прямого подкупа избирателей. Такие методы, как правило, используют политические силы, стоящие на грани проходного барьера. На выборах в столице три политические силы смогли пройти в Киевсовет, особенно не агитируя, а занимаясь исключительно раздачей денег или продуктов питания. Эта технология сработала и, следовательно, существует большое искушение использовать ее в общенациональной избирательной кампании. Это, возможно, и станет ключевым отличием нынешних выборов от предыдущих. В целом же, каких-то особых изменений ожидать не стоит. У нас не изменились политические игроки, у нас не изменился состав Центризбиркома, у нас фактически тот же закон о выборах (даже если в него будут внесены технические изменения), поэтому особых неожиданностей не предвидится.
— С учетом высокого эмоционального старта данных выборов, чего стоит ожидать в финале: продолжатся судебные войны или политические силы признают результат народного волеизъявления?
— В любом случае найдутся недовольные выборами политические силы, которые попытаются оспаривать результаты голосования, однако вряд ли они смогут найти внятные аргументы и доказательства фактов нарушений. Конечно же, несколько недель продлится судебная тяжба, но и она вряд ли повлияет на ситуацию. Итоги выборов будут подведены, возможно, не сразу. Ввиду судебных перипетий это может затянуться на несколько недель, максимум на месяц. Аутсайдеры, немного недобравшие до трех процентов, безуспешно будут пытаться оспаривать избирательный результат, а лидеры гонки будут заняты другим — они начнут переговоры о формате будущей коалиции, пока Верховная Рада еще не заработала.
— Может ли измениться фракционный состав нового парламента? Другими словами: с учетом быстротечности избирательной кампании — есть ли проходные шансы у политических сил, не представленных в ВР VI созыва?
— Мне приходилось общаться с авторитетными социологами, поэтому процитирую их мнение на этот счет, которое во многом совпадает с моим прогнозом. Неожиданностей не будет. Есть так называемый второй эшелон, который топчется в пределах 1—2,5% (блок Черновецкого, социалисты, «Свобода» и прочие), однако пока что социологи не видят, откуда эти политические силы могут взять потенциал, позволяющий им преодолеть трехпроцентный барьер. Если бы выборы были плановыми, такие шансы у них появились бы. А так все будет происходить стремительно, избиратели более-менее уже определились в своих симпатиях, и я бы дал долю вероятности 70—80%, что в новоизбранном парламенте будут представлены те же пять фракций. Возможно, какая-то из партий совершит чудо и пройдет в Раду, но, откровенно говоря, не знаю, что им нужно сделать, чтобы пополнить когорту лидеров. Так что фракционный состав нового парламента вряд ли изменится. Минимально изменится и депутатский состав, поскольку у нас нет открытых списков и, скорее всего, будут баллотироваться все те же люди.
— То есть можно говорить, что нынешние выборы — это борьба ключевых политических игроков за стартовый плацдарм на президентских выборах?
— Безусловно. Досрочные выборы — это своего рода праймериз президентских, что, впрочем, вовсе не означает, что целью этих выборов является определение того, у кого большие, а у кого меньшие шансы в 2009-м. Цель этих выборов — устранение кое-кого с премьерского поста. Но в целом, конечно же, можно говорить о том, что это репетиция президентских выборов. Кстати, мы сейчас видим, как действуют суды. Так вот, все это буйным цветом может расцвести и во время проведения президентских выборов.