Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр РЖАВСКИЙ: «Полагаю, Ющенко знает цену своему списку...»

16 февраля, 2002 - 00:00

Как известно, Верховный Суд Украины частично удовлетворил жалобу лидера избирательного блока «За Ющенко!» Александра Ржавского на решение Центральной избирательной комиссии об отказе в регистрации партийного списка блока. ВС отменил решение ЦИК и обязал ее еще раз рассмотреть этот вопрос. Пока ситуация выглядит так — суд обязывает, ЦИК находит новые аргументы отказа, Ржавский не сдается.

Александр Ржавский — в украинском политикуме имя сравнительно новое. На выборах 1998 года он победил в одномандатном округе. «Политическое самообразование» продолжил, участвуя в президентской гонке 1999-го. Несмотря на демонстративную нетипичность в политике Ржавский не производит впечатление человека, склонного к плохо просчитанным поступкам, и уж тем более такого, которому можно навязать свою игру.

— Александр Николаевич, идея «За Ющенко!» оказалась непонятой. Ваше стремление отстоять в суде право блока на участие в выборах вызвало подозрение, что упорствуете вы то ли из упрямства, то ли из неких обязательств перед кем-то. Вас даже записали в «черные пиарщики»...

— Действительно, я мог поддерживать Виктора Андреевича, как все — получить место в списке, пройти в парламент и работать во фракции. Но я видел свою роль иначе. В идее блока «За Ющенко» нет никакого хитроумного пиара, за ним не стоят никакие силы. Это проект только мой. Мы все хорошо знаем страну, в которой живем, и понимаем, что будь у «сил» необходимость в участии моего блока в выборах, Центризбирком и судья А.Мороз вели бы себя иначе.

— «Наша Украина» посчитала, что для нее выгоднее выглядеть обиженной стороной, чем иметь союзника в парламентской гонке?

— Печальнее всего, что по причине боязни нового, нестандартного подхода к выборам у самого Виктора Андреевича и его штаба возникло подозрение, что в идее создания блока «За Ющенко» есть какой-то потаенный и вредный замысел. И они отмели его без обсуждений и дискуссий. Нет — и точка. Чтобы понять, что являет собой «Наша Украина», какова ее роль и значение (сейчас и в будущем парламенте), нужно брать во внимание и такое обстоятельство, как характер Виктора Андреевича. Он не наделен качествами сильной, жесткой и волевой личности, не относится к людям, которые могут стукнуть кулаком по столу, принять жесткое решение. И не только во взаимоотношениях с более сильными или равными по силе людьми, — с теми, кто слабее, тоже. Я прекрасно понимаю, как сложно приходится В.Ющенко, потому что и сам не всегда умею быть жестким. Совестливость и мягкость — прекрасные качества, но их беспощадно эксплуатирует близкое окружение. К нему можно придти и напомнить: вот, мол, мы за вас на митинг ходили, листовки расклеивали, своим бизнесом рисковали, поэтому сделайте для нас, — и следует просьба, совершенно неадекватная тому, что проситель по своей, заметим, доброй воле делал за Ющенко. И Виктору Андреевичу, во-первых, стыдно за просителей, что они так нахально себя ведут, а во-вторых, он не может отказать. А если и не отказать, то сунуть голову в песок, спрятаться. Стиль Ющенко — вырезать из памяти неприятные эпизоды, как испорченные фрагменты магнитной ленты. Но искать «причину неисправности» — это не его.

Эта особенность характера проявляется и в других ситуациях. Скажем, едет он в одну из восточных областей. И там его встречают не как любимца и мессию, а жестко, наступательно. Ему демонстрируют антипатию. А он, вместо того, чтобы возражать в таком же наступательном, активном стиле, уходит в сторону. Я замечал эту черту В.Ющенко еще в бытность его главой НБУ. Но тогда он в высоких политических раскладах не участвовал.

Поговорка «с волками — по волчьи» не для него. Он уходит в себя, внутренне черствеет, в нем, что называется, накипает обида и усталость. И его команда иногда умело этим пользуется, подсовывая ему для психологической разгрузки «куклу» — некую личность, которая якобы виновна в его неудачах.

— Некоторое недоумение вызвал список «Нашей Украины», тем не менее популярность блока Ющенко столь высока, что создается впечатление, будто народу не так важно, кто занимает следующие за Виктором Андреевичем 193 строки. К слову, вам не предлагали место в списке «Нашей Украины»?

— Полагаю, В.Ющенко знает цену своему списку. Как неплохой аналитик, он наверняка предполагал, какой будет реакция общества. Он теперь должен защищать то, что сложилось. И каждый, кто был или будет против списка, становится противником. Вот по такой схеме в число врагов попал и я, потому что мне список «Нашей Украины» действительно кажется неудачным. И не потому, что там нет моей фамилии, — она могла в нем быть и под хорошим номером.

Виктор Андреевич сам по себе, со своими моральными принципами и духовными ценностями мог бы стать благом для Украины. Но он не может быть вне своей команды. Но если бы он хотя бы формировал ее сам, или, взяв в помощники Ржавского, Рыбачука или Порошенко, поставил им задачу подобрать людей, не поклоняющихся «золотому тельцу», это был бы другой список.

Обсуждая в свое время проект «Нашей Украины», я сказал Виктору Андреевичу: меня, дескать, не интересует, что я получу от участия в блоке. Его это не насторожило. Но как напряглось окружение! Если Ржавский идет не за деньгами, чего же тогда хочет? Так и образовалась трещина. Я же претендовал только на то, чтобы, работая в команде, принимать участие в выработке решений, обосновывать свое мнение и получать обоснование по принимаемым решениям от других. Не может быть пояснением «так надо», «есть мнение» и т.д. Не может быть в команде группы товарищей, «близких к телу» и так называемой политической массовки.

— Следует ли понимать, что ваше предложение создать блок «За Ющенко!» в команде Виктора Андреевича не обсуждалось, не анализировалось, что вы не донесли свою аргументацию по этому проекту до В.Ющенко лично?

— Именно. Я исходил из того, что не только в разных регионах Украины, но и на разных хуторах к Ющенко, равно как и к другим политикам, разное отношение. Кто-то будет голосовать за «Нашу Украину» только потому, что там первым — Ющенко. Кто-то не будет потому, что вторым стоит профсоюзный лидер Стоян, что лицом «Нашей Украины» стали банкиры, «профессиональные» борцы с коррупцией, что там оказались родственники известных политиков и т. д. Иными словами, нужно было дать избирателю право выбора — он может голосовать за Виктора Ющенко и его идеи, но не за эклектичный, противоречивый и вызывающий море сомнений список «Нашей Украины», ставший следствием мягкого характера и уступчивости ее лидера.

— Согласиться с вами — значит признать и эклектичность, и непоследовательность, и политическую всеядность «Нашей Украины...

— Так ведь я же не на Марсе живу, я готов был встречаться и обсуждать проект, спорить и соглашаться с разумными доводами. Возможно, на это потребовалось бы два часа, пять часов. Но в результате ведь на суды и выяснение отношений в средствах массовой информации ушло времени во много раз больше. Скажу больше: как только возникло подозрение, что мой проект — антиющенковский, я предложил «штабистам» «Нашей Украины» самим составить список моего блока. Здесь еще важно понять, что блок «За Ющенко!» мог бы получить те голоса, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не получит Виктор Андреевич со своим окружением. Видимо, если бы штаб Ющенко всерьез хотел разобраться в моем предложении, он должен был бы задать такой вопрос: Кто такой Ржавский? Жулик? Нечистоплотный бизнесмен, ищущий в Верховной Раде себе крышу? Бездарь, паразитирующая на государственных ресурсах благодаря высокопоставленным родственникам? Ведь они же прекрасно знают, кто я и на что способен. Иные издания выдвигали версию, что Ржавский хочет получить «миллион на блюдечке с голубой каемочкой». Миллион, конечно, деньги большие, но с большей выгодой можно было бы зарегистрироваться в одномандатном округе вместе, к примеру, с Бакаем...

«За Ющенко!» — это не клон, как пытаются его истолковать. И не желание на чужой популярности въехать в парламент. Вопрос стоял — не кто с Виктором Ющенко, а кто — за него. За исповедуемую им нравственность и консервативные ценности. За европейский выбор в строительстве украинской государственности. В моем понимании Виктор Андреевич должен был стать над узкоблоковой идеей. Мы дошли в общественной морали до опасной черты, когда в сознание просто вколачиваются жесткие, прагматичные идеи. Героями и победителями телешоу становятся те, кто вырвет у другого из рук кусок хлеба, кто ловчее подсидит, предаст, обманет. Для нас же важно, чтобы верхушка социальной пирамиды обеспечила ее основанию нормальную жизнь. Это созвучно социал-демократической идеологии, но с серьезным уклоном в консерватизм, в доминирующую роль семьи. Мне представлялось, что Виктор Ющенко как раз и есть тот человек, который может подняться со своим не показным, а глубинным уважением к общечеловеческим, христианским ценностям над чадом политической кухни... По моим предположениям мы могли бы совместно с «Нашей Украиной» взять около 40 процентов голосов.

Леонид КАПЕЛЮШНЫЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ