Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Андрей ПЫШНЫЙ: Думающий избиратель — это основа украинской перспективы

15 февраля, 2011 - 20:29
АНДРЕЙ ПЫШНЫЙ ВО ВРЕМЯ АКЦИИ «ФРОНТУ ЗМІН», «ЗА УКРАИНУ!» И УРП «СОБОР» «МЫ — ЕДИНЫЙ НАРОД» НА ДЕНЬ СОБОРНОСТИ УКРАИНЫ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

16 декабря 2008 года на страницах «Дня» вышла статья экс-спикера, народного депутата Арсения Яценюка «Я открываю Фронт Змін». Эта публикация в нашей газете, по сути, стала отправной точкой индивидуального политического будущего Яценюка и его соратников. Тогда, три года назад, он озвучил 17 вызовов, которые стояли перед семнадцатилетней (на тот момент) независимой Украиной. Насколько изменилось (и изменилось ли?) количество вызовов? Какие из поставленных задач за три года выполнили руководители и рядовые партийцы «Фронту змін»? Какие приоритеты сформированы на ближайшее будущее? Эти и другие вопросы «День» адресовал ближайшему соратнику Арсения Яценюка, члену Совета политической партии «Фронт Змін», главе Комитета партийного контроля Андрею ПЫШНОМУ.

— Что изменилось за три года вашей политической деятельности, и изменилось ли количество вызовов, озвученных Арсением Яценюком в «Дне» в декабре 2008?

— Вызовы остались. И если мы поднимем эту статью и сопоставим написанное с текущим состоянием дел, то сможем легко в этом убедиться. Более того, многое из заявленного Арсением тогда — сегодня только усугубилось.

— А как за это время эволюционировал «Фронт Змін», который, если я не ошибаюсь, начался именно с этой публикации?

— Сегодня можно смело говорить о том, что мы состоялись как партия. Прошлия за два года путь, на который многие из действующих политиков потратили десятилетия. Время было настолько спрессованным, а политические процессы концентрированными, что приходилось ставить перед собой стратегические цели и выполнять тактические задания одновременно. Запускать партийное строительство и вести одновременно две избирательные кампании — президентскую и в местные органы власти — непросто. Но я считаю, что нам удалось сформировать одну из наиболее сильных политических команд в Украине. Основания так утверждать мне дает то, насколько последовательно и слаженно работает наш депутатский корпус в местных советах. На сегодняшний день «Фронт Змін» — единственная команда, которая держит политическую позицию. Ведь одно дело при каждом удобном случае, каждому повстречавшемуся журналисту с видеокамерой объявлять себя оппозицией — и совершенно другое — обеспечить дисциплину в партийных рядах и отвечать за действия и поступки депутатов, которые представляют партию.

— Аналогичную позицию озвучивают и представители других партий, декларирующие свою оппозиционность...

— Достаточно посмотреть на то, как распределены руководящие должности в большинстве местных советов, и кто и как за эти решения голосовал. Сплошь и рядом по кадровым вопросам депутаты от партии «Батькивщина» имеют одинаковую с Партией регионов позицию. Именно благодаря такой своеобразной оппозиционности бютовских депутатов Партия регионов цементирует свою вертикаль даже в тех областях, где выборы проиграла. Да и дико смотрится, когда Юлия Владимировна на фоне Генпрокуратуры клеймит режим Януковича в то время, как ее депутаты не просто заводят, а на руках заносят представителей этого самого режима, получая взамен должности заместителей, земельные и бюджетные комиссии.

— Можете привести конкретные факты?

— Из последних примеров — Черновицкий горсовет. Там Партией регионов и БЮТ разработана целая спецоперация по передаче полномочий по управлению городом секретарю горсовета — представителю Партии регионов. Мэра, за которого проголосовало боле 60% черновчан, лишают элементарных полномочий. Для этого, оказалось, достаточно внести в регламент горсовета несколько поправок. Пикантности ситуации добавило и то, что «Свобода» выступила на стороне Партии регионов и добавила недостающих три голоса для преодоления вето, наложенного мэром. Единственная фракция, не принимавшая участие в голосовании, — это «Фронт Змін».

— То есть вы утверждаете, что представителей вашей партии во власти нет ни в центре, ни на местах.

— Совершенно верно. И синхронных голосований по вопросам политического характера. Мы жестко и оперативно реагируем на такие факты. Напомню эпизод, когда депутаты от ФЗ за то, что проголосовали за кандидата от Партии регионов в Черниговском горсовете, в тот же день были исключены из партии. И, уверяю вас, мы добьемся того, что они будут лишены депутатских мандатов. Невозможно одновременно быть и в оппозиции, и во власти. Иная ситуация в тех городах, где на выборах мэра победили представители «Фронту Змін» и где нам удалось собрать демократическое большинство. В таких советах вся полнота ответственности за ситуацию перед людьми легла на нас.

«БЮДЖЕТ — ЭТО СЕРДЦЕ КАЖДОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. «СЕРДЦА» ТИМОШЕНКО И ЯНУКОВИЧА БЬЮТСЯ В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ РИТМЕ...»

— По окончанию президентских выборов многие эксперты критиковали Арсения Яценюка за то, что перед вторым туром он занял нейтральную позицию, в частности оставил своих избирателей в замешательстве, не сказав, образно говоря, какое из двух зол меньшее. Правильным ли было это решение, на ваш взгляд?

— Я не считаю, что Арсений занял нейтральную позицию. Напротив, позиция была предельно острой по отношению к обоим кандидатам — Тимошенко и Януковичу. Яценюк выходил к людям во время своей кампании с тезисом о том, что между этими кандидатами нет различий. И при таком выборе меньшего зла просто нет. Зло — оно всегда зло, как бы оно ни выглядело. Поэтому Арсением и было принято решение не поддерживать ни одного из кандидатов.

— А сейчас, спустя год, вы считаете такое решение оправданным?

— Абсолютно. Более того, исходя из наших политических взглядов, — единственно возможным. Поддержать кого-либо из них двоих означало бы согласиться с тем, что и как они делали, пребывая по очереди во власти последние семь лет. Вы знаете, я проработал в органах государственной власти не так долго. Однако опыт и информация, полученные за время работы в Совете нацбезопасности, напрочь избавили меня от иллюзий и веры в возможность их перерождения. Я застал и правительство Януковича, и Тимошенко, смотрел и анализировал бюджетную, социальную, экономическую деятельность, кадровую политику. Нет между ними принципиально никакой разницы. Возьмите хотя бы отношение к бюджету. Бюджет — это сердце каждого правительства. Так вот, это сердце у них бьется в одном и том же ритме и страдает от одних и тех же пороков. Пронизанная коррупцией система госзакупок, партийное распределение бюджетных потоков, госмонополий и налоговых льгот...

— Однако и Арсений Петрович также занимал высокие посты в органах государственной власти...

— Да, и может уверенно отчитаться за каждый день пребывания на любой из этих должностей. Можем вспомнить... Национальный банк. Ему как главе Нацбанка удалось удержать финансовую систему страны от краха осенью 2004 года. Исключительно благодаря воле, политическому и профессиональному чутью и таланту. Я тогда исполнял обязанности главы «Ощадбанка» и мог всецело оценить масштаб проблемы и то, что происходило за кулисами. Или взять Министерство экономики при руководстве Яценюка. За этот период упразднена поправка Джексона-Вэника, Украина получила статус страны с рыночной экономикой, что открыло нам путь в ВТО, подписан Протокол о вступлении в ВТО с США. Это были самые сложные переговоры, которыми он, по сути, завершил всю основную работу. Тем, кто пришел после, осталось только поставить подпись...

— А вот когда Арсений Петрович занимал должность председателя парламента, его многие критиковали, дескать, при любом конфликте внутри ВР он покидал сессионный зал, не пытаясь «разрулить» ситуацию.

— Вы помните, в какой ситуации приходилось работать Арсению Петровичу?

— В парламенте такие ситуации случаются нередко.

— Позвольте не согласиться. Таких сложных ситуаций в парламенте не случались ни до, ни после Яценюка. Вся политическая борьба велась тогда в парламенте. А воевали все против всех. Президентская администрация в открытую противостоит Тимошенко, Тимошенко ведет одновременно войну и переговоры с Януковичем и фракцией НУНС, президентская фракция расколота... Парламент был заблокирован извне, и заблокирован наглухо. И в такой ситуации разблокировка зависит не только и не столько от спикера. Она зависит от политических договоренностей. А у Яценюка, если я не ошибаюсь (улыбается. — Авт.), до сегодняшнего дня нет собственной фракции в парламенте. Фракция в парламенте была у Тимошенко, у Януковича, у Ющенко. Я считаю, что парламентом Яценюк руководил ярко. Возможно, немного эмоционально, и я его понимаю. А как по-другому, если люди врут, порой откровенно валяют дурака, вместо того чтобы работать?

И, тем не менее, Яценюку, не имея своей фракции, удавалось обеспечивать рассмотрение и голосование госбюджета, законов, необходимых для вступления в ВТО, и, несмотря на неимоверное давление, похоронить Тендерную палату, в которой свой интерес имели все фракции...

«ДОМИНИРОВАНИЕ ПР ПРЕВРАЩАЕТ ПАРЛАМЕНТ В ПОДОБИЕ КАЗАРМЕННОЙ СТРУКТУРЫ»

— Вы ранее сказали, что не видите отличий между Тимошенко и Януковичем. То есть, можно сделать вывод, что если бы в 2010-м на президентских выборах победила бы Юлия Владимировна, в плане демократических прав и свобод, о которых сегодня так много говорится, все было бы аналогично?

— Иными словами: если бы Тимошенко стала президентом, ходили бы в Генеральную прокуратуру ее политические оппоненты? Ходили бы, и в этом нет абсолютно никаких сомнений. Как минимум по двум причинам. Во-первых, есть за что, а во-вторых, они идентичны по своей политической природе и мотивации.

— Неужели вы действительно не видите совершенно никаких отличий?

— А давайте подумаем вместе. Если между ними такая ощутимая разница, как ее пытаются нам преподнести, то почему тогда именно депутаты от БЮТ являются, при каждом удобном случае, основным «политическим кормом» для Партии регионов? Вы легко обнаружите добрых полсотни депутатов, которые в разное время одинаково комфортно чувствовали себя в обеих партиях. Почему многие видные функционеры, еще вчера незабвенно доказывающие правоту своих лидеров, так легко меняют лагерь и направляют свои усилия уже в обратную сторону? Да и популизм Януковича очень часто можно спутать с популизмом Тимошенко, и наоборот.

Единственное отличие, которое бросается в глаза у команд Тимошенко и Януковича, — уровень дисциплины. В этом плане фракция Партии регионов больше похожа не на политическую партию, а на структуру казарменного типа. Работают по команде, думают по очереди. Все идет к тому, что доминирование Партии регионов окончательно превратит парламент в некое подобие прапорщика — честь отдают, команды выполняют, правда, не всегда читают то, за что голосуют, но это полностью компенсируется тем, что копейку в семью тянут. Надо бить — бьют, надо голосовать — голосуют, надо блокировать — блокируют.

А что касается Юлии Владимировны, думаю, она сама все видит, и анализирует качество ее партийного актива. Я искренне желаю ей удачи в стремлении навести порядок и во фракции, и в оппозиционном правительстве. В парламенте должна быть оппозиция, и пока у ФЗ своей фракции нет, эту функцию должна выполнять фракция БЮТ. А потом, Тимошенко надо бы и за однопартийцев в местных советах взяться, ведь блицкриг Партии регионов — во многом их заслуга.

— Как вы считаете, сколько действительного криминала, а сколько политического дегтя в этой, судя по всему, безмерной бочке уголовных дел, которые ГПУ возбуждает в отношении вчерашних высокопоставленных чиновников?

— Считаю, что вопрос не стоит рассматривать в общем и сгребать все уголовные дела в кучу. Учитывая, то, что методы работы вчерашних чиновников не особо отличаются от подходов сегодняшних, думаю, что у Генеральной прокуратуры есть основания задавать вопросы как тем, так и другим. Однако убежден, что политическая мотивация в этом вопросе — определяющая. Но, действуя по принципу «друзьям — все, врагам — закон», власть окончательно разрушает общественную легитимность системы правоохранительных органов, а значит в глазах общества любое уголовное преследование политика политически мотивировано, и поэтому заведомо несправедливо. Чем, кроме как партийной нецелесообразностью, можно объяснить то, что органы, заявляя о преступлениях бывших руководителей правительства, в упор не видят и не реагируют на обнародованные в СМИ сообщения о злоупотреблениях со стороны нынешней власти?

По логике, отделить политическое преследование от обоснованных уголовных претензий должен суд. И вот здесь главная проблема: можно ли рассчитывать в сегодняшней Украине на справедливый суд? Думаю, что нет, а это, в свою очередь, лишает общество арбитра, с мнением которого можно и нужно считаться. Что остается? Только апеллировать к внешним факторам. Но и здесь проблема, так как власть боится огласки. Тем самым только углубляя недоверие. Если вы настолько уверены в обоснованности выдвинутых публичному политику обвинений, будьте готовы их публично доказать. Глупо не пускать Тимошенко в Брюссель. В такой ситуации, когда на справедливый суд в своей стране рассчитывать не приходится, у Юлии Владимировны, как и любого другого политика, оказавшегося в подобных обстоятельствах, должна быть возможность обращаться за помощью.

— Прошел год президентства Януковича, и о минусах его деятельности и деятельности его команды известно много. А могли бы вы выделить плюсы?

— Парадокс заключается в том, что все цели определены верно. Направление реформирования очерчено грамотно. И это не удивительно, учитывая, что план готовили консультанты «Маккензи». Но на этом, пожалуй, весь позитив и заканчивается. Если заглянуть за политический фасад, становится ясно, что реформы превратились в конвейер бракованных лоббистских решений. Земельная реформа — это скорее механизм перераспределения рынка сельскохозяйственной продукции в пользу заинтересованных товарищей. Налоговая превратилась в закрепление льготного режима бизнес-проектов партии власти, уничтожение малого бизнеса, наращивание мощи Налоговой администрации. Статьи Налогового кодекса можно смело расписать по фамилиям депутатов и членов правительства. Реформирование государственных финансов в исполнении Партии регионов превратило бюджет в партийную копилку, а госбанки — в карман, из которого финансируются «нужные» проекты. Пенсионная реформа сведена к увеличению пенсионного возраста и ужесточению требований к продолжительности стажа. Урезая социальную сферу, власти только увеличивают собственные аппетиты. За последние два года больше чем в два раза возросли затраты на содержание охотничьих угодий; рекордные суммы — на командировки депутатов (почти 200 млн. грн.). Генпрокуратура получила дополнительный миллиард, МВД — два. Словом, если сделать шаг в сторону от громких политических заявлений и вчитаться, становится грустно.

По большому счету, вся деятельность власти была сведена к трем основным направлениям. Во-первых, переложить на украинцев последствия кризиса, лоббизма и коррупции, во — вторых, получить кредиты (Украина заняла второе место по объему выданных МВФ займов, суммарный долг Украины составляет 117 млрд долл.) и в-третьих, власть была увлечена продажей или, точнее, распродажей всего, что еще составляет наш стратегический актив. Начиная от продления на неограниченный срок базирования Черноморского флота и заканчивая атомной энергетикой и авиастроением.

— А как, на ваш взгляд, за последний год изменился украинский «фасад» на внешней арене?

— «Фасад» украинской внешней политики очень сильно потускнел за последние несколько месяцев. На первых порах издалека создавалось впечатление, что в Украине стало больше порядка. Однако со временем пришло осознание того, что цена, которую украинское общество платит за этот порядок, непомерна. Кто говорит о порядке, пусть посмотрит на состояние парламентаризма, конституционного судопроизводства, свободы слова.

— А вы уверены, что на эти факты обращают глубинное, а не поверхностное внимание?

— Уверен. Скорее — их не обостряют, вероятно, полагая, что ресурс личных отношений и неформальных бесед еще не до конца исчерпан. Однако такие факты, как политическое убежище Данилишина, заявление спикера Европарламента, итоговое заявление руководителя дипломатического представительства ЕС, говорят о многом.

Недопустимо превращать страну в центре Европы в ЗАО «Украина», это не частная собственность группы людей. И 46 млн. украинцев — это не крепостные крестьяне. Если не остановиться, ситуация может развиваться, как у наших соседей.

— Россиян или белорусов?

— Или там, или там, выбирайте сами. Оба варианта неприемлемы.

«ОБЪЕДИНЕНИЕ — НЕИЗБЕЖНО, НО НА ОСНОВЕ НОВОГО КАЧЕСТВА»

— Во время президентской избирательной кампании-2010 многие политологи говорили, что Янукович должен победить хотя бы потому, что в таком случае страна получит сильную оппозицию. Прошел год, но позиции оппозиции, скажем так, не впечатляют. Как вы считаете, почему? И сразу второй вопрос. Стоит ли, на ваш взгляд, объединяться представителям различных оппозиционных сил?

— Давайте для начала разберемся, что же такое оппозиция? В моем понимании — это альтернатива. И я уверен, что так считает большинство украинцев. А теперь спросите себя, является ли политическая партия «Батькивщина» такой альтернативой — не по форме и заявлениям, а по сути, по своей природе. Сильная и эффективная оппозиция обязательно становится властью. Но для этого она должна отличаться от власти и опираться на людей. И вот здесь и кроется ответ на ваш вопрос. Слабость Тимошенко в оппозиции — это свидетельство того, что таких отличий люди не видят и не готовы принять монополию Юлии Владимировны на оппозиционную деятельность.

Что касается объединения оппозиционных сил, то для меня эти вопросы неразрывно связаны. Объединение как механический процесс перегруппирования посторанжевых политиков — пустая трата времени. Объединение должно дать новое качество политической работы и новых политиков, показать ту долгожданную альтернативу.

— Судя по всему, вы не сторонник объединения. Помнится, вы, комментируя заявления об объединении, даже использовали термин «диверсия»?

— Давайте проясним. Во-первых, диверсией я назвал не объединение демократических сил, а бесконечные и бесплодные заявления политиков на эту тему. Для многих разговоры об объединении стали единственной возможностью обратить на себя внимание и попасть в ленту новостей. Мы же считаем, что нужно договориться, а уже потом выходить с анонсами. Во-вторых, мой скептицизм в вопросе совместной работы тех, кто годами демонстрировал патологическую неспособность к совместной продуктивной деятельности, разделяет большинство украинцев. Бытует ошибочное мнение, что самого факта совместного появления политиков оранжевого лагеря уже достаточно, чтобы осчастливить украинцев. Вот как вы думаете, сколько людей позитивно оценивают объединение оппозиции? Не более 20%. И это при том, что каждый второй не поддерживает действия власти и 60% людей считают, что страна движется в неправильном направлении. А почему так? Потому что не верят в то, что, объединившись, посторанжевые политики могут стать альтернативой. Слишком свежи воспоминания и слишком глубоко разочарование. Но при этом большинство людей соглашаются с тем, что только единая и мощная оппозиционная партия может претендовать на поддержку людей и противостоять закатыванию «регионалами» страны в асфальт. На самом деле объединение — неминуемая вещь, однако это должно быть объединение, создающее перспективу и новое качество.

— Как вы в целом оцениваете отношения по линии «власть — оппозиция»?

— Нет никаких отношений, поэтому и оценивать пока нечего. Страна живет как в поговорке: есть всего два мнения — мнение Партии регионов и неправильное. Во многом это связано с неэффективностью парламентской оппозиции. Когда Виктор Федорович Янукович и Партия регионов пребывали в оппозиции, 15% поданных ими законопроектов были проголосованы. Как вы думаете, сколько законопроектов, поданных сегодняшней парламентской оппозицией, поддержаны? 2%. День оппозиции в Верховной Раде превратился в фарс, а обсуждение законопроектов — в отнимающую время формальность. Власть в упор не видит парламентскую оппозицию и не готова слушать никого, кроме себя. За прошлый год Арсений Яценюк подготовил 63 законопроекта. По сути, по всем значимым событиям социальной и политической жизни «Фронтом Змін» были подготовлены законопроекты, и Яценюк как лидер и народный депутат их внес на рассмотрение парламентариев. Так вот, из 63 законопроектов ни один так и не был поддержан.

Коль вы заговорили о диалоге по линии «власть — оппозиция», то напомню, что мы начинали свою оппозиционную деятельность, рассчитывая на такой диалог. Одновременно с объявлением о переходе в оппозицию Арсений Яценюк обратился к избранному Президенту с открытым письмом. В нем указывалось на 12 первоочередных шагов, которые, по его мнению, необходимо сделать в экономике, политике, обороне, социальной сфере, внешней политике и т. д. В ответ — тишина и методичное игнорирование общественных и национальных интересов.

Таким образом, в условиях, когда парламентская оппозиция все больше напоминает фарс, единственное, на что до парламентских выборов можно рассчитывать — это общественная оппозиция. И мы, изначально понимая это, строили работу таким образом, чтобы в первую очередь апеллировать к людям. Каждый раз, критикуя власть, мы стараемся предметно объяснить суть проблемы, чтобы человек сам смог оценить и действия власти, и предложенное нами альтернативное решение. Думающий избиратель — это основа политической нации и украинской перспективы. Налоговый Майдан в очередной раз это доказал.

— То есть, и сквозь асфальт может пробиться что-то здоровое?

— Обязательно и неизбежно. Действующая власть за год умудрилась получить половину страны в оппозиции к действующему Президенту. Никого так и не услышав, «достали» каждого второго. С такой динамикой общественная легитимность власти тает на глазах. И если темпы падения доверия сохранятся, Виктор Янукович имеет все шансы опередить по накопленному негативу президента Ющенко. А это будет означать только одно: удерживать власть будут за счет репрессивной машины и усиливающего давления на общество. Власть осознает, что ее враг внутри страны и этот враг — общественная оппозиция, которая и станет основой единой демократической партии.

За эти два года занятий публичной политикой я лишился многих иллюзий. Но в тоже время еще больше укоренился во мнении, что единственным источником власти в Украине является народ. Вот с ним мы и будем продолжать работать. И это неизбежно приведет к успеху.

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ