Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Антикиевский анклав

Кто удержит Крым на украинской орбите?
22 мая, 2006 - 19:40
АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО — ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ В РОЛИ СПИКЕРА…

И в крымской автономии, и в Севастополе на днях состоялись сессии новоизбранных советов, которые сформировали свои рабочие органы. Как в Крыму, так и в «городе русской славы» к власти пришли люди, которые, если судить по их предыдущему поведению, их акциям и заявлениям, совсем не лояльные к нынешней власти в Киеве. Крымский полуостров, таким образом, полностью сформировался как своеобразный антикиевский регион, что в свое время и предвидел экс- глава правительства автономии Анатолий Матвиенко, который год назад говорил, что на этой территории пытаются создать «своеобразный анклав», на который бы и власть Киева распространялась не полностью, и где законы Украины действовали бы избирательно.

СЕБЕ — ВСЕ, ОППОЗИЦИИ — РЕГЛАМЕНТ…

Во-первых, что касается власти, Крымская ВР на первой же сессии явно ослушалась президентской воли и не реализовала четкий месидж Виктора Ющенко о том, что главой парламента он хотел бы видеть депутата Ивана Бурея. В результате Президент даже не поздравил нового спикера Анатолия Гриценко с избранием. Последовавшее затем увольнение Президентом Владимира Кулиша с должности своего представителя в Крыму, свидетельствует о том, что, по оценкам главы государства, Кулиш не справился с задачей реализовать его волю (и власть!) в регионе. Однако более никакой реакции главы государства на крымские назначения не последовало. Поэтому вторая кадровая серия — избрание заместителей спикера и формирование президиума ВР — состоялась в том же стиле. По воле фракции «За Януковича!» ни один депутат-крымский татарин не попал в президиум, что для Крыма нонсенс. И дело даже не только в том, что впервые в истории автономии на должность одного из заместителей главы ВР даже не предложен представитель от крымских татар, что уже было и традицией, и выражением лояльности Крыма к крымскотатарскому народу, но в том, что избранные «в пакете» заместителями Михаил Бахарев и Сергей Цеков раньше проявили себя как политики антиукраинские и антимеджлисовские. Михаил Бахарев, например, в возглавляемой им «Крымской правде» опубликовал в свое время статью «Мы вернемся к тебе, Родина!» и много других материалов, где государство Украина изображается как «недоразумение», украинский народ — всего лишь «южной ветвью» русского народа, украинский язык — «ополяченным диалектом русского языка» и «языком черни». Надо полагать теперь Михаилу Бахареву, жившему некогда в Рязани, вести Крым к «своей Родине» будет сподручнее, несмотря на давнее уже предупреждение прокурора о недопустимости разжигания межнациональной розни? Что касается Сергея Цекова, то именно под его руководством в 1994-95 годах приняты крымские законы, более 40 из которых признаны несоответствующими украинской Конституции и отменены парламентом Украины весной 1995 года.

Если же иметь в виду, что февральский указ Президента о стабилизации социально-политической обстановки в Крыму предусматривает расширение участия крымских татар в органах власти, то недопущение их на уже фактически закрепленные в общественном сознании за ними должности — прямое игнорирование духа указа главы государства. Тем не менее, Анатолий Гриценко на вопрос журналистов о прежней нелюбви его новых заместителей к Украине, украинцам и крымским татарам, ответил: «Крым теперь будет успешно развиваться в правовом поле Украины».

Во-вторых, что тоже нонсенс для Крыма, благодаря наличию большинства в 70 с лишним голосов, фракция «За Януковича!» не допустила в президиум и к руководству постоянными комиссиями представителей оппозиции — депутатов от БЮТ, «Блока Куницына» и «Курултай- Рух». Во всех предыдущих созывах оппозиции отдавались, как правило, несколько мест в президиуме и должность заместителя спикера, несколько министерских портфелей в правительстве. И те, кто сегодня попал в большинство, активно этим пользовались, будучи тогда в оппозиции. Теперь же представители блока «За Януковича!» будут руководить шестью комиссиями, у партии «Союз» три подконтрольных комиссии, блоку Витренко достались две комиссии и одна — представителю от Компартии. Оппозиции — ни одной. Сергей Куницын сказал журналистам, что если таким же образом будет формироваться и правительство, то уже получившая очертания оппозиция в количестве примерно 30 депутатов, вынуждена будет работать в жестком режиме.

Депутаты Сергей Куницын, Владимир Казарин, Сергей Велижанский, высказывая свою точку зрения по этому вопросу, говорили, что можно, конечно, взять все должности силой большинства, но работать без участия здоровой оппозиции будет сложно. А депутат Аронов заявил в кулуарах, что такое большинство исчерпает себя уже к сентябрю. Кроме того, Сергей Куницын, узнав, что президиум, не спросив его мнения, записал его в комиссию... по культуре, делам молодежи и спорта, в то время, как он все созывы работал в комиссии по бюджету, заявил с трибуны, что он пока воздерживается от работы в комиссиях вообще, раз его опыт бывшего главы правительства больше не нужен новому большинству.

Тем не менее, комментируя итоги формирования президиума и комиссий, спикер А.Гриценко в интервью журналистам высказал уверенность, что представители оппозиционных фракций и групп крымского парламента будут принимать участие в работе на благо и стабильность автономии. По словам Анатолия Гриценко, коалиционное соглашение было предложено на рассмотрение всех депутатских фракций и групп парламента Крыма. «Всем политическим силам, представленным в парламенте автономии, было предложено принять участие в формировании состава Президиума. Все, кто хотел, приняли участие в подписании коалиционного соглашения, а также в формировании Президиума Верховной Рады Крыма. От БЮТ и от Блока Куницына предложений по участию в формировании Президиума не поступало». А фракция «Курултай — Рух», которой были предложены должности заместителя Председателя ВР АРК и двух председателей Постоянных комиссий парламента, по словам спикера, предложение не приняла. Анатолий Гриценко подчеркнул: «Мы не игнорировали оппозицию, оппозиция сама не изъявила желания участвовать в формировании Президиума». Но, как утверждают информированные источники, дело обстояло не совсем так. Говорят, что депутаты блока «За Януковича!» предлагали депутатам-крымским татарам войти вместе с ними в коалицию большинства и только в таком случае — получить указанные должности... Тем же, кто оставался в оппозиции, ничего не светило изначально.

В КРЫМУ И ОДИН ГЕНЕРАЛ — ВОИН?

С другой стороны, можно говорить и о том, что Киев вряд ли был застигнут врасплох этими шагами крымского парламента. Судя по всему, именно такое послевыборное поведение Крыма прогнозировалось, в связи с чем были предприняты превентивные шаги. Первый из них — назначение Президентом на должность главы своего представительства (а оно действует не только в автономии, но и на территории Севастополя) Геннадия Москаля, известного здесь тем, что, пребывая на должности начальника криминальной милиции, он добился разгрома одной из наиболее сильных ОПГ «Сейлем» и бегства с полуострова основных ее фигурантов. И шутка, использованная одновременно несколькими газетами, о том, что «в Крыму стало на одного Москаля больше», на самом деле имеет смысл совсем противоположный: генерал Москаль — это президентское «нет» всем остальным крымским «москалям». И это отлично понимают Анатолий Гриценко и фракция Партии регионов и это они вынуждены будут учесть уже в третьей серии назначений — главы правительства, министров и глав комитетов.

Здесь все сложнее: во-первых, кандидатуру на должность главы правительства должен согласовать Президент Украины, поэтому Анатолий Гриценко даже на вопросы о том, когда состоится следующая сессия, отвечал, что это зависит от того, как скоро удастся согласовать предложения Верховной Рады с главой государства. И как считают надежные источники, Анатолий Гриценко может пойти на то, чтобы предложить Президенту… не менять правительство вообще. То есть Верховная Рада Крыма может просто обойти Президента таким образом, что предложит утвердить главой правительства действующего премьера Крыма Анатолия Бурдюгова. Ведь не может Президент не одобрить кандидатуру, которую он уже раз согласовал? Однако вслед за этим фракция большинства предложит Бурдюгову фактически новый состав правительства, большинство постов в котором займут, можно не сомневаться, представители блока «За Януковича!», которые будут решать вопросы силой большинства... Естественно, решать в своих интересах, и позиции Киева при этом вряд ли будут учтены.

НЕ СДАТЬ БЫ СЕВАСТОПОЛЬ!

В Севастополе — ситуация аналогичная и одновременно, более сложная. В районные органы власти и Севастопольский горсовет прошли политические силы, которые в предвыборных дискуссиях заявляли о принципиальных разногласиях с политикой нынешнего Киева. Так, в Севастопольский горсовет победу одержали представители шести политических сил: 75 депутатских мандатов разделили Партия регионов — 45 мест, Блок Наталии Витренко «Народная оппозиция» — 9, партия «Русский блок» — 5, Компартия Украины — 5, блок Сергея Иванова «За Севастополь» — 7, блок Сергея Кондратевского — 4 места. На первой сессии главой горсовета был избран депутат от Партии регионов Валерий Саратов. Заместителем также стал представитель Партии регионов. Семь из десяти постоянных комиссий горсовета возглавили также «регионалы», остальные три отдав единомышленникам: одно блоку Витренко, одно партии «Русский блок» и одно КПУ. Опять же, оппозиции — ничего. Одно из первых решений такого горсовета — о признании русского языка на территории Севастополя региональным. Правомерность такого решения сейчас изучает прокуратура. Но важнее то, что, как свидетельствует первая практика, депутаты горсовета приступили к исполнению своих предвыборных обещаний, а это значит, что после вопроса о языке — кстати, готовятся инициативы о придании русскому уже не регионального, а государственного статуса, — придет очередь и других пунктов, которые сложно согласовать с украинским законодательством. Это вопросы, прежде всего, общегосударственной компетенции — отношения с НАТО, с Россией, вопросы базирования Черноморского флота, где, как известно, масса проблем. Сегодня уже многие из севастопольских депутатов заявляют, что Черноморский флот должен оставаться в Севастополе и после 2017 года. Более того, депутаты от блока Витренко, «Русского блока» и КПУ рассматривают именно российский флот как единственный гарант безопасности и стабильности, а его базированию на территории Украины предлагают придать бессрочный характер. А это означает, что в случае очередного обострения отношений, связанных с нарушением флотом условий пребывания на территории Украины, органы государственной власти города окажутся отнюдь не на стороне интересов своего государства.

Те же тенденции — и в гуманитарной сфере: в частности, депутаты намерены предоставить поддержку как существующим в городе российским вузам, так и открытию новых. Обещана поддержка социальной инфраструктуры предприятий и организаций Черноморского флота. При этом понятно, что ни ВМС Украины, ни украинские школы и вузы, ни украинские СМИ, ни украинский язык в городе, ни украинские культурологические организации не имеют шансов получить от горсовета не только необходимую адекватную их состоянию помощь, но даже равную российской. В таком случае возникает вопрос: а является ли севастопольский горсовет органом власти государства Украина, или он представляет в Украине интересы соседнего государства?

Также обещано, что новый состав горсовета начнет борьбу за утверждение не доведенного до конца закона о статусе города, который Президент уже трижды возвращал на доработку. Конечно, он может ветировать его и четвертый раз, но лучше бы найти системный и принципиальный выход из этой патовой ситуации, поскольку принятие в перспективе закона о статусе Севастополя с правом избирать мэра города вообще лишит украинскую власть возможности влиять на кадровую политику в городе. С одной стороны, отсутствие выборности городского головы в городе кажется нонсенсом, но с другой Севастополь — не рядовой город, а его специальный статус военно-морской базы при условии базирования иностранных войск не может не подкрепляться административными особенностями. Ведь понятно, что на выборах мэра, если бы они были объявлены, победит выдвиженец пророссийских сил, что в сочетании с нынешним составом горсовета просто отдаст (демократическим путем!) город в распоряжение Москвы. А в условиях, когда в стране нет Конституционного Суда, Президент не сможет ни отменить, ни даже приостановить незаконные решения горсовета, если они будут.

И хотя сегодня все это пока прогнозы, однако сослагательное наклонение уже получило тенденцию к реализации: Крым и Севастополь начали принимать решения вразрез интересам и воле Киева, и серия их, несомненно, будет продолжена. Как известно, в 1995 году Киев отменил Конституцию самопровозглашенной Республики Крым (если помните, в результате референдума была восстановлена Крымская АССР) и 40 местных законов, которые противоречили законодательству Украины. Но сейчас — совсем не то время. В том смысле, что даже просто повторить решение весны 1995 года в Киеве некому. Чем сможет Киев ответить на этот крымско- севастопольский вызов, ведь в столице центральные органы власти — а тем более такие жизненно важные, как Кабинет Министров, Конституционный Суд, СНБО да и Секретариат Президента — будут находиться в состоянии переформатирования еще добрых несколько месяцев, в то время, как в Крыму события могут начать развиваться все стремительней. Скорее всего, и СБУ сегодня не готова выполнить ту роль, которую она выполнила при Евгении Марчуке в 1995 году. Справится ли с этой масштабной задачей — удержать Крым и Севастополь в украинском правовом поле и на украинской орбите — один генерал Москаль? Больше ни на кого надежды нет?

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь — Севастополь. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ