Без преувеличения, вопрос связи можно считать одним из важнейших пунктов любого удачного войска, тем более, если это войско находится в состоянии войны. До начала российской агрессии в Украине вообще не было средств связи. В первые месяцы боевых действий 2014 г. на все подразделения в зоне АТО в Вооруженных силах было всего 10 автомобильных комплектов и 20 переносных радиостанций. Радиостанциями оснащали БТРы командиров бригад, в исключительных случаях — батальонов. В то время военные столкнулись с очень кропотливым выбором. Вначале им удалось заказать цифровое оборудование транкинговой радиосвязи компании Motorola. Тогда это сделала компания ООО «Доля і Ко.ЛТД» — многолетний партнер американской компании. Подавляющее большинство специалистов убеждены, что это было не только верное, но и единственно возможное решение.
Но на настоящей войне не все так просто. Так, эксперты Defense Express цитировали военного, который рассказал о влиянии российских средств РЭБ/РЭП во время боевых действий в зоне Дебальцево: «Там у них была заблаговременно накоплена мощная группировка средств радиоэлектронной борьбы. Наши переносные станции Motorola надежно действовали до 20 километров, а автомобильные — до 40 км. И дальняя связь, и связь с батальонами была. Российские войска из собственной глубины поставили препятствия в определенной полосе. С усилением действий российского РЭБ дальность связи начала падать. Переносные Motorola начали работать только до 10, а автомобильные — до 20 км. Потом враг еще увеличил мощность помех. «Додавили» до того, что трубка с трубкой работали где-то на километр, не больше».
Именно поэтому позже, уже во время выставки «Оружие и безопасность-2017», турецкая компания Aselsan и ГП «Спецтехноэкспорт» подписали дополнительный пакет документов, касающихся поставки Вооруженным силам Украины систем тактической связи УКВ-диапазона турецкого производства. А на сегодня вот уже несколько лет украинская армия в рамках программ помощи США получает и применяет по назначению средства связи от корпорации Harris. В частности, за этот период военные разных видов и родов войск получили от этой компании тысячи радиостанций различных типов на 230 млн долларов и еще на 70 млн дол. должны получить в этом году, но специалисты не перестают говорить о том, что в Украине до сих пор нет понятной и четкой концепции развития средств тактической связи, что снижает эффективность переоснащения ВСУ.
Сейчас, по данным специалистов военного ведомства, боевые части обеспечены современными средствами связи где-то на 70%, другие — до 50%.
Конечно, военные должны выбирать технику для использования, и если анализировать ситуацию с радиосвязью, то именно так и было. Все предыдущие станции были эффективными. Но эффективными в то время, когда принималось решение. Сейчас Украине необходима единая платформа радиосвязи. По мнению специалистов, использование различных радиостанций усложняет управляемость войск.
«Наличие средств связи, которые в принципе не совместимы между собой во всех режимах работы, значительно снижает эффективность боевого управления не только внутри подразделений Сухопутных войск, но и между родами ВСУ», — считает гендиректор компании «Радио Сатком Груп», эксклюзивного представителя Harris Global Communications Inc, Сергей Чепель. Но, в свою очередь, корпорация Harris не готова передавать технологии, что является крайне важным для Украины. Хотя готова начать в Украине «отверточное производство» — именно на «Радио Сатком Груп».
Наверное, поэтому здесь мнения специалистов далее расходятся. Весомым шагом к переоснащению АРМИИ новыми средствами связи, конечно, является внедрение производства в Украине, но не так уж и легко найти зарубежную компанию, которая передаст технологии, хотя и Турция в свое время пошла на такой шаг и поэтому была выбрана украинским Минобороны как поставщик средств защищенной тактической связи. А уже в октябре 2019 года турецкая компания Aselsan в Украине открыла производственную линию защищенных средств связи для Вооруженных сил Украины в рамках офсетной программы между Украиной и Турцией.
Все же, по убеждению экспертов, на нынешнем этапе государство должно определиться с отечественным производителем.
«Мы считаем, что речь должна идти о базовой коммуникационной платформе. Мы убеждены, что таковой должны стать технологии тактической связи корпорации Harris. И не только потому, что это технологии мирового лидера в данной сфере. Определяющим фактором является колоссальный объем помощи правительства США», — убежден С.Чепель. Часто эксперты добавляют, что именно США являются нашим наиболее весомым международным партнером в помощи организовать сопротивление вражеской России.
«Государство должно определиться с развитием средств защищенной тактической связи, сделав акцент на отечественные технологии. Украине важно не то, чьи средства связи будут выбраны за основу отечественной системы, а на каких технологиях будет построена новая информационная архитектура», — говорит директор компании UaDefense Дмитрий Люлин (компания UADefense является отечественным разработчиком систем автоматизации и связи специального назначения). Он отметил, что для Украины важно не покупать «готовые решения», а покупать технологии и развивать их дальше украинскими компаниями. Специалист уверяет, что сегодня в стране есть несколько частных компаний, которые достаточно серьезно продвинулись в разработках и развитии средств связи.
«Для Украины важна не обычная сборка из готовых узлов, а широкая локализация производства выбранного иностранного партнера и создание на этом фундаменте собственной производственной базы, с учетом возможностей интеграции отечественных систем криптозащиты и форм волны, где Украина остается достаточно мощным игроком в мире. Следует отметить, что важна даже не аппаратная платформа, если мы говорим о радиостанции, а именно программная компонента современных SDR радиостанций. Также необходимо учитывать вектор развития современных радиотехнологий тактического уровня, где большинство государств, понимая преимущества применения именно обмена данными в информационных системах батальонного и бригадного уровня, частично отказываются от голосового трафика, отдавая предпочтение системам Tactical Data Link или Tactical Edge Router (Trellisware, Presistent Systems, Silvus Technologies), которые обеспечивают возможность работы в тяжелой помеховой обстановке, спектральный менеджмент и бесшовную интеграцию в IP-сети различных звеньев управления», — уверен Дмитрий Люлин. Среди важнейших аспектов, конечно, полномочия, которые будут нести перед государством иностранные компании, если именно они будут поставлять средства связи. Дмитрий Люлин также отметил, что еще одна проблема заключается в том, что иностранные компании, которые заходят в Украину с поставками средств связи, в частности такие, как американский Harris, израильский Elbit Systems или турецкий Aselsan, государство контролировать не может, а вот свои компании, даже построенные на фундаменте иностранных технологий, может контролировать и поддерживать. В этом заключается важность государственного решения по созданию новой информационной архитектуры.
В целом же, чтобы Украина прекратила готовиться к войнам прошлого и начала подготовку к будущим войнам, стоит сделать ревизию приоритетов и государственной программы перевооружения. В частности, эксперты Украинского института безопасностных исследований (УИБИ) предложили свое видение «технологизации войска» — через реализацию нескольких приоритетных государственных программ перевооружения. Как раз к первой они отнесли совершенствование системы управления путем создания Единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ) ВСУ с важнейшими смежными элементами этой системы: действенными, защищенными средствами связи, киберзащитой сетей и развитием телекоммуникаций. А уже далее, среди других программ: развитие и создание современных систем радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), развитие государственной системы ПВО, развитие высокоточных средств поражения и развитие беспилотных ударных платформ воздушного, наземного и морского базирования. Как видим, связь и в экспертном видении осталась в первой строке.