Идеальная модель всегда привлекательна. Например, было бы совсем замечательно, если бы украинская армия сейчас, на начало четвертого года сопротивления российской агрессии, была полностью укомплектована современными, в соответствии с последними достижениями технического прогресса, образцами вооружений и военного оборудования. И желательно лучшими, чем у нашего противника. Этого можно быстро достичь при условии вложения колоссальных ресурсов в закупку уже готовой зарубежной техники или разворачивания ее собственного производства. И поскольку таких ресурсов нам еще недостает, а национальная экономика лишь выходит из затяжного «пике», достаточно правильным является стратегическое решение улучшать техническое оснащение оборонной сферы в отдельных ее кластерах. Сначала — в важнейших, опорных. Одним из них является военная связь.
Уже в начале российской интервенции стало понятно: без осовременивания систем связи во всем оборонно-безопасностном секторе невозможно наладить качественное и адекватное управление подразделениями и стойкую защищенную коммуникацию. Волонтерское движение сначала вносило заметную лепту в оснащение войск определенными средствами связи разных производителей. Но довольно быстро пришло понимание, что это не решает кардинально реальных потребностей, а является временным вынужденным шагом. Сложности с совместимостью, защитой, обслуживанием, ремонтом и т.п. подтолкнули к поиску унификации и гарантированному обеспечению потребностей ВСУ буквально на годы вперед.
Нужно было выбрать надежного партнера, который предложит оптимальные условия — качественное оборудование связи по приемлемой цене. Как известно (не будем останавливаться подробно на перипетиях) определенное время пришлось потратить именно на выбор такого партнера, ведь цена вопроса была и является сверхвысокой — обороноспособность и безопасность Украины. И буквально в финансовом измерении цена такого контракта тоже должна была быть достаточно привлекательной. Кто-то из поставщиков должен был проиграть в этой конкурентной борьбе, а кто-то получить главный приз — длительное сотрудничество с Минобороны Украины.
Сейчас победитель определен, проводится надлежащая работа по адаптации и нормированию использования радиостанций турецкого производителя Aselsan в ВС Украины. Однако до сих пор продолжается дискредитационная кампания с целью поставить под сомнение прозрачность проведения конкурса при закупке радиостанций для потребностей нашей армии и посеять сомнения в том, что именно такие изделия нужны нам.
Сразу отметим: любой юрист, изучив правовой бекграунд настоящего контракта, ответит, что его процедура состоялась с учетом всех требований законодательства, в частности определяющих и сравнительных испытаний. А практик отметит: не существует армии, где бы новый образец аппаратуры связи или коммуникации, тем более зарубежного производства, в процессе установки на отечественную боевую технику не нуждался бы в определенной адаптации.
НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВС УКРАИНЫ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ВЛАДИМИР РАПКО
Чтобы прояснить ситуацию и выяснить, как проходит упомянутая адаптация, я обратился к экспертам, которые владеют информацией из первоисточников.
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД НА ТАНКАХ ОДНОВРЕМЕННО БУДУТ РАБОТАТЬ КАК MOTOROLA, ТАК И ASELSAN
— Сейчас есть определенный «информационный шум», что радиостанции Aselsan как-то неправильно устанавливают на танки. Насколько я понимаю, ничего неординарного, помимо поиска оптимального варианта установки современных средств связи на нашу бронетехнику, в этой работе не происходит?
— Мы начали инсталляцию современных средств связи с танковых войск, потому что танк, как комплексный образец боевой техники, является самым сложным. Сейчас продолжается проработка технических аспектов этой работы, — комментирует ситуацию начальник Главного управления связи и информационных систем Генерального штаба ВС Украины генерал-майор Владимир Рапко. — Процесс оказался нелегким. И это было ожидаемо. Просто вмонтировать современную станцию натовского образца в Т-64 без конструкторских и нормативных головоломок сложно. Проработан ряд идей по решению этого вызова. Конечно, мы должны были все экспериментально испытать, чтобы выявить практические недостатки — чтобы инсталляция средств связи соответствовала требованиям армии.
Сейчас в Харьковском КБ по машиностроению им. Морозова работает специальная рабочая группа, в состав которой входят специалисты Харьковского бронетанкового ремонтного завода, конструкторско-технологического центра Минобороны, представители Aselsan в Украине. Они работают над тем, чтобы определить оптимальные штатные места подключения и установки радиостанции, что улучшит эффективность работы боевой машины в целом.
Сейчас в штатном режиме на танках по большей части работают одновременно Motorola и Aselsan, а установленная аппаратура внутренней связи и коммутации Aselsan обеспечивает работу как внешней, так и внутренней коммуникации, что улучшило управляемость боевых машин.
Заместитель начальника Центрального бронетанкового управления ВСУ Вооружение Вооруженных Сил Украины полковник Евгений Сидоренко между тем отмечает: «Завершить адаптацию и установку радиостанций Aselsan на опытный образец танка Т-64 в соответствии с утвержденными конструкторскими изменениями планируем до конца 2017-го. По результатам испытаний определимся с моделью для тиражирования. Прежде всего это касается танков, которые находятся на капремонте в заводских условиях. Будут действовать и выездные ремонтные бригады, которые будут заменять системы связи танков в армии. То есть во всех танках, которые будут проходить регламентный капремонт, установят современные средства связи. А в переходный период на бронетехнике будут применять як Motorola, так и Aselsan — пока мы полностью не перейдем на современные средства. Кроме того, продолжается и адаптация отечественных шлемофонов для работы с радиостанциями Aselsan. В ближайшее время получим по меньшей мере 100 таких шлемофонов, дешевле зарубежных аналогов».
ЕСЛИ НЕ ХВАТИТ СРЕДСТВ, ПЕРЕВОД АРМИИ НА НОВЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ЗАКОНЧАТ К 2020-МУ
Отметим, что шлемофоны натовского стандарта отличаются от украинских наличием съемного шлема из кевлара, также в отечественных используют ларингофоны, а в европейских — микрофонную гарнитуру. Поэтому танкистам нужно привыкать к микрофону перед лицом, который, на первый взгляд, будто бы мешает. Однако применение такой гарнитуры обеспечивает более высокую четкость и разборчивость переговоров благодаря значительно лучшим частотным характеристикам.
Так что выбор шлемофонов оставим за танкистами.
— Также необходимо проработать технические вопросы инсталляции современных средств связи для танков Т-80 и БМП. Процесс установки современных средств связи на образцы боевой техники советского производства не такой легок, как казалось сначала. Хотя открою «тайну»: помимо бронетехники, на всех других образцах вооружения такая адаптация прошла успешно и быстро. Речь идет о радиостанциях Harris, Motorola и в некоторых случаях Aselsan.
— Когда мы говорим о радиостанциях Aselsan УКВ-диапазона, мы понимаем, что это техника, которая действительно обеспечивает повышенную защиту и возможность действовать в условиях РЭБ в отличие от Motorola? — спрашиваем у главного связиста украинской армии.
— Да, но Motorola дает возможность на переходной период быть на связи с поддерживающей танки пехотой. Самый трудный — переходной период, когда одновременно действует несколько типов техники, — говорит собеседник, -каждый производитель средств связи реализует уникальные алгоритмы псевдослучайной настройки рабочей частоты, криптографической защиты информации и методы цифро-аналогового, аналогово-цифрового превращение сигнала.
— Какова ситуация с финансированием на следующий год с точки зрения удовлетворения потребностей связи ВС Украины?
— Для того чтобы успешно осуществить переоснащение армии современными средствами связи, нужно время и средства. Кстати, до конца текущего года поступит партия радиостанций Aselsan, и мы продолжим переоснащение тех подразделений, которые нам определил начальник Генерального штаба — Главнокомандующий ВС Украины.
ВЛАДИМИР РАПКО: МЫ ЗНАЛИ, ЧТО НАМ ПРИДЕТСЯ ВМЕСТЕ ВОЕВАТЬ И СТРОИТЬ СИСТЕМУ ВЗАИМОСОВМЕСТИМОСТИ
— Переоснащение — это довольно большие средства. Наверное, поэтому по старой украинской традиции у кого-то возникли подозрения относительно непрозрачности закупок.
— Все решения по закупке тех или иных технических средств Главное управление связи ГШ ВС Украины принимает не просто так. Изучается опыт стран, которые были в ситуации, схожей с нашей и нуждались в быстрых изменениях в своем технопарке. Это опыт Польши, Грузии, Азербайджана, стран Балтии. А новая волна информационного прессинга, по моему мнению, поднялась из-за того, что мы не приобрели радиостанцию израильской компании Elbit Systems Ltd. Этот производитель предложил Вооруженным Силам Украины радиостанции, которые не подтвердили заявленные технические характеристики. Это кое-кому не нравится, наверное, поэтому я и мои подчиненные чувствуем определенное давление. Причем решение, какому производителю отдать преимущество, принималось вместе с Национальной гвардией Украины, Государственной пограничной службой Украины, Государственной службой специальной связи и защиты информации, а также при участии экспертного совета, в состав которого входят волонтеры и ученые. Хочу, для понимания, довести алгоритм этого решения: в 2015-м проходило изучение современных образцов средств связи, в следующем году провели показы, определяющие ведомственные испытания. А затем — коллегиальное решение, что по техническим параметрам выбран Aselsan. Мы заключаем соглашение и получаем первую партию радиостанций. После этого началось определенное давление на ВС Украины, и министр обороны Украины во избежание инсинуаций решил провести дополнительные сравнительные испытания для полной прозрачности в мае-июне 2017-го комплексной комиссией от всех силовых ведомств и трех научных учреждений МОУ. Все члены комиссии без исключения отдали преимущество радиостанциям Aselsan, подтвердив правильность предыдущего решения.
— Подразделения, на вооружении которых находятся разнотипные станции, будут слышать друг друга?
— Вопрос совместимости отдельно действующих подразделений в настоящий момент решается применением современной аппаратуры внутренней связи и коммутации и радиостанциями Harris коротковолнового диапазона. Последние применяют все силовые структуры — для взаимодействия. Это решение начальников связи ВСУ, Госпогранслужбы, Нацгвардии. Мы знали: нам придется вместе воевать, и потому нужно строить взаимосовместимую систему коммуникации. Кто-то не хочет, чтобы Вооруженные Силы Украины переходили на современную цифровую связь. Мы приняли правильное решение, и вернуться назад невозможно, потому что это станет преступлением перед теми солдатами, которые хотят нормальной, качественной и защищенной связи. Соотношение «качество-цена» в этом процессе выбора являлось определяющим. К сожалению, бизнес еще не научился проигрывать в честной конкурентной борьбе. Но у него еще есть возможность этому научиться...