Пока трудно понять, какой «светлый след в истории» оставит ЗеКоманда после себя, но уже сейчас можно сказать, что Андрей Ермак, которому и принадлежит это высказывание, точно войдет в Историю Украины как тот, кто назвал Владимира Зеленского «одним из величайших лидеров мира».
В последнюю неделю пальма «ньюзмейкерского» первенства крепко держалась за Андреем Ермаком, помощником Владимира Зеленского и главным поверенным Офиса президента по международным вопросам.
Еще в недавнем прошлом юрист и кинопродюсер Андрей Ермак засветился во время обмена пленными, и с тех пор уверенно занимает позицию человека, который говорит от лица президента относительно урегулирования конфликта на востоке Украины и взаимоотношений с иностранными партнерами по поводу этого.
Это и дает право понимать, что все, что говорит пан Ермак, так или иначе совпадает с мнениями президента. Это понимание важно — и вот почему.
Не так давно во время встречи относительно обсуждения урегулирования конфликта на Донбассе ветераны, волонтеры и эксперты услышали от Андрея Ермака следующее: «А вы никогда не думали о том, что наш нынешний президент — один из наибольших лидеров этого мира?».
Следует сказать, что присутствующие почти единогласно сказали: «Нет». А для полноты картины еще давайте вспомним, что эта встреча проходила в то же время, когда под стенами Офиса президента на Банковой собрался митинг под лозунгом «Нет капитуляции».
Вы думаете, Андрея Ермака это огорчило? Ничуть!
Потому что еще больше «интересных» вещей поверенный ОП по международным вопросам и помощник президента по вопросам урегулирования конфликта на Донбассе сказал в своем интервью изданию «ЛБ». Вот несколько сентенций:
«Я глубоко убежден, что в лице президента Зеленского мы получили сильного лидера и умного человека. Думаю, выход, который мы найдем, удивит в хорошем смысле слова даже наибольших скептиков».
«В чем сила Зеленского? Я могу об этом судить, потому что присутствовал на всех международных встречах, слышу и вижу, что он говорит. А говорит он следующее: «Для меня самое важное — это прекратить войну».
«У нас есть идея — сейчас я говорю об этом впервые — которая теперь звучит в разных переговорах, чтобы урегулирование ситуации закончилось подписанием масштабного международного договора, в котором бы приняли участие все наибольшие игроки — Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Китай, которые зафиксировали бы на годы, а лучше на века, наш суверенитет, территориальную целостность».
«Мы пришли во власть оставить светлый след в истории».
«При таком президенте Украина точно нигде не станет разменной монетой».
«Мы точно никогда не допустим федерализации нашей страны. Мы точно никогда не допустим потери наших территорий. Мы точно хотим прекратить войну. Мы точно хотим реинтегрировать Донбасс в Украину».
Понятно, что это не все высказывания, каждый может прочитать и сделать свои выводы сам. Но уже и этих слов достаточно, чтобы поставить под сомнение главный тезис пана Ермака о самом «великом лидере этого мира».
Например, о каком таком «выходе» идет речь, который «удивит в хорошем смысле слова даже наибольших скептиков», если важнейшим для Владимира Зеленского является «прекратить войну»? Если честно, то трудно даже представить такой выход, ведь прекратить войну может лишь тот, кто ее начал, то есть Россия. Украина как та, которая страдает от вооруженной агрессии, чтобы прекратить войну, может либо победить в ней, либо капитулировать. Кто-то видел у Зеленского, у его команды план победы? Поэтому. Относительно того, чтобы Россия прекратили войну, сейчас не известно, чтобы она хотя бы когда-то это сделала по собственной воле. Вся история существования этого государства свидетельствует о том, что она понимала и понимает исключительно силу. Рассматривает ли хотя бы одна из стран-лидеров возможность силового вмешательства для принуждения агрессора к миру? Нет. А значит заявления Офиса президента и его нынешнего хозяина выглядят очень странно. Особенно когда вместо того чтобы предоставить обществу реальный план действий, общество слышит лишь призывы «просто верить нам».
Отдельного упоминания заслуживает «Идея» пана Ермака относительно «подписания масштабного международного договора, в котором бы приняли участие все наибольшие игроки — Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Китай». Причем не простого договора, а такого который «зафиксировал бы на годы, а лучше на века, наш суверенитет, территориальную целостность». Здесь возникает два главных вопроса: зачем «наибольшим игрокам» это делать и каким образом обеспечить выполнение, если он каким-то чудом будет подписан?
Пан Ермак вспоминает о Будапештском меморандуме, который, по его словам, не имел последствий за несоблюдение, именно поэтому Россия и напала. Но Андрей Ермак почему-то забывает, что ценой «Будапешта» был украинский ядерный арсенал, лишить нас которого и было главным мотивом стран-подписантов. В настоящий момент у Украины нет настолько крепкого козыря, потому и возникает вопрос: так что же заставит «наибольших игроков» подписать «масштабный международный договор»? От чего мы должны будем отказаться? Территория, земля, национальные интересы? Какой должна быть цена договора, чтобы он действовал «века»?
Помощник Зеленского утверждает, что «при таком президенте Украина точно нигде не станет разменной монетой». Понятно, Андрей Ермак не может говорить иначе, но на фоне серьезных внешнеполитических провалов, когда Украина почти потеряла свою политическую субъектность в международных переговорах, такие заявления выглядят как издевательство над украинцами. Об Украине уже говорят без Украины. Франция, Германия, Россия и США рассматривают Украину как инструмент давления друг на друга для решения собственных потребностей и защиты своих национальных интересов. Заявления президента Франции относительно отмены санкций против России, или представителей Германии относительно продолжения строительства «Северного потока -2» замечательно об этом свидетельствуют. О российских прихотях нечего и говорить. Даже президент США Трамп решил воспользоваться президентом Зеленским для борьбы против Байдена, своего оппонента на будущих выборах.
Впрочем, не хотелось бы ставить под сомнение честные намерения президентской команды. Сомнения вызывает компетентность. Высказывания Ермака часто противоречат друг другу, даже может сложиться впечатление, что это говорят два разных человека.
«Мы точно никогда не допустим федерализации нашей страны»
А ничего, что попытка Зеленского предоставить особый статус оккупированным территориям и есть путь к федерализации Украины? План, который так ревностно продвигает Медведчук еще с 2012 года!
«Мы точно хотим прекратить войну. Мы точно хотим реинтегрировать Донбасс в Украину»
Разве не ясно, что при плане прекращения войны, который в настоящий момент продвигает команда действующего президента, не Донбасс реинтегрируется в Украину, а Украина в Россию?!
И наконец... Следует заметить, что Андрей Ермак неплохой юрист. Это подтверждает и его жизненный путь, и много тех, кто с ним работал, а значит следует слушать не только то, что он говорит. Намного интереснее то, чего он не сказал. При внимательном изучении интервью абсолютно четко создается впечатление, что а) он понимает, что их планы провалятся и потому предварительно закладывает юридические основы для оправдания; б) никакого единого виденья, что делать в существующих условиях, у команды Зе нет.