Открытое письмо и.о. председателя Украинского института национальной памяти, председателя Всеукраинского объединения ветеранов Второй мировой войны, академика Игоря Юхновского депутатам Донецкого горсовета.
Уважаемые сограждане — народные избранники славного донецкого края! Непосредственно обратиться к вам меня заставило содержание и общая тональность решений, принятых 2 ноября этого года в ходе 14-й сессии Донецкого горсовета 5-го созыва, как реакция на известный Указ Президента Украины от 12 октября об отмечании 65-й годовщины создания УПА.
Во-первых, меня неприятно поразила определенная некорректность ваших формулировок. В своем обращении к Президенту Виктору Ющенко вы просите отменить Указ о празднике. Но Президент не издавал указа о праздновании 65-й годовщины УПА. Речь в указе идет об отмечании годовщины основания. Извините, но это абсолютно разные вещи. Эта, казалось бы, маленькая неточность свидетельствует о том, что авторы этих обращений либо не совсем посвящены в суть дела, либо стремятся политизировать в каких- то своих целях чрезвычайно сложную и деликатную проблему национальной памяти. А скорее всего здесь присутствует и первое, и второе.
Огорчает тот факт, что ваши довольно однозначные, резкие по форме, конфронтационные по содержанию обращения формулируются в то время, когда лидеры основных политических сил — в том числе и лидеры Партии регионов, к которой — надо думать — принадлежит подавляющее большинство вашего уважаемого Совета, — стремятся к взаимопониманию, к поиску общенационального консенсуса. Согласитесь, что такая несогласованность не только настораживает, но откровенно сдерживает процесс взаимопонимания, без которого страна практически стреножена в своем дальнейшем развитии.
Как бы то ни было, но я хотел бы верить, что вы искренне заблуждаетесь, находясь под влиянием бывшей коммунистической пропаганды, которая не допускала даже малейшего сопротивления своей системе. А когда против могучей идеологической и военной машины поднялись десятки, сотни тысяч украинцев, которые не хотели терпеть пытки и издевательства над собой, тогда весь пропагандистский аппарат, колоссальные возможности средств массовой информации, литературы, кино, искусства были брошены против несогласных. Результаты их работы мы пожинаем и поныне.
Почему восстала Западная Украина, которая в сентябре 1939 года хлебом- солью встретила своих братьев-освободителей, уже известно. Только в первые месяцы советской власти с территории Западной Украины было депортировано в места не столь отдаленные около двухсот тысяч ни в чем не повинных людей. Сегодня это общеизвестно. Однако сухие цифры не очень красноречивы. Тем более когда речь идет о событиях почти 70-летней давности. Тогда позвольте я вам расскажу историю, свидетелем и непосредственным очевидцем которой мне пришлось стать.
В сентябре 1939 года я был учеником седьмого класса польской гимназии в городе Кременце на Волыни. Мои земляки с необычайным подъемом встретили приход Красной армии, которая освобождала нашу землю от жестко антиукраинской политики польской власти. Гимназия вообще переживала какой-то небывалый подъем. Гимназисты поголовно начали писать украинские патриотические стихи, в поэтических мечтах забегая далеко вперед.
Однако период большого патриотического подъема продолжался недолго. К гимназии едва ли не каждый день стала подъезжать закрытая машина, и работники органов безопасности иногда прямо с уроков забирали наиболее активных школьных поэтов. И эти 13—15-летние подростки уже не возвращались.
Вскоре поэтический пыл не только в гимназии, но и во всем городке иссяк. Кременец притих, надеясь, что вот-вот это досадное недоразумение закончится.
Закончилось все это с приходом немцев в июле 1941 года. Матери нашли в одном из казематов здания НКВД кучу изуродованных и истерзанных детских тел. Что это за день был для Кременца, можно себе только представить. Нет ничего страшнее, когда матери голосят за своими детьми...
Так было ли у родителей этих детей моральное право больше не доверять советской власти и с оружием в руках защищать свои дома и своих родных? Вопрос риторический. Да, они ошибались, думая, что немецкая власть их поймет и поможет создать свое государство, где они потом будут хозяевами. В июле сорок первого от этих надежд не осталось и следа. Сразу после того как немецкие передовые отряды «освободили» Западную Украину от большевистского террора, арьергардные отряды «освободителей» с нацистскими знаками отличия начали расстрелы украинской интеллигенции — учителей, медиков, инженеров — моего родного Кременца.
И это было второе потрясение моего детства, которое на всю жизнь оставило свой след. И такие следы — уверяю вас! — остались у миллионов моих земляков. Именно это и породило стихийные протесты в Западной Украине, привело к созданию местных оборонных отрядов, впоследствии объединенных в Украинскую повстанческую армию.
Поэтому украинским повстанцам пришлось воевать сразу на два фронта — немецкий и советский.
Стоит ли говорить, что на войне святых не бывает, война — это очень жестокая вещь. В первую очередь это касается украинско-польского противостояния на Волыни. Не были и не могли быть ангелами и украинские повстанцы, как не были ангелами освободители Восточной Европы — бойцы Красной армии. И этому также есть немало подтверждений. Но обвинение УПА в массовых убийствах невинных мирных жителей, как и массовые расстрелы еврейского населения — это миф советской пропаганды. К 43-му году, когда реально начала действовать УПА, евреи практически все были либо отправлены в концлагеря, либо изгнаны в гетто. На Западной Украине их просто не осталось. Кроме тех, кто попал в подразделения УПА и бок о бок с украинскими повстанцами противостоял внешней угрозе. И таких фактов история знает довольно много.
В последнее время в силу своих нынешних профессиональных обязанностей я немало времени уделяю изучению проблемы УПА. Найдите мне, уважаемые, хотя бы одного серьезного профессионального историка, который бы профессионально занимался этой темой и который бы доказал, что Украинскую повстанческую армию можно обвинять в преступлениях против человечества и человечности. Ни одного не только приговора суда, но даже такого обвинения не прозвучало и на Нюрнбергском процессе. И все, кто утверждает обратное, — а таких сейчас, к удивлению, немало — пусть хоть чем-то подтвердят свои обвинения. Иначе это будет просто заведомая ложь и клевета.
Я вас уверяю: сегодня нет конкретных фактов, подтверждающих стереотипы советской пропаганды, рисовавшей страшные картины варварства членов УПА, которые, согласно советским «страшилкам», маленьких детей обязательно бросали в колодцы, а молодых учительниц поголовно вешали на соснах.
Однако это не означает, что драматические и трагические страницы украинской истории сегодня изучены. Еще очень многое скрыто не только от общественности, но и от профессиональных историков. В частности, нуждается в серьезном исследовании история создания советскими спецорганами около трех сотен псевдоповстанческих отрядов, которые под видом УПА совершали страшные преступления, таким образом пытаясь вызвать у населения негативное отношение к ней. Когда регулярные советские войска не могли справиться с хорошо организованной повстанческой армией, тогда коммунистические идеологи придумали такую простую и позорную вещь, как провокации.
Но если советские спецорганы уже десятки и сотни раз просеяли за много лет ряды повстанцев, высылая их в сибирские лагеря, то деятельность этих спецотрядов-провокаторов до сих пор остается за тремя печатями. И, очевидно, не случайно. А доблестные участники этих отрядов являются почетными и уважаемыми ветеранами минувшей войны, награжденными государственными знаками отличия, пользуются надлежащими льготами, в меру своих сил проводят с подрастающим поколением патриотически-воспитательную работу...
Украинский институт национальной памяти еще ранее попросил Президента Виктора Ющенко обратиться с просьбой к российскому президенту Владимиру Путину открыть архивы этих событий и расставить окончательные точки в этой трагической истории. Хватит уже спекуляций на этой теме. У нас много неотложных дел. Давайте оставим изучение истории профессионалам. А сами вынесем из результатов этого исследования моральные уроки ответственных и серьезных людей.
Украина в двадцатом веке понесла колоссальные человеческие потери. Ни одна страна мира не пережила таких катастроф, которые выпали нашему краю. Первая мировая, Вторая мировая, коллективизация, раскулачивание, Голодомор 1932—1933 гг., репрессии тридцатых годов, голод 1946—1947 гг., повстанческая война в Западной Украине. По различным оценкам, это около 20 миллионов человеческих жизней. Нужно особо подчеркнуть, что все эти потери инспирированы извне и привнесены чужими режимами. Украина была объектом жестокой политики агрессивных соседей. И сейчас уже настало время, когда каждый гражданин Украины должен в конечном итоге понять, что только независимость, свобода и демократия могут стать надежным гарантом не только физического выживания нации, но и свободного развития, благосостояния и счастья ее граждан.
Игорь ЮХНОВСКИЙ