Договор подписан между Институтом истории Украины НАН Украины и Институтом исторических исследований Болгарской академии наук. Помимо собственно взаимодействия упомянутых учреждений он имеет целью укрепление украинско-болгарских связей в сфере науки, образования и культуры. В первую очередь речь идет о необходимости создания Комиссии историков Болгарии и Украины в составе ведущих ученых обеих академий, известных болгаристов и украинистов — по примеру украинско-польской. В отличие от последней вряд ли будущая будет рассматривать диаметрально противоположные взгляды на события прошлого (таких расхождений не существует). В то же время такая комиссия способна стать основой для новых контактов. Их развитие, обмен учеными, взаимное консультирование, а также проведение общих конференций, семинаров, летних школ, «круглых столов», документальных выставок — следующий приоритет, зафиксированный сторонами. Возможно, направлениями могут стать руководство диссертационными исследованиями аспирантов с другой стороны, общие издательские проекты, обмен исследовательской литературой, взаимная публикация статей. Список неисчерпаем. Среди ориентировочных тем научных проектов такие: украинско-болгарские отношения в разных аспектах, украинская историография о Болгарии и болгарская — об Украине, источники для исследований в обеих странах, история болгарских поселений в Украине и украинцев — в Болгарии, украинско-болгарские отношения в системе международных отношений, выдающиеся фигуры общей истории.
Подписание договора стало возможным благодаря инициативе Научного общества истории дипломатии и международных отношений провести в столице Болгарии конференцию «Болгария и Украина в истории Европы». Поддержанная Министерством иностранных дел Украины, посольством Украины в Болгарии, другими партнерами она стала исключительным явлением — еще никогда ранее двадцать украинских историков одновременно не находилось в Софии. Как отмечалось на открытии, имена Ивана Шишманова и Михаила Драгоманова одинаково близки украинцам и болгарам. В последние годы украинско-болгарские отношения стремительно развиваются, что усиливает взаимный интерес народов. Одно из его проявлений, а в то же время заметный фактор развития, — книга «Сестра моя, Софія...», которая два года назад увидела свет в серии Библиотека газеты «День».
Основное внимание на конференции уделялось событиям столетней давности и их долгосрочным влияниям на ХХ в. Отмечалось — неправильно говорить, что украинско-болгарским межгосударственным отношениям 26 лет, на самом деле — им 100 лет, начиная с подписания Брестского мира Украинской народной республикой и государствами Четверного союза — среди них была и Болгария. Как утверждал болгарский ученый, профессор Петр Стоянович, для его страны это был справедливый мир, победный проблеск перед будущим погромом. Кстати, болгарский ученый — прямой потомок полномочного министра Ивана Стояновича, одного из главных переговорщиков в Бресте.
На уникальной роли Брестского мира для Украины акцентировала внимание украинский историк профессор Ирина Матяш — это основание для выхода Украины на международную арену, фактическая его легитимация. По ее мнению, все задействованные стороны прекрасно понимали, какую цель преследуют другие, и сознательно пошли на этот шаг ради достижения национальных интересов. Существующие расхождения в дальнейшем привели к проблемам с ратификацией. Но не со стороны Болгарии и Украины — они довольно быстро обменялись ратификационными грамотами. Когда дело дошло до назначения послов, царь Фердинанд настаивал, чтобы украинскую сторону представлял известный национальный деятель. В конечном итоге, по совету болгарского посла Ивана Шишманова (исследователь творчества Тараса Шевченко, муж дочери Михаила Драгоманова — Лидии) им стал Александр Шульгин. Привлекает внимание эффектное завершение выступления Ивана Шишманова на вручении Верительных грамот Павлу Скоропадскому, а именно: «Слава Украине! Слава сиятельному пану гетману!» То есть болгарин по меньшей мере был очень хорошо осведомлен о ситуации в Украине — настолько, что может претендовать на авторство самого известного украинского лозунга.
Болгарский ученый Благовест Нягулов отметил искреннюю заинтересованность руководства Болгарского царства в появлении независимой Украины — это был шанс для Болгарии затронуть вопрос территориальной принадлежности Добруджи и некоторых других территорий в контексте переговоров в Бресте. И действительно — молодые украинские дипломаты чрезвычайно быстро нашли общий язык с болгарскими. Последние стали своего рода посредниками между разными задействованными сторонами. Один из переговорщиков, полномочный министр генерал Петр Ганчев был убежден — мир с Украиной намного важнее, чем мир с большевистской Россией.
О серьезном внимании болгарских средств массовой информации к украинскому вопросу сообщил другой болгарский исследователь Володя Милачков. По имеющейся информации подготовка и подписание Брестского мира увеличили численность сообщений в разы. Помимо этой темы болгар заинтересовали приход к власти Павла Скоропадского, взаимоотношения Украины с Россией, вмешательства Румынии в Бессарабии, взаимоотношения украинцев с национальными меньшинствами (в первую очередь болгарским), земельный вопрос, транспорт, курсы валют. Отдельная тема — прием болгарского посла Ивана Шишманова в Киеве и украинского, Александра Шульгина — в Софии. Принимая Верительные грамоты последнего, глава болгарского государства подчеркнул: мы знаем, какие солдаты пали за свободу Болгарии. Что и не удивительно — учитывая плодотворную деятельность в Софии украинцев.
О малоизвестной странице истории Первой мировой войны рассказал директор Института исторических исследований Даниэль Вачков. В Болгарии существовал круг интеллигенции, которая считала, что для предупреждения будущих войн в Европе необходимо создать федерацию. К тому же — в несколько этапов в пространстве и времени. Одна из них — из стран Балкан, Карпат, Малой Азии, Кавказа, Северного Причерноморья. То есть прослеживалась здесь и Украина. Следующие — это Тевтонская и Скандинавская. В конечном итоге они должны были объединиться в одну — европейскую. Однако Версальская система заложила совсем другие фундаменты. Только после ужасов Второй мировой войны Европа вернулась к идее объединения.
Шла речь на конференции и о современности. В частности, о быстром росте товарооборота, значительном количестве культурно-художественных мероприятий, взаимных симпатиях среди граждан. Кстати, как выяснилось, Болгария, в отличие от Венгрии, не считает новый Закон Украины «Об образовании» дискриминационным. Наоборот, отмечает, что он открывает новые возможности для изучения болгарского языка. Болгария поддерживает политику санкций, введенных ЕС в связи с агрессией России против Украины. Причем более четко эта позиция определена на уровне президента. А в правительстве более осторожны — там настаивают на необходимости их соблюдения в рамках общеевропейской солидарности. Приводились тревожные данные социологических исследований — 35% опрошенных болгар одобряют аннексию Крыма Россией, 27% — против, еще 38% не знали, что ответить. В целом уровень пророссийских настроений оценивается на уровне 61%. По наблюдениям ораторов, события последних лет, умноженные на влияние российской пропаганды, привели к усилению пророссийских настроений в Болгарии. Вместе с тем они сделали Украину более узнаваемой среди болгар.
Конференция проходила на паритетных принципах — выступали украинские и болгарские ученые, но автор считал целесообразным осветить преимущественно болгарскую сторону как менее известную в Украине. Собрание историков засвидетельствовало желание к расширению и разнообразию контактов, их интенсификации. Это тем более важно на фоне приведенных данных об общественных настроениях. А пока, уже после официального закрытия научного форума, украинские историки посетили могилу человека, которого одинаково ценят как украинцы, так и болгары, — Михаила Драгоманова. Ему в свое время удалось существенно повлиять на восприятие Украины в Болгарии. Теперь наше время.