Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бой под Крутами: легенда и люди

Ровно сто лет прошло с тех пор, как юные воины — киевские курсанты и отряд «Вільного козацтва» — встретили огнем преобладающие силы большевистских оккупантов
25 января, 2018 - 19:50

Лучший способ почтить подвиг и трагедию победителей — это «очеловечить» их, возобновить в памяти обстоятельства героического самопожертвования, лица погибших людей, реконструировать ход драматичных событий. 100 лет боя под Крутами, который дали 29 января 1918 года украинские юноши (около четырех сотен героев) большевистским захватническим ордам Муравьева, что как раз двинулись на Киев, дает нам именно такую возможность. Круты — это небольшая железнодорожная станция на Черниговщине (18 км на восток от Нежина, 130 км на северо-восток от Киева). Она навсегда вошла в историю Украины. Чтобы понять значение боя под Крутами, необходимо вспомнить события, что предшествовали трагедии.

Конец 1917 года. Молодая Украинская Народная Республика не так давно провозгласила свою автономию в составе России и взяла курс на строительство демократического государства. Шла Первая мировая война. 17 декабря 1917 года Центральная Рада получает ультиматум за подписью Ленина и Троцкого. Вожди большевиков требовали немедленно прекратить разоружения красных военных отрядов и легализовать их, что фактически означало провозглашение войны.

Руководство УНР отклонило ультиматум и попробовало разрешить конфликт с правительством Ленина с помощью дипломатии (прослеживаются определенные актуальные параллели с настоящим). Но трагедия заключалась в том, что почти полностью отсутствовала боеспособная армия: если еще летом 1917-го Центральная Рада  могла рассчитывать на почти 300 тысяч сочувственного войска, то уже в январе  1918-го количество войск, верных УНР, составляли только 15 тысяч человек в целом по Украине. К этому состоянию привел целый комплекс причин: курс Центральной Рады на сокращение,  а то и роспуск регулярного войска с его заменой «народной милицией»; деморализованное состояние украинских войск, их усталость  от войны; подрывная работа большевистских агитаторов по разложению отечественных вооруженных сил. Это только основные факторы трагедии. Но суть событий заключалась в том, что основной груз, основная жертва в ходе обороны Киева от большевиков (ясно, что переговоры с ними ни к чему не могли привести) легли на плечи украинских  курсантов 17—20 лет и студентов и казаков отряда «Вольного казачества» — вместе немного больше 400 ребят. Они почти все легли в неравном бою под Крутами 29 января 1918 года, однако задержали продвижение врага к столице Украины. Раненных ребят оккупанты беспощадно убивали.

ВАСИЛИЙ КОРЧИНСКИЙ, «КРУТИ. МАМИНІ ЯБЛУКА». РАБОТА ПРЕДСТАВЛЕНА НА VIII ВСЕУКРАИНСКОЙ БИЕННАЛЕ ИСКУССТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ЖАНРА «УКРАЇНА ВІД ТРИПІЛЛЯ ДО СЬОГОДЕННЯ В ОБРАЗАХ СУЧАСНИХ ХУДОЖНИКІВ» / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ МАРИИ ПРОКОПЕНКО / «ДЕНЬ»

Еще  5 января 1918 года на собраниях студентов младших курсов Университета Святого Владимира и Украинского народного университета был образован студенческий курень Сечевых Стрельцов, который призывал молодежь с оружием в руках защищать Украину. Возглавил курень (две сотни бойцов) старшина Андрей Омельченко — студент Университета Святого Владимира. Вступление в курень было исключительно добровольным. Присоединились к нему и ученики киевских школ. А 26 января 1918 года Аверкий Гончаренко, командир украинского отряда в составе четырех сотен воинов старших курсов 1-й Киевской юнкерской школы имени Богдана Хмельницкого, который прикрывал подступы в Киев с северо-востока, срочно сообщил в столицу о необходимости помощи: большевики наступали. Уже на следующий день  первая сотня Студенческого куреня прибыла в район Нежина. Боеприпасов было маловато, подавляющее большинство ребят не имели никакой военной подготовки.

Не желая встретить врага в Бахмаче, где были преобладающие силы большевиков, Аверкий Гончаренко приказал отступить к станции Круты и готовить оборону. Утром 29 января началось наступление оккупантов. Гончаренко имел только четыре сотни бойцов. С тыла крутян поддерживали бронепоезд и пушка. Получая  убитых и раненных, «красные» продвигались вперед преобладающими силами. Бой длился свыше пяти часов, украинцы отбили 4 атаки врага, понесли большие потери. Впоследствии в Круты прибыли дополнительные отряды Муравьева, а  со стороны Черниговской колеи «красные» подтянули  бронепоезд, который начал обстрел защитников с тыла. У студентов и юнкеров закончились заряды и пушечные снаряды. Помощь из резерва УНР не дала Муравьеву возможности окружить и уничтожить украинцев. Собрав убитых и раненных, украинское войско отошло к эшелону. Но одна «чота» студентов (около 50—60 лиц) попала в расположение врага и после издевательств и истязаний была расстреляна.

 Невзирая на огромные потери украинцев (погибло 250—300 юношей, точно известны лишь имена тех, кто был в марте 1918-го похоронен на Аскольдовой могиле), молодые бойцы задержали марш оккупантов на Киев на 2-3 дня (ремонт железной дороги, перегруппировки враждебных сил), что в тогдашних условиях  (шли переговоры в Брест-Литовске) было очень важным. Помним, подвиг героев Крут не может быть напрасным! 

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ