Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджет зарплату не защищает

Политика правительства в сфере оплаты труда расходится с продекларированным курсом реформ
5 октября, 2000 - 00:00

Несмотря на декларируемый нынешним правительством курс «реформ во имя благосостояния», уровень жизни абсолютного большинства украинских граждан продолжает падать. Особенно это ощущают работники бюджетной сферы. Поэтому определенный интерес вызвало заявление министра финансов Игоря Митюкова, сделанное им сразу же после представления в Верховную Раду проекта государственного бюджета на 2001 год. По словам министра, в следующем году предусматривается повышение должностных окладов бюджетников на четверть, и это только первый шаг. Правда, Игорь Александрович не уточнил, когда последуют следующие шаги и последуют ли вообще. Казалось бы, это высказывание должно было вызывать радость у учителей, ученых, медиков, работников культуры, заработная плата которых была фактически заморожена в течение последних четырех лет. Но восторга в их среде не чувствуется. Чтобы понять причины этого, перейдем к языку цифр, который так любит премьер- министр, одновременно осветив проблемы, которые накопились в системе оплаты труда работников бюджетной сферы.

Как известно, ныне действующие должностные оклады бюджетников (кроме государственных служащих) были установлены еще в августе 1996 года, и потом ни разу не пересматривались. С тех пор, по данным Минстата, инфляция составила 80% и, согласно прогнозов, до конца этого года достигнет 90%. Реально же за этот период потребительские цены на основные продукты питания, товары повседневного потребления и услуги выросли в 2,5—3 раза. Существенное отставание зарплаты от уровня цен вызвало протесты педагогов, к которым присоединились медики и ученые. Поняв, что ситуация может выйти из-под контроля, правительство предусмотрело в проекте госбюджета на 2001 год средства на повышение зарплаты всем категориям бюджетников на 25%. Т.е. с коэффициентом 0,27 от достигнутого за четыре года уровня инфляции. Если оперировать показателем реальной заработной платы, то у бюджетников она за последние четыре года снизилась почти вдвое, причем только за этот год на 16,7%. Т.е. рост благосостояния происходит со знаком минус. Если учесть, что за этот же период падение объемов ВВП не превысило 17%, то фактически имеем повторение ситуации 1992—1993 гг., когда реальная заработная плата сокращалась в три раза быстрее, чем происходило падение объемов ВВП. Это является свидетельством искусственного сдерживания роста даже номинальной заработной платы в бюджетной сфере, которое не имеет экономического обоснования, и продолжением политики перераспределения ВВП не в пользу работающих.

Ради этого Кабмин не останавливается и перед нарушением действующего законодательства. Примеров этого есть много. Нынешнее правительство еще и до сих пор, несмотря на неоднократные напоминания ВР, не отменило постановление, принятое его предшественником, которое фактически приостановило индексацию зарплаты в бюджетной сфере в связи с инфляцией. Сделано это было вопреки нормам соответствующего закона. Если бы его действие было восстановлено (кстати, непонятно молчание Конституционного суда, который может рассмотреть это дело по собственной инициативе), то должностные оклады бюджетников уже сейчас должны вырасти на 60%, а не на 25% в следующем году.

Игнорируются и положения законов «Об образовании» и «О научной и научно-технической деятельности», по которым средняя заработная плата учителей общеобразовательных школ должна равняться средней зарплате в народном хозяйстве, а для профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников — двойной средней зарплате в промышленности. На 1 августа 2000 года, по данным Минстата, средняя зарплата составляла: в народном хозяйстве — 238 грн., а в образовании — 157 грн., в промышленности — 319 грн., а у работников научных учреждений НАНУ — 184 грн. Этот показатель еще ниже в отрасли здравоохранения — 143 гривни.

Сейчас ситуация с оплатой труда в бюджетной сфере стала просто абсурдной. Последнее повышение минимальной заработной платы до 118 гривен без пересмотра всех должностных окладов привело к тому, что сейчас вспомогательный персонал (техники, лаборанты, уборщицы) получает зарплату, одинаковую со специалистами, которые имеют высшее образование (учителями, врачами, инженерами). Например, в средней школе зарплата уборщицы составляет 118 гривен, а начинающего учителя — 118 грн. 56 коп. Если так будет продолжаться и дальше, то уровняется оплата труда той же уборщицы и кандидата, а то и доктора наук. Такого нет ни в одной цивилизованной стране мира. Например, в России действует тарифная сетка, которая содержит 18 разрядов, и должностной оклад по каждому из них определяется умножением соответствующего коэффициента на минимальную заработную плату. Благодаря этому при очередном повышении минимальной зарплаты сохраняется разница в должностных окладах по всей сетке. Следует вспомнить, что такая же система, которая насчитывала 29 тарифных разрядов, действовала и в Украине, но была отменена Кабмином в 1996 году.

На фоне такого отношения к оплате труда бюджетников исполнительная власть, а вместе с нею и законодатели, не забывают о собственных интересах. Еще в декабре 1999 года Кабмин повысил в два раза должностные оклады государственным служащим, а уже в этом году то же самое сделали для себя и народные депутаты. Сейчас средняя зарплата работников аппарата органов государственного управления составляет 382 гривни.

Вызывает обеспокоенность и то, что Минфин постепенно становится своего рода «государством в государстве», позволяя себе при разработке проекта госбюджета игнорировать не только законы, но и указы Президента и поручения премьера. Опять были «забыты» указ о существенном повышении заработной платы научным работникам НАН Украины и обещания Виктора Ющенко педагогам и медикам поднять зарплату, по меньшей мере на 30 процентов. Вследствие отсутствия средств не осуществляются выплаты за педагогический и научный стаж. По-видимому, в воображении правительственных финансистов повышения окладов на четверть и является тем самым «существенным повышением». Как говорят в народе — вот тебе гривня, и ни в чем себе не отказывай. А о показателях инфляции почему-то забыли. Поэтому и не радуют бюджетников нынешние своевременные выплаты заработной платы. Как объяснил один из знакомых ученых, задержки в ее выплате проявлялись в том, что он ежемесячно получал 70—80% положенного. Но за те деньги он мог купить в 1,5 раза больше, чем сейчас на полную зарплату.

В качестве оправдания нарушений законодательства правительство ссылается на нехватку средств. Но никто не хочет принимать во внимание ту же нехватку средств у рядового гражданина, требуя от него уплаты коммунальных платежей или за проезд в общественном транспорте. Пусть бы кто-то из должностных лиц объяснил это контролеру, который высаживает из троллейбуса учителя, вынужденного ехать на работу «зайцем».

Проблемы нехватки средств не существует, о чем автору уже приходилось писать («День», № 120 от 8.07.2000). Существует проблема перераспределения ВВП, а искусственное ограничение доходов работающих является одним из средств осуществления этого перераспределения, благодаря чему в Украине были накоплены значительные личные капиталы. И «борцам с олигархией» можно было бы уже осуществить перераспределение ВВП в обратном направлении, поскольку именно в этом кроется главный резерв для повышения оплаты труда. И делать это надо в рамках комплексной реформы оплаты труда. Но «правительство реформаторов» никак не может (или не хочет?) решиться на этот шаг.

Поэтому и приходится констатировать, что проект бюджета на следующий год в части расходов на оплату труда работников бюджетной сферы является, по существу, продолжением старой политики, которая отнюдь не согласовывается с провозглашенным курсом «реформ во имя благосостояния». Поэтому с этим самым благосостоянием придется подождать.

P.S. В проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2001 год» в отличие от бюджета этого года не предусмотрен перечень защищенных статей расходов: зарплата работникам бюджетной сферы, социальные выплаты и т.п., которые не подлежат пересмотру в сторону уменьшения. В то же время в нем осталась статья, которая дает возможность Кабмину секвестировать госбюджет (по согласованию с комитетом ВР по вопросам бюджета) в случае уменьшения поступлений. Тем самым правительство хочет снять с себя гарантии полной и своевременной выплаты заработной платы бюджетникам в следующем году.

Евгений МОРЕНЦОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ