Этой публикацией одного нашего автора «День» надеется начать широкую общественную дискуссию об ответственности властной верхушки за результаты своих действий. Несмотря на то, что речь идет об исторических примерах, которые уже стали классикой, читатель с легкостью может провести аналогии с современной отечественной политикой — к сожалению, вряд ли в пользу последней...
Слова Уинстона Черчилля о том, что цена величия — это ответственность, неоднократно подтверждались поступками правителей, которым судьба дарила возможность управлять государством. Именно ответственность можно назвать основой власти, важнейшей составляющей руководства. Наиболее надежный способ для них — вести себя очень осмотрительно и мудро. И смело, разумно, уверенно. Значит, весь вопрос в том, окажется ли государственный лидер ответственным на своем посту! «Чтобы наслаждаться свободой, мы должны взять на себя ответственность», — вот один из важных законов жизни, о чем я уже размышлял на страницах «Дня» (№9/2005). И сегодня могу однозначно сказать: ощущение личной ответственности свойственно только тем, кому она по силам. Для этого нужно быть довольно сильным, образованным, компетентным и порядочным. Когда искренне берешь на себя ответственность за действия, то на кон ставишь свою честь. Но не мной сказано: «Умный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей»...
Цель этой публикации — обратиться к опыту крупных деятелей, которые оставили заметный след в истории. Надеюсь, она найдет отклик не только у читателей. Возможно, это актуализирует исследования в отечественной элитологии, посвященные ответственности элит. Но главное — история успехов и неудач государственных лидеров, на мой взгляд, дает поучительный урок для тех, кто находится при власти в наши дни или стремится к ней. Итак...
ПРАВИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ СПАС СВОЮ СТРАНУ
Наверное, есть смысл начать с Франклина Д. Рузвельта , который четыре раза завоевывал пост президента США. Никто не будет возражать, что, приступая к исполнению президентских обязанностей, он столкнулся с кризисом, которого не видел ни один из его предшественников. Великая депрессия деморализовала нацию и, подобно пандемии, подорвала основы экономики. Страна была под властью страха. В своем обращении к народу при вступлении на пост президента США Рузвельт обещал действовать и сразу же приступил к действиям — смелым, быстрым, энергичным. Не пробыв в Белом доме и десяти дней, он созвал специальную сессию Конгресса, на которой затребовал для себя чрезвычайных полномочий, дающих ему огромную власть, которой ни один из президентов еще не обладал в мирное время. Эти полномочия Рузвельт получил. Он временно закрыл все банки в стране; разработал проект закона о национальной экономике; запретил вывоз золота и все операции с иностранной валютой; значительно урезал расходы на содержание государственного аппарата; предложил Конгрессу узаконить в условиях «сухого закона» продажу пива; вновь открыл банки; наконец, через неделю после вступления в должность, обратился к народу по радио с первой из своих знаменитых «Бесед у камина». Вот что заявил он измученному американскому народу в своем первом послании: «Наш великий народ снесет все тяготы, как сносил их и раньше, возродится и придет к процветанию. Поэтому позвольте мне, прежде всего, выразить свое твердое убеждение, что единственное, чего мы должны бояться, — это сам страх, безымянный, бессмысленный, ничем неоправданный страх, который парализует силы, необходимые для перехода от отступления к наступлению... Достаток у нас на пороге, но широкое использование его невозможно, хотя его видит каждый. Это происходит главным образом потому, что люди, которые управляют товарооборотом, из-за своего упрямства и непонимания потерпели неудачу, признали свое поражение и умыли руки. Бесчестные менялы осуждены общественным мнением, и люди отреклись от них и в сердце, и в мыслях своих... Мы не потеряли веры в основные принципы демократии. Народ Соединенных Штатов не потерпел поражение. В тяжелый для него момент он потребовал прямых и решительных действий. Он требует дисциплины, порядка и руководства. Теперь он сделал меня орудием своей воли. Я беру на себя эту ответственность, разделяю волю тех, кто на меня ее возложил».
Франклин Рузвельт доказал, почему в государственном лидере такой важной является решительность во время принятия решений, направленных на преодоление кризиса. Без этого человек, который находится при власти, долго будет собирать доказательства, свидетельства и взвешивать факты, прежде чем на чем-то остановится. За 12 лет своего президентства он больше трехсот раз садился к микрофону, произнося «Друзья мои...», чтобы вселить в своих соотечественников уверенность и привлечь к себе. «Я выступаю по радио не для всех — я выступаю для каждого», — вот из чего исходил один из наиболее выдающихся президентов США.
«ЗВЕЗДНОЕ ВРЕМЯ» АНГЛИЙСКИХ ШАХТЕРОВ
Пет Уильямс в книге «Парадокс власти» рассказывает о том, как сэр Уинстон Черчилль вдохновил рабочих Англии в самые мрачные дни Второй мировой войны. Тогда страна столкнулась с серьезной проблемой: было невозможно удержать горняков на угольных шахтах, поскольку большинство шахтеров стремились пойти добровольцами в армию. Но для ведения войны уголь был необходим. Тогда британский премьер Черчилль поехал на шахты и произнес речь, в которой предложил согражданам свое видение будущего. Он сказал, что будет проведен грандиозный парад в честь тех, кто сделал свой вклад в достижение победы. Первыми пройдут моряки Королевского флота, которые дрались с Гитлером на море. Потом выйдут пилоты Королевских ВВС, которые дрались с люфтваффе в небе. После них пройдут солдаты пехоты, которые дрались при Дюнкерке. Последними появятся рабочие люди в шахтерских касках, покрытые угольной пылью. Люди спросят: «Где были эти мужчины в тяжелые военные годы?» И им ответят тысячи голосов: «Мы были глубоко под землей — добывали уголь». После этих слов Черчилля на глазах шахтеров появились слезы. Они вернулись в забои с ощущением собственного достоинства, зная, что каждая добытая ими тонна угля послужит для защиты их любимой Англии. Это действительно было их «звездное время»! По-видимому, найдутся те, кто возразит: «А ответственность британского лидера здесь при чем?» Дело в том, что высшее руководство во время трудных обстоятельств всегда отвечает за свою интерпретацию событий, которые происходят в стране, и за свою реакцию на них.
У ВАС МОЙ ПОСОЛ!
Когда я подыскивал пример для следующего эпизода из жизни правящей элиты, то не нашел ничего лучше публикации в газете «Нью- Йорк таймс». Там 19 ноября 1999 года был напечатан репортаж о посещении Биллом Клинтоном приема в Анкаре, устроенного в его честь президентом Турции Сулейманом Демирелем. «Мистер Клинтон поразил присутствующих тем, что, запомнив их с давних пор и здороваясь, называл по имени», — писала газета. Одним из этих людей был Хенрик Лилиегрен, тогда шведский посол в Турции, а до этого — посол в США. Прежде чем Лилиегрен успел отрекомендоваться, американский президент сделал шаг навстречу, взял его за руку и назвал по имени. Потом вернулся к турецкому президенту и пошутил: «У вас мой посол!»
По словам Лилиегрена, Клинтон «не только запоминал лицо, но он действительно помнил людей — тысячами. Конечно, это очень похвально». Какое важное наблюдение! Кстати, Дэвид Герген, сотрудник Белого дома, также отмечал способность Клинтона замечать людей: «Задолго до того, как стать президентом, он часто появлялся среди группы людей, которых практически не знал. Клинтон старался познакомиться с каждым человеком, внимательно его выслушать и запомнить имя, постепенно получая представление о том, кто они такие, о чем думают... Люди к нему тянулись, он всех привлекал».
Кто-кто, а Билл Клинтон хорошо понимал эффективность контакта с американцами. По свидетельству журнала «Америка», очень ответственным делом для него было отвечать на их письма. Каждый, кто писал президенту США, как минимум, получал такой ответ: «Благодарю Вас за выраженное мнение». Одним словом, способность уважать другого, понимать его чувства — это очень важное качество лидера страны. Можно ли избежать ответственности общаться с теми, кто поднял тебя на вершину власти? Вопрос, сами понимаете, риторический.
ХРАНИТЕЛЬ КОНСЕНСУСА
Во многом уникальна и личность Рихарда фон Вайцзеккера , который стал в 1984 году шестым президентом ФРГ. В отличие от своего предшественника, который проводил конфронтационную линию в отношении политических опонентов, Вайцзеккер стал объединительной фигурой. Говорят, что его кредо было таким: «Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься политической деятельностью, потому что именно люди нас окружают». В период, когда страна переживала «смутное время», потребность нации в ответственном лидере государства, который пользовался бы общим уважением, чувствовалась повсеместно. Каждый из президентов пытался восстановить доверие к ФРГ в Европе и в мире, однако никто не сделал в этом направлении такой решительный и ответственный шаг, как Рихард фон Вайцзеккер. Наибольшую популярность во всем мире получила знаменитая речь Рихарда фон Вайцзеккера в Бундестаге 8 мая 1985 года по случаю 40-й годовщины окончания Второй мировой войны, опубликованная на многих иностранных языках. «...Сегодня все мы можем сказать: 8 мая было днем освобождения, — заявил он. — Этот день принес освобождение всем нам от человеконенавистнической системы национал-социалистического господства насилия». Покаяние, выраженное тогдашним президентом ФРГ, прозвучало более определенно и сильно, нежели это было раньше на таком уровне. Тема нацистского прошлого Германии, самая больная для ее народа, именно в устах Рихарда фон Вайцзеккера нашла то осмысление, которое было встречено большинством не только с удовлетворением, но и с надеждой, что отныне немцев будут лучшее понимать в мире.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Как ответ напомню исторический факт реагирования президента США Джона Кеннеди на допущенную им стратегическую ошибку. В апреле 1961 года, когда прошло только три месяца его президентского срока, Кеннеди дал добро на проведение позорной операции на Кубе в заливе ?Свиней. В трехдневной войне принимали участие полторы тысячи кубинских беженцев, обученных в США, которые должны были проникнуть на Кубу, спровоцировать переворот и сбросить Кастро. Незначительный отряд беженцев был быстро разбит хорошо вооруженными и подготовленными войсками Кастро, численность которых составляла двадцать тысяч человек. Америка получила пощечину, а Фидель Кастро праздновал триумф. Джон Кеннеди не стал перекладывать вину на других. Он выступил по телевидению и взял на себя ответственность за этот провал. После этого, по данным опроса института Геллапа, рейтинг президента США составлял шестьдесят один процент. Ведь не случайно существует афоризм: «Ответственность — мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел».
КРЕДИТ ДОВЕРИЯ ЗАВИСИТ ОТ ЧЕСТНОСТИ
Человек, о котором далее пойдет речь, не вписывается в обычные представления о политическом деятеле. Это Жан Делор — в 80-е годы прошлого века провел три года в резиденции премьер- министра Франции. Качество, которое пока что редко встречается в мире политических страстей и расчетов, выделяло этого политика на протяжении всей его политической карьеры. Это интеллектуальная честность. Французам импонировали его откровенность, естественность, умение объяснять сложные процессы экономического развития при помощи простых, общедоступных примеров. В отличие от некоторых других представителей правящей элиты, он не работал специально над своим имиджем. «Причина моей популярности, — говорил сам Жан Делор, — в том, что я всегда ответственно занимаюсь своим делом. Мой политический стиль сформирован не специалистами средств массовой информации. Я прямо обращаюсь к людям, к их уму и сердцу. Я ничего не скрываю. Я делаю ошибки, меня не туда заносит, но люди говорят: это от того, что он такой же, как и мы... Я говорю всегда то, что я должен сказать». Доверие невозможно выпросить: его можно либо завоевать, либо потерять. И отнюдь не случайно главы стран и правительств ЕС дважды — в 1984 и 1988 гг.— назначали Жана Делора председателем Комиссии Европейского Сообщества.
ПРЕЗИДЕНТ ВСЕХ ИТАЛЬЯНЦЕВ
Первое, что сделал Франческо Коссига на президентском посту, — сдал свой партийный билет на хранение руководству ХДП на семь лет. Итальянская конституция не требует этого в обязательном порядке. Однако Ф. Коссига пошел на такой шаг, чтобы действительно быть независимым от всех партий. Он считал: «Примат партий может задушить президентскую власть». А это, согласитесь, серьезная причина. Вместе с тем, Коссига прямо обратился к народу с просьбой о поддержке. В одном из своих первых телевизионных выступлений он сказал: «Прошу вас, не оставляйте меня одного». И, судя по всему, призыв этот был услышан, симпатия простых людей страны к новому президенту укрепилась. Вообще же, какими бы проблемами ему не приходилось заниматься, его образ в глазах народа Италии не менялся — образ, прежде всего, человека, у которого, как у всех, есть сердце и нервы. Так, итальянцы были глубоко тронуты, когда перед телевизионными камерами Франческо Коссига от имени всех попросил извинения у родителей девочки, которую врачи не смогли спасти после того, как она была жестоко избита бандитами на Сицилии. И все знали, что в избранном ими президенте, который умеет сочувствовать чужому горю, нет ничего искусственного, наигранного.
Считаю, что из приведенных примеров понятно, почему ответственность считается необходимым условием обеспечения работы власти, почему ей уделяют такое большое внимание в зарубежной элитологии. На это стоит обратить внимание, поскольку все, что имеет место в нашем государстве, отражается на ее новых лидерах. Если случилось что-то неприятное, то посторонние люди спрашивают: куда руководители страны смотрят? Если клерк из властных структур слабо исполняет свои обязанности, они поинтересуются, почему наняли этого человека и тому подобное. Конечно, идеальных лидеров, которые нравятся всем и всегда, не существует. Но можно учиться у лучших!