Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ценности или Nord Stream-2?

«Россия осуществляет параллельно экспорт газа и коррупции, покупая голоса европейских политиков и экспертов», — эксперт
28 марта, 2018 - 18:55
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Одной рукой Германия солидаризировалась с Великобританией и западным миром, выслав четырех российских дипломатов в ответ на отравление бывшего шпиона Сергея Скрыпаля и его дочки в Солсбери. Другой же рукой буквально на следующий день немецкая власть выдает разрешение на строительство и эксплуатацию трубопровода «Северный поток-2» в исключительной экономической зоне Германии в Балтийском море. Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии ФРГ не видит препятствий для удовлетворения запроса о прокладке трубопровода по морскому дну на отрезке протяжностью 31 км. Таким образом, сообщается, что «все необходимые разрешения для немецкого участка общей протяжностью 85 км получены».

Напомним, что газопровод Nord Stream-2 пройдет по Балтийскому морю, соединив поставщиков в России с потребителями в Европе, его длина составит более чем 1,2 тыс. км. Предполагается, что пропускная способность двух нитей газопровода составит 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море в Германию. Стоимость проекта оценивается почти в 10 млрд евро.

Пресс-служба компании Nord Stream 2 AG также сообщила, что «процедуры получения разрешений в других четырех странах вдоль маршрута газопровода — России, Финляндии, Швеции и Дании, идут по графику, и Nord Stream 2 ожидает получить остальные разрешения в ближайшие месяцы до начала строительства в 2018 году».

Однако не все так однозначно, как утверждают в компании. Еще в ноябре прошлого года в Дании приняли закон, который позволит запретить прокладку «Северного потока-2» через ее территорию. Против строительства газопровода также выступили Литва, Латвия и Польша. Представители этих стран неоднократно утверждали, что «Северный поток-2» увеличит зависимость ЕС от «Газпрома», который уже поставляет около трети объемов газа в ЕС. Недавно Соединенные Штаты Америки также сообщили компаниям, которые работают с «Северным потоком-2», об угрозе санкций.

Но в случае с Германией мы, по сути, наблюдаем двойную игру, корда, с одной стороны, она разделяет демократические ценности и действует в фарватере западного мира, а с другой — проявляет старую болезнь «шредеризации» немецкой политики, прикрываясь экономическими интересами. И она не одинока. Находясь недавно в Москве, канцлер Австрии Себастиан Курц заявил, что его страна поддерживает строительство газопровода «Северный поток-2». «Австрия очень положительно относится к этому проекту», — сказал он после переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Мы видим конфликт, который понемногу назревает. С одной стороны те, кто категорически против «Северного потока-2» — Украина, США, Польша, Дания, Швеция, Финляндия. С другой стороны инициаторы: РФ, Германия, Нидерланды, Франция, Австрия», — рассказывает политический эксперт Андрей Бузаров (zik.ua).

Путин ранее уже заявлял, что «Северный поток-2» не является альтернативой транзита газа через Украину в Европу. Однако какова цена его заявлениям, у нас хорошо знают, особенно в контексте войны против Украины. Безусловно, каждое государство будет защищать свои интересы, в частности экономические. Но если эта борьба происходит в новых условиях, которые навязывает Россия (она развязала войну в Европе, аннексировала украинские территории, нарушила международные правовые документы), тогда это уже совсем другие реалии. Это вызов Кремля западному миру. И «Северный поток-2» в этом контексте является одним из экономических рычагов гибридной войны против Украины и Европы. Что думают по этому поводу эксперты?

«НЕ НАДО ПРОДАВАТЬ СВОЮ РЕПУТАЦИЮ ЗА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Центра «Новая Европа»:

— Это вечный вопрос либерального мира, который с одной стороны выступает за защиту прав человека, а с другой — сотрудничает с диктаторскими режимами. К сожалению, Германия в этом плане не стала исключением. Страна, которая является флагманом и образцом успеха во многих сферах для всего континента, показывает не лучшие примеры в этом смысле. Мы знаем аргументацию немецкой стороны, говарят это связано сугубо с экономическими соображениями и никакой политики в этом нет, но Россия использует энергетический рычаг, как одну из разновидностей оружия для достижения своих политических целей. Такие шаги Германии добавляют аргументов российской стороне в том, что ЕС не является целостным, что Запад легко можно купить и коррумпировать.

Мы видели, как Россия уже неоднократно использовала газовое оружие против Украины. Мы понимаем, что газовый фактор играет в той или иной степени роль, когда столицы ЕС колеблются, усиливать или продолжать санкции против России. Для нас важным является вопрос проявления поддержки Украины. Несмотря на то, что Россия неоднократно пыталась до войны и во время ее использовать газовый рычаг для того, чтобы дискредитировать Украину как ответственного транзитера газа, наша страна временами тяжелой ценой доказывала, что является ответственной и отбирала у России любые козыри в этом смысле.

Будем надеяться, что все-таки наступит тот момент, когда Германия одумается. Хотя понимаю, что с каждым днем будет все сложнее дать задний ход в истории с «Северным потоком-2». Будем надеяться, что у других стран Европы и мира найдется достаточно убедительных доказательств, чтобы немецкое правительство и граждане изменили свое решение, каким бы ценным в финансовом выражении оно ни было, поскольку на кону стоят не просто деньги. Намного больше Германия и континент в целом потеряют, когда проект «Северный поток-2» будет завершен. Тогда будут потери и политического, и финансового характера. Кстати, если говорить о финансовом измерении, то этот газопровод никоим образом не совпадает со стратегическими планами ЕС по диверсификации энергоносителей. Наоборот, мы являемся свидетелями усиления зависимости Евросоюза от одного поставщика.

«Шредеризация» — это уже высшая нескрываемая степень цинизма и продажности. А в этой ситуации Германия пытается убедить, почему это делается и что она не допустит использования газопровода в политических целях. Но такие шаги вызывают больше вопросов, ставят под сомнение репутацию всего ЕС. Это касается не только Nord Stream 2, но и того, что далеко не все страны солидаризировались с Великобританией в выдворении российских дипломатов. Это сигнал для Москвы, которая считает, что нужно еще немножко подождать и Запад принесет уступки на тарелочке, что как раз не способствует разрешению этого конфликта и кризиса глобального порядка.

Считаю, что не все потеряно и внимание мировых масс-медиа, неправительственных организаций побуждает элиты к тому, чтобы относиться более ответственно к своим решениям и не продавать свою репутацию за энергоносители или другие выгоды.

Мы до сих пор являемся свидетелями внутренних политических изменений в Европе, где не все страны осознали серьезность тех вызовов и рисков, которые появились перед миром в связи с российской агрессивной политикой относительно Украины и многих демократий Запада. Многие страны до сих пор наивно считают, что путем замирения можно достичь какого-то результата, не осознавая, что это порождает лишь большую наглость и агрессию со стороны Кремля.

«НЕ ФАКТ, ЧТО РОССИЯНАМ МОЖНО ПИТЬ ШАМПАНСКОЕ»

Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI»:

— В следующем году или через год серьезных последствий не будет, потому что с момента выдачи разрешения на строительство к выведению проекта на полную мощность пройдет много времени, как минимум три года. Последствия появятся где-то в 2021 году. Что касается того, какими они будут, то нужно исходить из худшего варианта и учитывать не только «Северный поток-2», но и «Турецкий поток», который уже практически построен на 55% и будет запущен в эксплуатацию раньше. Поэтому противодействуя «Северному потоку-2» и «Турецкому потоку», Украина, «Нафтогаз» пытаются сохранить тот заработок, который традиционно имели на газовом транзите из России в Европу.

Звучит немало успокоительных заявлений, что, мол, в Европе растет потребление газа, потому украинская газотранспортная система, конечно, не будет загружена, как раньше, но транзит сохранится. Но это опасное «убаюкивание». Потребление газа в Европе растет не интенсивно, там просто уменьшается добыча собственного газа. Транзит через Украину может быть обнулен в 2020-х годах, если «Газпром» этого захочет, а он как раз этого хочет и это его стратегия. Сказочки от «Газпрома», поддерживаемые немецкими политиками, о том, что транзит на уровне 10—20 млрд кубов будет сохранен — это мизер для нашей газотранспортной системы, рассчитанной по транзиту на мощность 142 млрд кубических метров. Это означает ее убыточное функционирование. Однозначно, это весомая потеря наших поступлений, хотя и не катастрофическая. За это стоит побороться, чтобы сохранить по крайней мере статус-кво или выйти с минимальными потерями транзита. Такие возможности есть.

Однако логика, запущенная «Газпромом» для европейских политиков, срабатывает. Она базируется не на общепринятой аргументации, а на генерации не только экспортных газовых потоков, но и на коррупционных. Россия осуществляет параллельно экспорт газа и коррупции, покупая голоса политиков, экспертов, которые просто отвергают реалии, приводят единственный аргумент, что это, мол сугубо экономический проект. Большие нефтяные, газовые проекты не могут быть только экономическими. Они обязательно тянут за собой политические последствия, что мы и наблюдали в случае «Северного потока» и «Турецкого потока», а ранее «Голубого потока». Реализация и инициирование одних проектов означает невозможность или уничтожение других. Это и имело место в недавней европейской истории. Россия, разрушив проект «Набукко», предложила Евросоюзу альтернативу в виде «Северного потока-2». В свое время был разрушен проект транспортировки каспийского газа из Туркменистана через Южный Кавказ, Турцию в Европу. Россия сделала это с помощью Турции, заблокировав реализацию Транскаспийского газопровода и предложив Турции «Голубой поток». «Голубого потока» и Транскаспийского газопровода, о котором говорят более 20 лет, как не было, так и нет.

Германия игнорирует мнение своих партнеров по ЕС, потому что ЕС превращается больше в то, что я называю «германским союзом». Эта страна совместно с Австрией в данном случае диктует, что Еврокомиссия должна и не должна рассматривать, считая, что этот орган не имеет мандата на то, чтобы менять статус «Северного потока-2». Это примитивное игнорирование позиций своих европейских партнеров.

Кроме того, срабатывает «эффект Шредера». Перефразируя известную фразу Аль Капоне о том, что хорошим словом можно достичь многого, а хорошим словом и пистолетом — значительно больше, можно сказать, что российская сторона, действуя в Европе аргументом в интересах реализации этих потоков, достигла немало, но действуя аргументом, подкрепленным долларом или евро для немецких и австрийских политиков, достигает того, чего хочет.

Но далеко не факт, что россиянам можно пить шампанское. Они выиграли очередной бой, но не битву. Может быть ситуация, когда газопровод будет построен, деньги закопаны на дне Балтики, расплачиваться за это будет «Газпром», который один реализует этот проект, а труба может остаться пустой при соответствующих консолидированных международных усилиях. Вместе с тем, «Газпром» будет платить деньги европейским партнерам, 5 компаниям, которые поддерживают проект, независимо от того, будет по газопроводу прокачиваться газ или нет, потому что контракт на его эксплуатацию выписан таким образом, что с момента его запуска  акционеры получают доход до момента, пока он не будет выведен из эксплуатации, как минимум лет через 50.

Американская позиция неизменна с 1980-х годов, со времен «холодной войны». Во времена Рональда Рейгана США выступали против реализации масштабных тогда советских, а теперь российских проектов, направленных на усиление зависимости Европы от российских энергоресурсов. Американцы предлагают альтернативу в виде сжиженного газа, они достигли газовой независимости и имеют потенциал для того, чтобы посодействовать европейцам достичь ее. Но американцы не предлагают коррупционные сделки, они не предлагают «откатопроводы». Поэтому европейским политикам это не интересно и они постоянно рассказывают одну и ту же сказку о том, что американский газ не интересен для Европы, потому что слишком дорогой. Да, он априори дороже, чем российские поставки, но Европа и так импортирует немало сжиженного газа. Раньше или позже, по мере нарастания объемов торговли сжиженным газом, ситуация на европейском газовом рынке претерпит коренные изменения, и они наступят практически в течение ближайших 3-5 лет.

Иван КАПСАМУН, Наталия ПУШКАРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ