5 октября в интернет-издании «Українська правда» вышло интервью с пани Ириной Магдыш. «В нем, — пересказывает в своей колонке автор «Дня» Андрей Плахонин — чиновница говорила о том, что давно наступило время перейти от политики города для туристов к созданию культурной среды и для самих львовян. Что чем дальше от туристического центра — площади Рынок, тем меньше в городе становится театров и концертных залов, кинотеатров и библиотек, а ближе к спальным околицам они и совсем исчезают. Что на большей территории Львова единственным учреждением культуры в образованной пустоте стала Церковь, которая проникла даже туда, куда по высшему действующему закону страны путь ей запрещен, — в школу».
Вечером во вторник, 6 октября, в интернете появилось открытое письмо к городскому голове Львова за подписью иеромонаха Юстина Бойко, где тот выражал возмущение по поводу данной реплики Ирины Магдыш и надежду, что позиция Садового не совпадает с мнением его подчиненной. «Если же Ваша позиция иная, очень прошу публично должным образом отреагировать и сделать соответствующие выводы. Ведь, как известно, это уже не первые попытки облить грязью Церковь Христову и духовные ценности, которые делает п. Ирина Магдыш как глава управления культуры ЛГС», — отмечал Юстин Бойко.
Уже в среду на странице Андрея Садового в сети Фейсбук появилась заметка, в которой он извинился за высказывание главы управления культуры ЛГС и отметил, что вряд ли сможет работать с Магдыш в одной команде. Соответственно, позже появилось сообщение об увольнении чиновницы. В своей следующей заметке на Фейсбук Садовый уточнил: «слова пани Магдыш с интервью на «Українській правді» о том, что церковь во Львове «жирує» и «зловживає страшним чином» из уст должностного лица Львовского городского совета — это оскорбление собственно всей Церкви во Львове и ничто другое. И если это должностное лицо не находит в себе сил извиниться за это, или объяснить, что она не имела в виду всех представителей Церкви, то это обязан сделать ее руководитель. Я выразил публично свое мнение. Пани Ирина приняла самостоятельное решение: написать заявление об отпуске до 23 октября и увольнении после него.
Относительно присутствия религии в школах. Есть единый законный механизм такого присутствия — это уроки христианской этики, которые преподают дипломированные учителя (в том числе и духовные лица). Если начальник управления культуры наблюдала другое, незаконное привлечение школьников представителями церкви, то об этом нужно докладывать руководству, принимать меры, а не иллюстрировать впоследствии этими примерами тезис о том, как все плохо с культурой во Львове.
Есть очевидный конфликт поколений и ценностей во Львове...»
Сейчас фейсбук-баталии продолжаются. Очевидно, что уже идет речь не так о частном «львовском» случае, как о роли Церкви в общественной жизни.
Христос из избирательного списка
Реакция львовского бургомистра Садового на нагоняй со стороны церковных «мудрецов» вообще похожа на молитву фарисея...
То, что церковь, — не только в Украине, — является политически заангажированной организацией, до сих пор считалось табуированной темой для дискуссий. Да, иногда мы слышали определенные публичные намеки в СМИ о симпатиях того или иного владыки, но то было ничем по сравнению с откровенной политической пропагандой, которая непрерывным потоком полилась во время «проповедей» под церковными куполами или же «проповедей» с телеэкранов.
Однако заявление иерм. Юстина Бойко через «богохульное» интервью Ирины Мандыш о реальном клерикальном терроре во Львове, способно перевернуть представление о незаангажированности клира и убедить его в откровенном желании влиять на выбор своей паствы. Даже более того, — реакция «самопомічного» бургомистра Садового вообще смахивает на молитву фарисея (Лука, 18:9-14)...
Вообще клир неоднократно выражал сомнения в том, что «Христос с Божьей Матерью будет бросать бюллетени в урны...», и потому мы не будем дремать, а работать, чтобы каждый верующий человек имел твердую национальную позицию и выбирал патриота Украины, который будет болеть за украинскую государственность», то хочется спросить этого клириков о смыслах библейского постулата о всякой (!) власти от Бога.
Понятная вещь, — Церковь (с большой буквы) должна быть национальным организмом, одним из символов самоидентификации этноса. Но это никак не означает того, что отделенная от государства, она, во-первых, чувствует себя вообще вне правового поля («церковь начинает на этом жировать и злоупотреблять страшным образом». — Ирина Магдыш), а, во-вторых, берется судить тех, кто посещает храмы, по политическим или другим убеждениям.
Конечно же, вопрос места украинской церкви в украинском государстве и школе, несмотря на свою сакральную и национальную составляющую, содержит и ложку дегтя меркантильности клириков. Казалось бы, пани Магдыш защищает закон, упрекая церковников и слишком усердных в вере педагогов в избыточном наличии в школе религиозных символов. Так за что тогда Садовый «мягко намекнул» Ирине Святославовне на нежелательность ее личности в горсовете? Ответ один — выборы и правоверные избиратели Андрея Ивановича. По большому счету, скандальное интервью львовского культуртрегера — не о церкви и школе, а о провальной стратегии нынешней команды из Ратуши по формированию городского пространства галицкой столицы. Именно этой проблематике посвящена львиная доля разговора пани Магдыш и Екатерины Сергацковой. Поэтому «самопомічний» городской голова лишь использовал месидж иерм. Юстина Бойко для того, чтобы закрыть рот слишком словоохотливой чиновнице.
Еще одно. Упреки о «государственности церкви» до сих пор, обычно, часто использовали в полемике с РПЦ, отмечая, что главным мотивом ее неуступчивости и украинофобий является страхом перед потерей половины приходов, а, следовательно, угроза особой (до сих пор) роли в православии в целом.
Но похожее обвинение можем адресовать и представителям чуть ли не всех, а особенно — доминирующих — религиозных организаций в самой Украине, поскольку большинство из них так и рвется стать объектами особых милостей со стороны сильных этого мира. Если говорить метафорами, то немало церковных деятелей не прочь продвинуть в избирательные списки влиятельных партий «своего Христа», чтобы соответственно воспользоваться возможностями причастности к власти.
Но, извините, так не бывает. По крайней мере, из-за главной заповеди Спасителя, которую умело обходят наши богобоязненные государственные мужи, а вслед за ними — и церковная братия разнообразнейшего пошиба. Пока она еще пользуется доверием рядовых соотечественников, которое уже давно потеряли ее властные патроны. Но на все свое время, — как там у Экклезиаста — «время стоит, проходите вы».