До начала реформы в Херсонской области насчитывалось 298 местных рад (городских — 9, поселковых — 30, сельских — 259). Перспективным планом формирования территорий было предусмотрено создание 43 ОТГ. С 2015 года в области создано 28 ОТГ, однако только одна — по перспективному плану.
В ОТГ Херсонской области проживает более 200 тысяч человек, что составляет 19,36% населения области. ОТГ охватывают 26% от общей площади региона. В 2018 году на Херсонщине прогнозируется создание еще 12—15 ОТГ, в первую очередь в тех 7 районах, где не создано ни одной объединенной громады.
По сравнению с другими регионами Украины это не самые результативные показатели продвижения реформы. Однако в каждой области есть свои особенности. Корреспондент «Дня» пообщался с директором отделенного подразделения Центра развития местного самоуправления в Херсонской области Оксаной СИЛЮКОВОЙ о создании и функционировании ОТГ на Херсонщине.
Центр создан в декабре 2016 года в рамках программы «U-LEAD с Европой», которая финансируется Европейским Союзом и странами-членами: Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией в партнерстве с Минрегионом Украины. Главный офис находится в Киеве, а также есть 24 подразделения в каждой области. Одной из главных целей программы является поддержка в процессе создания ОТГ, расширение прав и возможностей объединенных громад с целью предоставления высококачественных услуг населению. По словам Оксаны Силюковой, в будущем Центр может превратиться в агентство регионального развития, которое будет работать на постоянной основе.
— Что ваш Центр делает для поддержки ОТГ?
— Прежде всего это серьезные учебные программы по кадровой политике, юридические консультации, тренинги по финансовым вопросам, тендерным закупкам, привлечению инвестиций и антикоррупционной деятельности. На этих мероприятиях у нас всегда аншлаг. Мы также реагируем на запросы. Если из громады просят: проведите нам консультации на определенную тему, мы приглашаем экспертов из Киева и других регионов и проводим это мероприятие. Для громад все это бесплатно. Мы должны прогнозировать, как будут развиваться громады, предоставляем им юридические консультации, пишем социально-экономические стратегии, выезжаем на места. Организуем визиты по обмену в другие области для ознакомления с лучшей практикой. Например, Хмельницкая область сильна в образовании, Полтавская — в межмуниципальном сотрудничестве, Черновицкая — в привлечении инвестиций.
«СИЛЬНО ЧУВСТВУЕТСЯ ВЛИЯНИЕ КРУПНЫХ АГРАРИЕВ»
— А какие особенности в Херсонской области в процессе объединения?
— Наша область имеет хороший курортный потенциал, а также сильно чувствуется влияние крупных аграриев, по мнению местного населения и сельских рад. Это касается и самого объединения, и его формата. Мы видим, как населенные пункты решают образовывать ОТГ с теми, где отдельные аграрии имеют свой бизнес, а не с точки зрения экономической целесообразности для целой громады. Бедные села никому не интересны. Но мы должны убеждать их, что так делать нельзя.
— По-видимому, поэтому некоторые районы уже полностью состоят из ОТГ, как Горностаевский, а другие, как Новотроицкий, еще не имеют ни одной?
— На самом деле все, кто хотел сознательно объединиться или понимал, что хуже уже не будет, давно создали ОТГ. Остались те, кто остерегается, изучает опыт, но сидит на месте. Но чем дальше идет реформа, тем ближе к местным выборам 2020 года. Большинство местных председателей сельрад, которые не объединились, не хотят сейчас идти на выборы в ОТГ, потому что через полтора года нужно будет идти на новые. А победу им никто не гарантирует. То есть децентрализацию в области тормозит сугубо человеческий фактор. Кроме того, кое-кто по-своему понимает финансовую децентрализацию. Они думают: если мы получили деньги, то так будет всегда. Но — нет. Тот же акциз по АЗС заберут через 2 года. А это весомые средства, нужно думать, как их заработать.
«НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЦИПА ДОБРОВОЛЬНОСТИ»
— Знаю, что есть проблема с созданием ОТГ на Арабатской стрелке. Курортные села Стрелковое и Счастливцево хотят создать свою ОТГ, а районная и областная власть против. Почему так?
— По перспективному плану Генический район — это одна ОТГ. Но если идти этим путем, то мы видим нарушение методики формирования громад. Есть села, которые в таком формате будут иметь расстояние до центра около 90 км. Должно быть не более 25 км. Однако это, по-видимому, продиктовано соображениями безопасности из-за межевания района с Крымом. Действительно, Стрелковое и Счастливцево хотели объединиться, но не было политической воли на этот шаг, им не давали согласия. Там есть серьезное влияние со стороны главы РГА, который хочет одну ОТГ на район. Сохраняется серьезный градус напряжения. Эти села перспективные, но нам нужно думать, с чем останутся другие села, которые не имеют выхода к морю. Поэтому мы продолжаем обсуждать формат объединения в Геническом районе, скоро будет очередная встреча по этому поводу. Возможно, будет две ОТГ, но еще неизвестно, где будут их центры.
Еще на этапе создания громады они должны четко понимать, кого они хотят видеть своим лидером. Сейчас проблема команды, кадров — одна из острейших. Даже не нехватка средств, а именно кадров. Кроме того, должно быть стратегическое виденье и ответы на вопросы: в чем наш потенциал, в чем наш успех, кто его будет развивать? Так же и с проблемами: какие главные, кто и как их будет решать? Поэтому местные лидеры все-таки играют ключевую роль. Очень полезно иметь проектных менеджеров
— Что будет дальше с теми населенными пунктами, которые не вошли в ОТГ?
— Премьер-министр дал задание откорректировать перспективные планы. Херсонский, кстати, был одним из лучших, так как не предполагал «белых пятен», был сбалансирован и получил согласование всех сельрад. Но мы пошли не по плану, есть немало громад, которые в будущем неминуемо вынуждены будут дообъединяться (например, в Высокопольском районе), так как самим будет трудно. И в этом я вижу негативные последствия принципа добровольности. В 2019 году все районы будут разделены на ОТГ, чтобы подойти к выборам 2020 года с новым территориальным укладом. Поэтому сейчас мы будем ездить по селам, спрашивать, как они хотят объединяться и проводить финансовые расчеты возможности.
БЮДЖЕТЫ ВЫРОСЛИ ВТРОЕ
— Какие успешные проекты появились в селах благодаря реформе?
— Скоро в Кочубеевке (Высокопольский район. — Ред.), которая была первой ОТГ в области, открывают современный ЦПАУ. Они были очень бедными. Если бы не реформа, трудно представить, что бы там было. Также достаточно успешна Великокопановская громада. Они активны в культурной сфере, а также в плане сплочения жителей. Проводят разные акции среди населения, выплачивают денежные премии. Зеленоподская ОТГ удачно работает с народными депутатами. Присивашская громада часто выигрывает грантовые проекты международных организаций. Один из последних — установление модульного городка у лечебного розового озера для развития туризма. Также они получили современную машину пожарной безопасности. В Музыковской ОТГ глава активно работает над регистрацией всех предприятий на их территории, чтобы увеличить бюджет за счет НДФЛ.
— То есть средств им теперь хватает?
— Да, хватает. Мы ежемесячно создаем рейтинг бюджетов ОТГ. Можно утверждать, что с начала реформы они в среднем выросли в три раза. Кое у кого вообще не было бюджетов развития, например. Стоит отметить, что инфраструктурная субвенция от правительства была рассчитана на 5 лет. То есть ОТГ, которые образовались в 2015 году, получат больше средств, чем те, которые объединились позже. Сейчас в громадах активно создают общественные организации, они поняли, что это неплохая возможность подаваться на грантовые проекты, которые не сотрудничают с бюджетными учреждениями.
«ПРОБЛЕМА КОМАНДЫ, КАДРОВ — ОДНА ИЗ ОСТРЕЙШИХ»
— Есть ли какие-то универсальные пути к успеху в ОТГ?
— Еще на этапе создания громады они должны четко понимать, кого они хотят видеть своим лидером. Сейчас проблема команды, кадров — одна из острейших. Даже не нехватка средств, а именно кадров. Кроме того, должно быть стратегическое виденье и ответы на вопросы: в чем наш потенциал, в чем наш успех, кто его будет развивать? Так же и с проблемами: какие главные, кто и как их будет решать? Поэтому местные лидеры все-таки играют ключевую роль. Очень полезно иметь проектных менеджеров. И надо быть готовыми вкладывать средства на перспективу, а не только на немедленный результат. Например, Присивашская ОТГ могла бы получить ориентировочно 13 млн гривен на ремонт дороги от государства. Это очень существенно и решает одну из главных проблем этой громады. Но для получения средств нужно подготовить проектно-сметную документацию на свои средства, потратить ориентировочно 500 тыс. гривен. В громаде не готовы к этому, потому что им не гарантируют, что после проекта они точно получат эти средства. Но, с другой стороны, правительству тоже нужно дать сигнал, что они хотят, готовы вкладываться.
Большинство ОТГ все-таки еще живут сознанием сельских рад. То есть ждут, что районная власть будет контролировать расход их средств и качество принятия решений. Нужно, чтобы прошло время, чтобы в громадах поняли: только они ответственны за принятие или неприятие управленческих решений: какое предприятие будет вывозить мусор, где будут лечиться жители, где будут учиться, с каким перевозчиком заключать договор и т.п.
— Каких специалистов не хватает в громадах, и что ОТГ могут им предложить?
— Сейчас мы проводим ярмарку вакансий в ОТГ. В сотрудничестве с областным центром занятости мы составили перечень специалистов, в которых нуждаются ОТГ. Преимущественно это семейные врачи, учителя, специалисты по земельным вопросам, бухгалтера, социальные работники, специалисты по привлечению инвестиций, юристы, работники культуры и др. Часто это руководящие должности. Например, глава Зеленоподской громады обратилась к нам и говорит, что они готовы платить молодому врачу 10 тыс. гривен заработной платы, создать условия для работы, но они не могут найти человека. То же самое в Аскании Новой. То есть есть проблема в коммуникации. Молодые специалисты не знают, что в ОТГ могут платить неплохие деньги, а в ОТГ не знают, где найти таких специалистов. Поэтому мы стараемся максимально распространять информацию о вакансиях, обмениваться контактами на всех встречах. Будем работать в вузах, сводить работодателей и потенциальных работников. В ОТГ есть реальная возможность влиять на развитие, видеть конкретный результат своей работы. Даже несмотря на то, что это села, а не города, работа там интересная. Скажу откровенно, я, наверное, сама поехала бы работать в ОТГ, если бы не работа в Центре.