Своими мыслями и прогнозами относительно технологических особенностей парламентской избирательной кампании в интервью «Львовской газете» делится специалист по информационным войнам и пропаганде, политолог и политтехнолог Лидия ЛЕОНТЬЕВА.
— Какими будут особенности этой избирательной кампании вообще и использование черного пиара в частности?
— Избирательные кампании в Украине с начала ее независимости проходили в плоскости «власть — оппозиция». Явная-неявная, сильная-несильная власть и явная-неявная оппозиция, но это были линейные выборы, где мы имели двух оппонентов. Не беру во внимание мелких политических игроков, которые часто выполняли либо техническую, либо вспомогательную функцию, либо функцию клонов.
Первой особенностью будущих выборов будет триада. То есть не будет линейных противостояний «власть — оппозиция» и т. п. Будут три равнодействующие силы: «Блок Ющенко» (хотя я думаю, что Президент не пойдет во главе этого блока), «Блок Януковича» и «Блок Тимошенко». «Блок Ющенко» — уже де-юре власть, но многие будут воспринимать его еще как отголосок оппозиции. Это касается и Тимошенко: уже не во власти, но еще не в оппозиции. И Янукович: был во власти, но не оппозиция, точнее, не такая оппозиция, к которой привыкли за 15 лет независимости.
Рейтинг этих трех сил будет варьироваться от 16% до 28%, в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. Эти три силы декларируют себя как либеральные, поэтому в условиях улучшения экономической ситуации вместе будут набирать проценты, когда она ухудшится — вместе будут терять.
Вторая особенность: выборы до сих пор были в плоскости технологий и тех или иных форм пиара, в частности черных. Теперь мы будем говорить об интеллектуализации и идеологизации участников гонки. Это будут выборы лидеров, которые предлагают идеи, а не выборы «цветных» политических сил.
— То есть Ющенко, Тимошенко и Януковича?
— Да. Однако есть еще один политический центр, не настолько мощный, но он будет играть свою роль. Я имею в виду господина Литвина, который попытается получить свою долю на этой триаде. Ему выгодно, чтобы в упомянутой триаде возникали споры и война компроматов, информационная война. Как ни парадоксально, использование черного пиара между этими силами будет выливаться в голоса для Литвина. Потому что черный пиар будет вызывать отторжение и тех, «кто продуцирует», и тех «против кого». Этот электорат перейдет к Литвину. То есть чем больше война между Тимошенко и Ющенко, тем лучше Литвину.
Я не буду говорить о таких игроках, как Витренко, Корчинский, — они и далее будут катиться в нишу радикалов. Сейчас неопределенной и непонятной является ниша «зеленых» и «Поры». Если не учитывать определенных заявлений, бигбордов, они еще не выдали продукт, поэтому нельзя спрогнозировать их стратегию и результаты их кампании.
Третьей особенностью станет ограничение для СМИ активно действовать в избирательной кампании через принятие Закона «О выборах народных депутатов». Поэтому, думаю, акценты перейдут из традиционных масс- медиа — телевидение, радио, пресса — в интернет и неформальные коммуникации. Предыдущая избирательная кампания показала, насколько эффективно можно использовать их. Собственно здесь мы можем говорить о черных технологиях и черном пиаре. Это ограничение действий медиа вызовет необходимость массовых акций. Я назвала бы эту избирательную кампанию «концертной». Я имею в виду не только традиционное использование популярных певцов и групп, а уличные действа, митинги, акции, перформансы — «мини-Майданы». Основной возможностью декларировать свои позиции политикам, которые себя трактуют как оппозиционных, будет «майданная» агитация, «майданный» пиар. Думаю, большинство телеканалов будут избегать открытой конфронтации с действующей властью, и потому доступ оппозиции на экраны будет ограничен экономическими факторами.
— Где следует искать черный пиар в ближайшее время, и на каком материале будут основаны эти кампании?
— Интернет дает широкие возможности для использования черного пиара. Через сеть, я убеждена, распространят очередные пленки с записями разговоров тех или иных должностных лиц, по всей вероятности, опубликуют документы, которые будут свидетельствовать о коррумпированности или определенных действиях, которые не совсем вписываются в философию власти или того или иного политика, который будет участвовать в выборах. Думаю, учитывая большой разрыв между богатыми и бедными в Украине, будут поднимать вопрос материального достатка политиков-лидеров гонки. Большую роль здесь будут играть маленькие политические партии, которые войдут в «Блок Тимошенко». Она будет декларировать поддержку Президента, а маленькие партии будут выполнять функцию «разоблачителей». В этом случае мы можем говорить о Бродском или Хмаре, которые уже проявили себя в роли политических милиционеров.
— Пригласят ли на этот раз российских политтехнологов?
— Однозначно. И это будет обусловлено двумя факторами. Первый: в сознании тех, кто платит деньги, живет стереотип, что российские технологи, несмотря на большое количество ошибок, методически, технологически, креативно выше украинских. Второй: российские политтехнологи, которых уже сегодня можно встретить в Киеве, более агрессивны, настойчивы в плане самопиара. Думаю, украинские специалисты-политтехнологи не хуже, они по большей части даже лучше, потому что понимают потребности, психологию, ментальность избирателя. Но они не настолько агрессивно расхваливают себя, как российские. Однако, думаю, эта избирательная кампания — последняя, в которой смогут масштабно участвовать российские политтехнологи.
И еще одно: если в предыдущих кампаниях факт наличия российских политтехнологов анонсировали и давали как позитив, то теперь, думаю, этот факт не будут афишировать. Из минувших выборов известен прием создания параллельных штабов. По моему мнению, параллельно с российскими штабами, которые будут создавать свою кампанию, сформируют, вероятно, менее финансированные украинские штабы тех же политических сил. Определенные политические силы будут создавать эти параллели и будут сравнивать их деятельность. Так что российских политтехнологов пригласят крупные политические силы, способные финансировать два штаба — украинский и российский.
В итоге можно отметить, что «параллельность», «концерты» — это вроде бы что-то новое. Хотя реально все это будет напоминать «толкотню кошельков» на входе в парламент. А Европа и мир уже давно живут и соревнуются в других моделях, перспективах, отстаивая жизненные ценности. Поэтому совет всем: учиться, учиться и учиться, как говорил забытый политический деятель.