Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Честный разговор

«Есть госпредприятия Минобороны, которые по 10 лет проходят процесс ликвидации. Мы это сейчас прекращаем», — полковник Руслан Нетребко
31 октября, 2018 - 18:41
ЧЕРКАССКИЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Область государственных предприятий Министерства обороны Украины давно требует коренной реорганизации. С точки зрения современных подходов в экономике, реальных результатов деятельности таких ГП, значительную часть из них можно смело признавать неэффективными. И мало найдется людей из бизнеса, которые бы захотели и смогли реанимировать их. Но здесь дело несколько в другом. С одной стороны, ГП МОУ является своеобразным рудиментным наследием советской эпохи, с которым в новых украинских реалиях не всегда знали, что делать: отдавать совсе на откуп бизнеса не хотели, но и вкладывать в полноценное развитие государству не хватало средств. А с другой стороны, они являются ресурсом, который легко потерять, но тяжело найти. Эти предприятия фактически являются бывшими военными частями, которые были самостоятельными юридическими лицами и субъектами хозяйственной деятельности, не приносившие оборонному ведомству никаких существенных прибылей. Более того — о статусе таких предприятий часто вспоминали, когда они накапливали до неприличия большие долги или там случалось какое-то чрезвычайное происшествие. И вот этому процессу «сладкого гниения», которым было существование многих таких ГП, в Минобороны решили положить конец.

ОПТИМИЗАЦИЯ: ПОДАЮЩИХ НАДЕЖДЫ ВОЗЬМУТ «НА БУКСИР»

Начнем наш анализ с сухих статистических изложений.

По состоянию на 1 октября 2018 года к сфере управления Минобороны Украины относятся109 субъектов хозяйственной деятельности. Сразу замечу, что 15 из них (14% от общего числа) теперь находятся на временно оккупированных российским агрессором территориях. Это ряд военных туристических баз, санаториев, военторгов, строительных и ремонтных предприятий и заводов.

Что касается 42 госпредприятий (38,5% от общего числа) начаты процедуры реорганизации или ликвидации в соответствии с решениями органа управления или суда. Из них 11 находятся на стадии банкротства. И только 48 таких предприятий предоставляли финансовую отчетность по итогам II квартала 2018 года. Но картина «средней температуры» их финансово-хозяйственной деятельности очень близка к экономическому «оцепенению». Немногим удается выходить хотя бы в «нуль», а тем более считать хоть минимально приличные прибыли. Поэтому в целом деятельность госпредприятий из сферы управления МОУ характеризуют как убыточную. Правда, по сравнению с отчетными периодами прошлого года, несколько вырос объем их чистого дохода и валовой доход, что свидетельствует об определенном оживлении реальной деятельности. Но о каком-то качественном рывке говорить не приходится, ведь из всех «живых» предприятий чисто прибыльно сработали лишь 27.

Наибольшие убытки у концернов «Техвоенсервис» — 3,128 млн грн, «Военторгсервис» — 2,377 млн грн, ГП «Ивано-Франковский военный леспромкомбинат» — 1,66 млн грн, ГП «Киевская военно-картографическая фабрика» — 692 тыс. грн, ГП «Центр консалтинга и делового сотрудничества» — 676 тыс. грн.

Понятно, что кардинально что-то изменить может абсолютно иное качество эффективности управления государственным имуществом, совсем другой бизнес-креатив и свежие идеи относительно открытия второго дыхания для тех предприятий, которые действительно нужны стране в статусе государственных и способны быть на плаву и приносить пользу. С качеством управления, и это очевидно, пока тоже не все в порядке. Что подтвердила оценка хозяйственной деятельности 48 работающих ГП Минобороны. Из них только в девяти увидели признаки эффективного управления, еще 21 получило оценку «удовлетворительно». Относительно остальных объяснения излишни.

Существует ряд причин такой убыточности, о которой говорят профильные специалисты оборонного ведомства — Главного управления имущества и ресурсов МОУ. Главные факторы длительной стагнации упомянутых субъектов хозяйственной деятельности — существенное уменьшение загрузки их производственных мощностей из-за отсутствия заказов на продукцию и услуги, начисление штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов, сборов, обязательных платежей в прошлые годы, обусловленные нехваткой оборотных средств. Никаких позитивных перспектив им не прибавляла и неликвидность многих основных фондов, просроченные дебиторская и кредиторская задолженности. Следует вспомнить в этом контексте и то, что увеличение в 2014-м ставки налога на землю привело к значительным потерям средств на госпредприятиях.

Поэтому Министерство обороны и начало этот тяжелый, но безальтернативный оптимизационный выход из почти патовой ситуации, в которой оказался в целом весь конгломерат предприятий, находящихся под управлением ведомства? — спрашиваю у первого заместителя начальника Главного управления имущества и ресурсов Министерства обороны Украины полковника Руслана НЕТРЕБКО.

— Именно так. И здесь следует начать честный разговор. Практически все эти предприятия уже находятся на том или ином этапе реорганизации. И некоторые очень давно. Но реальность такова, что сейчас многие из них существуют в «бумажном виде». То есть не имеют фондов, на территории которых до 90% помещений или активов уже не принадлежат предприятию. Однако есть руководитель ГП, который содержит определенный штат, не ведя, по сути, полноценной хозяйственной деятельности, — объясняет Руслан Аркадиевич.

— Что позволяет такому руководителю держаться на плаву и почему с такими предприятиями невозможно что-то сделать просто немедленно?

— Такие предприятия обычно имеют задолженности, и немалые — с историей, длительностью в несколько лет. Вот опишу вам типичную картину, которую там можно увидеть. Это юридическое лицо, которое оставило себе минимум помещений, на которые частично уже наложен арест и с которыми мы ничего не можем сделать, пока не будет решение суда. А остальные недвижимые активы они просто сдают в аренду. И поступлений им в лучшем случае хватает на оплату труда и погашение незначительной части задолженностей. Такая ситуация многих устраивала. Поэтому руководством Министерства обороны принято решение по реформированию всей системы ведомственных госпредприятий. В качестве выхода предлагается реорганизовывать убыточные предприятия и присоединять их к работающим. Прибыльные ГП должны взять на себя соответствующие долги, должным образом оформив такое организационное слияние с другим предприятиями.

НУЖНЫ НЕ ПРОСТО РУКОВОДИТЕЛИ, А ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ

— А что думают в «работающем предприятии» о таком предложении? Зачем им такой балласт, в чем заключается смысл подобного слияния?

— Я убежден, что успешный руководитель всегда имеет виденье, как даже такие фонды, которые кое-кто считает рискованными, использовать в позитиве. Первым шагом реорганизации мы сразу избавляемся от необходимости содержать большой административный штат ряда предприятий, а условно высвобожденные средства пойдут на погашение задолженностей.

Поймите: наша стратегическая задача -вернуть эти госпредприятия с их фондами в Вооруженные Силы. А там их уже наверняка никто не продаст, не «надует» искусственные долговые обязательства, не проведет отчуждение имущества. Как это не раз бывало — на участке земель обороны кто-то строит здание (или купил ранее) и через суд впоследствии «аннексирует» себе участок вокруг. Это должно остаться в прошлом, и нынешняя успешная практика возвращения земель обороны под юрисдикцию Минобороны это доказывает.

Сейчас идет поиск правовой формулы реорганизации и возвращения ГП МОУ. И это не только коридор правовых решений. Каждое реорганизационное предложение воплощается после детального изучения индивидуальной ситуации экономистами. Понятно, что этот процесс не пройдет без «жертв», но они стоят сохранения и возвращения основных фондов — зданий, земель, предприятий, техники. Однако процесс реорганизации нужно все время контролировать и анализировать, насколько он эффективен. Здесь многое зависит от работы ликвидационных комиссий. Например, только в этом году реализованы материалы на замену 14 председателей или членов ликвидационных комиссий.

— И что это значит?

— Это означает их неэффективную деятельность. Есть предприятия, которые до сих пор — по 10 лет — проходят процесс ликвидации! И безуспешной! Представляете, никак не получается! Они показывают для вида легенькую позитивную динамику. Председатели некоторых комиссий просто злоупотребляют возможностью принимать определенные управленческие и организационные решения относительно предприятия, имеют право подписи. Конечно, почему бы этим не воспользоваться? И бывает, что вместо того, чтобы спланировать и расписать пошаговый план и постепенно выполнять какие-то действия по погашению задолженности и ликвидации предприятия или включать его в перечень на приватизацию или возвращать в ВСУ, они этого не делают. Показывают в документах минимальную активность и ликвидируют годами, фактически работая на себя. Некоторые предприятия вели скрытую хозяйственную деятельность, запрещенную на время ликвидации. Сейчас мы это дело прекращаем. На нескольких ГП уже сменили председателей ликвидационных комиссий, и предприятия вышли в «нуль», были выведены из процесса ликвидации и возобновили хозяйственную деятельность. Это, например, ГП МОУ «Югвоенстрой», который отсудил все свои долги и начал возвращать фонды. Но там, где мы видим, что госпредприятие реально безнадежное, его ликвидация отменяется и оно присоединяется к более мощному субъекту. Так, в «Киевскую контору материально-технического обеспечения» организационно вошла «Армия Украины». Нужно думать и над тем, как и чем загрузить эти предприятия. Нужно искать идеи, которые в современных украинских экономических реалиях обеспечат работой и сохранят коллективы.

— И где же искать такие идеи?

— Черкасский автомобильный ремонтный завод в свое время взял госзаказ — ни денег, ни техники в Вооруженные Силы не повернул. Там назначили нового руководителя, четко определив ему задачу. Теперь имеем другую ситуацию — они проводят качественный капремонт автомобилей семейства КРАЗ. Завод вернул долги и технику, которая была передавана ему на ремонт, и взял новый заказ, отремонтировал ряд образцов специальной инженерной техники. И теперь они способны брать от Минобороны технику и гарантированно восстанавливать ее. Как результат — на предприятии сразу начали выплачивать зарплату. Коллектив сохранился благодаря тому, что законсервировали станки и другое оборудование, сохранили производственные мощности. И здесь просто руководителя не поставишь — нужны лидеры уже с идеями, виденьем перспективы развития.

Строительство жилья для военных является актуальной нишей, куда могли бы зайти ГП МОУ, которые перепрофилируются, ведь до 80% таких предприятий в соответствии с их уставными документами имеют надлежащие разрешения. И пусть из 97 госпредприятий, которые находятся в оперативном подчинении нашего Главка, останется 30—40, но эффективных, мы будем считать, что с миссией справились. И в дальнейшем исключительно будем иметь дело с предприятиями, которые будут работать на обороноспособность страны. А сейчас идет в специально созданном у нас секторе реформирования, который работает в соответствии с пошаговым планом дальнейшего развития ГП МОУ.

P.S. Для спасения хозяйственной сферы Минобороны нужно совершенствовать нормативно-правовое поле, чтобы эта область была эффективной. И это сугубо наше украинское домашнее задание, которое за нас иностранцы не сделают, — у них другая экономическая культура, правовые реалии и ментальность.

 

Геннадий КАРПЮК, военный журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ