«Мир ненавидит изменения и, как правило, три из четырех инновационных идей терпят неудачи», — констатирует адмирал Джеймс Ставридис, бывший Верховный Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами НАТО в Европе.
Безусловно, мир неоднородный и не все государства в национальной культуре имеют технологический центр гравитации. Но те, которые поняли важность технологий не на словах, — в реальных делах, имеют хорошие результаты.
Внимательно посмотрите на Швецию, Норвегию или на США с их технопарками и хай-тек хабами. Это все создали конкретные люди, которые являются носителями высокотехнологической ментальности. В XXI веке быть высокоразвитой нацией значит быть членом клуба высоких технологий — это не исключение, а правило современности.
В офисе одной из норвежских хай-тек компаний, сотрудники которой создают целый мир в изделиях размером с иголочное (!) ушко, увидел рабочую комнату с прекрасным видом на лес — в ней расположены удобные кресла-лежанки, где сотрудники полулежа с прикрытыми глазами... думают. Генерировать прагматичные инновационные идеи являются важной частью их работы, и за это им хорошо платят. Услышал там интересную фразу со знакомым каждому украинцу словом «жатва»: «We are already reaping benefits of implemented technologies» — мы уже пожинаем плоды внедренных технологий. Вот такой может быть жатва...
Норвежцы хорошо знают и глубоко понимают слово «технологии». Оно у них постоянно на слуху, особенно среди молодежи. Государство поддерживает перспективные стартапы, создало для них привлекательные налоговые условия, ежегодно открывает целевые государственные гранты и даже ангельские инвестиции по результатам тематических конкурсов. Норвежское правительство смогло перестроить экономику с ресурсно ориентированной на технологически перспективную — конечно, это произошло не за один год и не все было гладко на этом пути: были ожесточенные дебаты, имели место разные точки зрения — и это нормально, но победили ум, мудрость элиты и направленность нации в будущее. Огромный прирост ВВП одновременно с ростом стандартов жизни населения — хороший результат.
А что Украина? Безусловно, Украина имеет таланты — и это не только об известном телепроекте. Это о прекрасной политехнической школе, хай-тек традициях и интеллекте — все это есть в нашей нации. В то же время, возникает нериторический вопрос: правильно ли и полноценно ли реализуется этот огромный потенциал? Потенциально мы в состоянии довольно быстро технологически прыгнуть вперед — пишу об этом, имея пятилетний опыт руководства высокотехнологической украинской кампанией UA.RPA («Украинское агентство по перспективным научно-технических разработкам»), демонстрирующей позитивные результаты в сфере развития современных технологий двойного использования, получившей международный сертификат TRACE прозрачности ведения бизнеса и создавшей конкретный бизнес-кейс инвестиционной привлекательности.
Проходило ли все за эти пять лет классно и способствовало ли государство развитию оборонных инноваций? К сожалению, нет. Многие игроки на украинском рынке вооружений «привыкли» к двойным стандартам. Это когда публично все якобы выглядит прекрасно, говорятся красивые слова об инновациях и их внедрении в жизнь, но в реальной жизни — с точностью до наоборот... За эти годы мы прошли сквозь выбивание дверей в офисе, прямое лоббирование властными персоналиями собственных бизнес-интересов и многое другое... Работало ли это на оборону Украины? Можно абсолютно точно констатировать — нет. Это ее подрывало...
Сейчас ситуация имеет индикаторы позитивных изменений. Очень хотелось бы закрепить эти тенденции — независимо от формы собственности оборонный бизнес в Украине должен быть прозрачным, лишенным диктатуры бывших советских подходов, с равными правилами ведения бизнеса для государственных и частных игроков. Знаю, что это является мечтой многих добропорядочных предпринимателей частного сектора оборонной индустрии Украины.
Какие шаги целесообразно осуществить? Конечно, можно изобретать велосипед, но лучше взять то, что уже работает, и работает хорошо. В последние годы тема «имплементации стандартов НАТО» стала сильно заполитизированной в Украине, при этом профессиональные детали часто оставались за бортом и делались вещи, которые оторваны от цели этой самой имплементации — достижение взаимосовместимости со странами НАТО согласно NATO Policy for Interoperability, в данном случае взаимосовместимости оборонно-промышленного комплекса. Это принципиальная вещь, без которой Украине трудно будет стать частью западного индустриального оборонного комьюнити, провести обновление вооружения и военной техники и, что крайне важно, получить серьезный инвестиционный пакет на развитие оборонного производства Украины.
Что мы должны позаимствовать у коллег из НАТО?
Во-первых, приоритеты трансформаций. В Украине большинство трансформаций в оборонной сфере традиционно привязаны к организационно-штатным изменениям — в НАТО это направление точно не в первой десятке. А вот изменения, связанные с новейшими технологиями, — в приоритетах. С другой стороны, навязанная Украине война новой генерации является технологической по сути и выстоять в ней будет тяжело без внутренних технологических трансформаций. В этих вопросах опыт НАТО снова может помочь — в первую очередь целесообразно открыть в Минобороне «двери» по внедрению современных оборонных технологий с определением ответственного и полномочного топ-должностного лица. Было бы также уместно создать соответствующее подразделение СНБОУ по технологическим трансформациям в Секторе безопасности и обороны с привлечением представителей частного сектора в качестве экспертной группы.
Во-вторых, военно-техническую политику. В НАТО есть хорошая публикация — NATO Policy for Systems Life Cycle Management (Политика НАТО по управлению жизненным циклом систем). Данный документ определяет жизненный цикл вооружения и военной техники (ОВТ) с учетом стоимости, графика создания, качества, операционной среды, интегрированной логистической поддержки, инновационности и пр., а также аппаратных, программных и человеческих элементов указанных систем. Было бы уместно принять эту политику на законодательном уровне с соответствующим пакетом публикаций НАТО по ее реализации.
В-третьих, государственное понимание, что в оборонной сфере дешевое не означает качественное и эффективное. Меньшая цена на изделие в качестве основного критерия должна работать в тех сегментах, где рынок уже определил и цены, и качество — предметы обмундирования, продукты питания, услуги и тому подобное. В отличие от этого внедрение высокотехнологических решений в изделия оборонного назначения имеет принципиальные особенности, в попытке любым способом удешевить такую продукцию есть большая опасность закупки для войска морально устаревшего изделия или системы, а также подтверждения старого как мир принципа — «скупой платит дважды» из-за рисков недостаточной надежности и возможности отказов таких изделий. Именно поэтому в НАТО тщательным образом относятся к формированию требований к боевым и операционным возможностям — все оборонное планирование построено именно на базе целесообразных возможностей. В этом контексте следует обратить внимание на документы NATO Guidanceon Life Cycle Cost (ALCCP-1) и Phased Armaments Programming System(AAP-20).
В-четвертых, менеджмент закупок для потребностей обороны. Публикация NATO System Life Cycle Stagesand Processes (AAP-48) может помочь нашим политикам и военным думать категориями стоимости жизненного цикла систем ОВТ, а не только закупочной цены отдельного образца и, конечно, отойти от бывшей советской регуляции рентабельности с навязыванием производителю ОВТ жесткой ценовой политики расчетно-калькуляционными материалами (РКМ), требующих согласования с заказчиком. Кстати, у западных коллег РКМы вызывают профессиональное удивление и непонимание, почему этот стандарт сталинской эпохи до сих пор живуч в Украине.
В-пятых, стимулирование инноваций в оборонно-промышленном комплексе. К сожалению, у нас существуют подходы «средняя температура по больнице» — зарплату высококвалифицированного инженера-разработчика государство нормативно привязало к средней по отрасли. За подобную работу за рубежом украинский инженер будет получать в разы больше, и это подпитывает самую серьезную проблему национального уровня — отток мозгов. Прибавьте сюда затраты на проведение инновационных разработок, которые часто ложатся на плечи производителей и никак не учитываются в печально известных РКМ на готовое изделие, и картина будет «маслом». При таких условиях будет крайне сложно завоевать и удержать технологическое преимущество на поле боя...
В Пентагоне недавно открыли новейший проект под названием JEDI (Джедаи). Хотел бы напомнить, что Джедаи являются ключевыми персонажами «Звездных войн», рыцарями-миротворцами... В реальности JEDI расшифровывается как Joint Enterprise Defense Infrastructure — крупный оборонный контракт по закупке облачных компьютерных решений и исчислений в интересах обороны США на общую сумму 10 млрд долларов. В его основе — облачные технологии как важный элемент оборонной инфраструктуры, что в сочетании с искусственным интеллектом предоставляют США колоссальные возможности для получения технологического преимущества над противником в новейшем домене вооруженной борьбы — информационном... и уже сегодня формируют необходимые условия для преимущества (и победы) в высокотехнологической войне нового типа, если она возникнет завтра.
«Вы должны отвечать на вызов, если действительно верите в важность результата. Чтобы заставить других прыгнуть в неизвестное вместе с вами, нужна не только гениальная идея, но и внутренняя уверенность в себе, которой восхищаются другие», — мудрые слова адмирала Ставридиса. Они не только о геополитике, это также о государственном лидерстве, профессиональной мудрости и характере национальной элиты.