В Украине длительное время, более 23 лет, сосуществуют советская тоталитарно-репрессивная система органов власти и демократическое гражданское общество. Время от времени между ними происходят острые конфликты. Граждане наступают, система отступает, перегруппировывается, переходит в контрнаступление и отвоевывает утраченные позиции.
Из-за относительного паритета сил до сих пор никто не одержал победу. Граждан будто бы и много, однако далеко не все из них активны в общественной жизни. Ведь именно из последних и сформировано гражданское общество. Они платят налоги и считают, что органы государственной власти должны на них работать и им служить, как это записано в Основном законе. У большинства же чиновников мнение кардинально противоположное. И в этом расхождении заключается главный конфликт.
Недавно общественные активисты завершили выполнение «домашних заданий», полученных во время форума «Общественное наблюдение — кислород демократии», состоявшегося 6-7 сентября в Киеве. Активисты сети общественного наблюдения в этот раз замахнулись на большой кусок работы — мониторинг судов, милиции, органов местного самоуправления и государственной власти. А начинали они свою работу с наблюдения за мирными собраниями.
И это не удивительно. Кажется, все изменения в Украине начинаются с мирных собраний. Революция на граните в 1990-м, Украина без Кучмы в 2001-м, помаранчевая революция в 2004-м, Налоговый майдан в 2010-м, Языковой майдан в 2012-м, и, наконец, ЕвроМайдан, переросший в Революцию Достоинства.
Мы всегда хотим всего и сразу. А так не получается. Приходится все делать постепенно. Привели к власти президента, депутатов, а с ними и всех остальных должностных лиц, и ждем, что они сами сделают нам рай на земле. И, в итоге, разочаровываемся. Почему? Потому что на них необходимо не только надеяться. За ними следует наблюдать, их нужно контролировать. На них нужно влиять.
А начинать можно действительно с наблюдения. Это же проще всего сделать и, в то же время, это действие позволит активисту быть «в теме», учиться, чтобы со временем перейти на более высокий уровень. Ведь ощущение, что твои действия контролируют люди вне системы, заставляет любого чиновника работать эффективнее и качественнее.
Следовательно, что мы можем контролировать самостоятельно? Важным инструментом контроля может быть мониторинг деклараций чиновников. Особенно это касается граждан, живущих по соседству с «народными слугами». Они всегда смогут увидеть, на каких автомобилях ездит служащий, в каком доме живет, где учатся его дети и отвечает ли все это задекларированному официальному доходу.
Предпринимателям, желающим честно зарабатывать в конкурентной борьбе, интересно будет следить за соблюдением тендерных процедур и выявлять коррупционные схемы. Жильцам многоквартирных домов — мониторить качество предоставления услуг жэков. Соблюдение законодательства судами и правоохранительными органами интересно было бы проконтролировать всем гражданам, ведь от тюрьмы у нас принято «не зарекаться».
А еще можно наблюдать за работой органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти, за тем, публикуют ли они проекты своих решений, открыты ли для общества заседания руководящих органов, кто голосует за то или иное решение и как оно потом выполняется. Это все важно, ведь с этого все начинается.
Важно следить за тем, чтобы выборы проходили честно не только на общегосударственном уровне, и даже не только на местном уровне. Начинать нужно с уровня выборов в руководящие органы политических партий и общественных организаций, ведь именно оттуда начинается попирание законов и уничтожение политической конкуренции.
И вот тогда, когда у критической массы граждан появится понимание того, «КАК?» происходят процедуры в нашем государстве, они начнут задумываться над их совершенствованием.
Когда человек задумывается над проблемой, он начинает интересоваться первоисточниками. Поэтому члены местной громады наконец начнут читать нудные и неинтересные решения своего совета, устав громады, бюджет, начнут интересоваться, куда были израсходованы бюджетные средства и какова эффективность таких расходов.
В итоге, у активистов появятся собственные идеи относительно того, каким образом усовершенствовать, упростить все эти забюрократизированные процедуры, а следовательно, они начнут требовать изменения правил. Не абстрактно, а конкретно. Поэтому будут иметь все шансы получить конкретный результат.
Например, они могут подать вполне четкое предложение для депутатского корпуса городской рады — утвердить положения об общественных слушаниях, общественной инициативе, общественной экспертизе деятельности местной рады, общих собраниях граждан по месту жительства, о консультациях с общественностью. А после этого — смело ими пользоваться.
И вот так, постепенно, дойти до изменения целых законов. Широко внедрить использование систем электронного управления, автоматизировать и открыть все процессы, тем самым устранив коррупцию и злоупотребление.
Со временем человечество сможет опять вернуться к прямой форме демократии, отказавшись от посредников в виде народных депутатов и парламентов. Активному гражданскому обществу они вообще не нужны.
Мир уверенно движется к прямому народовластию. И Украина имеет все шансы возглавить этот процесс.