Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что наши политики хотят от Москвы

28 ноября, 2008 - 20:00
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

В последние годы все мы являемся свидетелями настоящего внешнеполитического наступления Российской Федерации. Наш сосед действует чрезвычайно энергично от Арктики до Карибского моря и Тихого океана. И даже очень опытной европейской и американской дипломатии нелегко сформировать адекватный ответ на все действия и инициативы российской стороны.

Поиск продолжается, однако сегодня и западные, и российские эксперты практически единодушны в том, что именно «украинский вопрос» является ключевым в российской стратегии доминирования. Украинская тематика ежедневно представлена в мировой прессе. С невиданным до недавнего времени интересом отслеживаются все детали заявлений и действий украинских политиков. Ведь украинская реакция на российскую политику существенно повлияет на будущее Европы и обширного пространства между Черным и Каспийским морями. Только достигнув своих целей в Украине, Россия сможет реализовать предложенную ее руководством «особую модель» отношений с окружающим миром. Поэтому для оценки состояния и перспектив украинско-российских отношений очень важно увидеть их в широком контексте и без идеологических прикрас.

Как и у каждого государства, у Российской Федерации внешняя политика является продолжением политики внутренней. Цель ее — создание предпосылок для сохранения и развития специфической политико-экономической системы, в основе которой персонифицированный режим власти, контролируемая демократия, бюрократическая модель капитализма, опирающаяся на огромные сырьевые ресурсы.

Российской власти удалось достичь согласия общества на такую модель развития страны не только с помощью доходов от экспорта энергоресурсов. Большую роль сыграло возрождение различных форм великодержавия, сопротивление любым попыткам нового осмысления прошлого. В российском обществе доминирует понимание патриотизма как отторжения «другого», поиск врага и противостояние «вражескому» окружению. Украинская независимость все чаще рассматривается как «самая большая трагедия ХХ века». Оранжевая революция, воспринятая как интрига Запада, дала толчок к нарастающему неприятию Украины и украинской политики.

Украинец, который демонстрирует свою «іншість» воспринимается как «чужой». По данным российского аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), в сентябре 2008 г. был зарегистрирован пик негативного отношения россиян к Украине. Так, впервые за все постсоветские годы 52,6% российских граждан заявили о негативном отношении к Украине (37,3% относятся положительно). В то же время украинцы в большинстве своем относятся к россиянам положительно — 87,7% против 9%.

Эти фобии, родом из ХІХ века, с нарастающей силой проецируются в сферу внешней политики века ХХІ. Эта политика не ограничивается ближней целью — с помощью разных рычагов влияния устранить от власти слишком проукраинского Президента Украины, который посмел формировать самостоятельную национальную политику. Россия хочет в долгосрочной перспективе гарантировать свои интересы благодаря созданию «зоны привилегированных интересов» по периметру своих границ. Российская сторона добивается признания своего права на вмешательство и силовые действия в этой зоне для «защиты жизни и достоинства своих граждан», причем понятие «достоинства» трактуется очень широко. Для Украины реализация таких стремлений означает превращение в «ненастоящее» государство и лишение возможности любой самостоятельной политики.

Российско-грузинский конфликт стал рубежным событием для всей системы международных отношений и серьезным испытанием для двухсторонних украинско-российских отношений. Национальные интересы Украины, которые требуют поддержки суверенитета и территориальной целостности Грузии, вошли в глубокое противоречие с намерением России обеспечить международное признание правомерности вооруженного отторжения части грузинской территории и признание независимости Южной Осетии и Абхазии.

Показательно, что украинское понимание цены вопроса разделяют и в странах СНГ — до сих пор ни одна из них (кроме, конечно, России) не признала независимости этих автономий.

Только у нас ситуативный политический интерес заслонил в глазах некоторых политиков интерес национальный. Только принципиальная позиция Президента Украины выглядела адекватной. И общество признало это лидерство. По данным Центра им. Разумкова, в российско-грузинском конфликте наиболее верной позицию Президента Украины В. Ющенко считают 20,6% респондентов, Виктора Януковича — 12,6%, премьер-министра Ю. Тимошенко — 11,3%.

Пролонгация в 2008 году действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией — это позитивный шаг, остановивший нарастание напряжение в двухсторонних отношениях. Но дальнейшее консервирование целого ряда нерешенных проблем грозит новым обострением. Среди таких проблем наиболее актуальны — разграничение акваторий Азовского и Черного морей, демаркация государственной границы, урегулирование вопросов, связанных с временным пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины и подготовкой его выведения с украинской территории до 2017 года, как это предусмотрено двухсторонними соглашениями и нормами Конституции Украины.

В решении каждой из этих проблем и Россия, и Украина будут руководствоваться каждая своими интересами, которые, очевидно, нетождественны. Вот только в России есть монолитная позиция политического класса. Зато некоторые украинские политики возобновляют старое соревнование времен Руины: кто первым приедет в Москву «за соболями». Соболей пока не видно, а риск превращения Украины в зону привилегий для российских интересов уже стал наглядным.

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко в ходе переговоров в Москве не осмелилась публично ответить на развязные публичные комментарии своего российского партнера. Из СМИ общество узнает о каких-то шести пунктах, исполнение которых взяла на себя премьер-министр Украины. Среди них и согласие на монопольную поставку газа исключительно из России. Но эта предупредительность не спасла ее правительство от унизительного «выкручивания рук» в газовых переговорах, шантажа ценой на газ. Москва не спешит ставить на того, кто хочет нравиться одновременно и в России, и в Европе, и в США.

Дальше уже лидер Партии регионов В. Янукович включился в борьбу за приз российских симпатий. В Москве на съезде «Единой России» он убеждал в неизбежности победы его партии на следующих парламентских выборах. Руководитель ПР выражал готовность после прихода к власти ввести Украину в призабытое уже Единое экономическое пространство (ЕЭП) и отказаться от «надуманных вопросов», которыми он считает и Голодомор, и демаркацию общей границы, и пребывание российского флота на украинской территории. Вопрос лишь в том, понимают ли руководители Партии регионов, что никто уже не сможет стать лидером всей Украины на такой платформе.

Именно Голодомор оказался тестом для украинского политикума. И не все его сдали даже на уровне человечности, не говоря уж об уровне «политической украинскости». Впервые за долгие десятилетия в Украине происходит процесс осмысления истории, через который прошли все европейские нации в ходе своего становления. Нельзя не согласиться с итальянским историком Андре Грациози: «Украине необходимо вернуть себе историю во всей ее полноте, и исходной точкой может быть только Голодомор».

К сожалению, по российским и украинским каналам в дни национальной скорби кочевали народные избранники, выступая в роли рупоров российской политики, оскорбляя память своего народа.

Украинское государство обращается к мировому сообществу с призывом признать Голодомор геноцидом. Уже десятки стран на уровне правительств и парламентов поддержали нас. Распространяется понимание важности этого признания. Мир должен засвидетельствовать, что больше никогда лжи и умалчиванию не удастся скрыть преступления против человечества.

В последнее время именно в гуманитарной политике Президента Украины В. Ющенко официальная Москва видит угрозу своим планам переориентации Украины от европейского к евразийскому направлению. И чтобы устранить эту угрозу, все интенсивнее используется неспособность украинских политиков увидеть реальный национальный интерес и объединиться вокруг него.

Не означает ли все сказанное выше, что у Украины и России нет перспектив для нормального диалога? Нет, возможность построить такой диалог есть. И первейший путь к этому — равноправное и взаимовыгодное экономическое партнерство.

Экономики России и Украины понесли существенные потери вследствие финансово-экономического кризиса. Вероятная рецессия мировой экономики, которая будет иметь неминуемым следствием падение цен на энергоносители, создает предпосылки для формирования в России более реалистического взгляда на свои возможности и на последствия противопоставления себя окружающему миру. Российская Федерация уже заявляет о себе как о важном участнике международных усилий по преодолению кризиса и реформированию мировой финансовой системы. Это декларировалось на саммите G20 в Вашингтоне. Для Украины позитивом является присоединение РФ к высказанной там позиции о необходимости сохранения принципов свободной торговли и недопущения скатывания к протекционизму во внешней торговле. Возможно, именно теперь наступит время для двухсторонних экономических проектов, в том числе энергетических, о которых уже многократно говорилось. Для работы на российском направлении нужны терпение и целенаправленность, а не закулисные договоренности в обмен на благосклонность «старшего брата».

Юрий РУБАН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ