На конференции, проходившей недавно в рамках киевской выставки «Интернет- 2000», львиная доля выступлений была посвящена электронной торговле. Докладчики говорили о технических проблемах организации виртуальных магазинов и сетовали на отсутствие необходимых законов. Чувствовалось, что интерес к этой теме огромен. Нет сомнений в том, что интерес будет возрастать и в дальнейшем, поскольку купля-продажа реальных предметов, пусть даже и в «нереальном» пространстве, обещает несомненные барыши.
На первый взгляд, все очень просто: не выходя из дома или офиса, клиент листает яркие картинки на экране монитора, смотрит каталоги товаров, изучает их изображения, сравнивает цены и нажатием клавиши отправляет по проводам заказ. Товар доставляет посыльный или почта. Именно так работают сетевые магазины во всем мире. Их десятки тысяч и с каждым днем становится все больше. Цены в этих магазинах ниже, чем в обычных, поскольку владельцу не нужно тратиться на содержание торговых помещений и не нужно платить зарплату продавцам. Специалисты предрекают, что именно электронные магазины вскоре завладеют основным вниманием покупателей.
В украинских Интернет-каталогах также можно найти одинокие сайты, предлагающие услуги электронной торговли. В популярном каталоге weblist.gu.net числится до десятка киевских магазинов. Как правило, они предлагают компьютеры, офисную мебель, бытовую, аудио- и видеотехнику, а также бытовые мелочи, косметику и моющие средства. Есть один магазин продуктовых товаров, книжная лавка и секс-шоп.
Выяснить, получают ли владельцы киевских магазинов реальную прибыль, практически невозможно. Да и не нужно. Поскольку о крупных оборотах все равно говорить не приходится. Реальной электронной коммерции в украинской сети как не было, так и нет. Формально считается, что важно застолбить место на рынке, получить ведущие места в рейтингах, приучить своих потенциальных посетителей к самому факту своего существования. И ждать, пока жители Украины будут готовы к потреблению подобных услуг. Именно так начинали свою деятельность электронные магазины на Западе, а сейчас их обороты исчисляются миллиардами долларов. Стоит добавить, что соседняя Россия уже вовсю торгует в сети, посетители виртуальных магазинов — это реальная армия потребителей, которые с удовольствием заказывают по проводам товары и услуги, в том числе билеты на транспорт и в театры.
Самым узким местом электронной торговли остается система расчетов за товар. Безналичный расчет с помощью банковских переводов в данном случае абсолютно непригоден. Потенциальный клиент, очарованный путешествием по Интернету, способен относительно легко расстаться с деньгами. Но совершить после этого путешествие в отделение банка, умудрившись при этом не потерять листочек с записанными реквизитами магазина, — это уже совсем другая история.
На Западе расплачиваются, в основном, кредитными картами. А в России ищут свои пути — там разработано несколько платежных систем. (Ведущий сервер, посвященный электронным деньгам и способам расчетов в российской сети — www.emoney.ru.)
Последнее российское новшество — специальная карточка VISA-Internet. Это «виртуальная» карта, имеющая все атрибуты обыкновенной карты VISA: номер, срок действия, данные пользователя, за исключением самого пластика и ПИН-конверта. Единственным материальным подтверждением существования карты является бумага с записанным номером счета и PIN-кодом. За открытие и годовое обслуживание VISA-Internet надо заплатить всего $10, а минимальный взнос отсутствует.
Известно, что использование кредиток небезопасно. Виртуальные магазины периодически подвергаются хакерским атакам и поэтому не могут стопроцентно гарантировать неразглашение реквизитов кредитных карт. Эта тема сегодня настолько актуальна, что ее обсуждают на самом высоком уровне. 15—17 июня в Париже представители правительств, полиции и частного сектора стран Большой семерки и России как раз обсуждали, в какой мере пользователи Интернет могут доверять современным технологиям. Продолжат тему кибер-преступности лидеры G-7 и России на очередном саммите в июле в японском городе Окинава.
Но в Украине ни один из обнаруженных автором этой статьи виртуальных магазинов пока не предлагает клиентам расплатиться кредиткой. Речь идет о банковских переводах или о наличном расчете (из рук в руки посыльному при доставке товара). Заказы принимаются круглосуточно. Время доставки ограничено. Крупные заказы (от 20—150 гривен) доставляются бесплатно, остальные — за умеренную плату (4 — 10 гривен). От заказа можно отказаться на любом этапе.
В целом, технология покупки в киевских электронных магазинах пока еще достаточна сложная. Мало сделать заказ. Необходимо тут же освободить телефонную линию и минут 20 (в лучшем случае) дожидаться звонка менеджера. Он переспросит, действительно ли сделан заказ, уточнит детали и согласует время доставки. Если речь идет о безналичном расчете, вышлет по факсу счет. Вмешательство менеджера — это украинское ноу-хау в электронной торговле. Избавляться от него придется в любом случае. (Интересно, что доставка самого деликатного и зачастую остро необходимого товара из киевского секс-шопа занимает минимум сутки).
Зачастую прилавки киевских электронных магазинов не изобилуют разнообразием (20—30 наименований). Но есть и крупные магазины. Например, магазин пищевых продуктов (www.furshet.com.ua) предлагает покупателям 10 тысяч наименований товаров по ценам иногда ниже обычных, добавляя к этому полезные советы («Что подарить начальнику на день рождения?»), улыбку и профессионально оформленный сайт.