Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что происходит в Донецке?

Эксперт: «Активизация боевиков — это процесс подготовки к ведению активных по масштабам военных действий»
23 января, 2015 - 14:00
Что происходит в Донецке
22 ЯНВАРЯ, ДОНЕЦК / ФОТО REUTERS

О ситуации в Донецком аэропорту и информационной составляющей войны говорим с координатором группы «Информационное сопротивление», экспертом Центра военно-политических исследований Константином МАШОВЦОМ:

— Ситуация в аэропорту очень динамичная и может меняться буквально каждый час. По моим сведениям, терминалы и строения на территории ДАПа разрушены, подразделения ВСУ продолжают держать его западную часть, включая метеовышку, приводную РЛС и удерживают западную часть взлетно-посадочной полосы. По общему рубежу удерживаются Пески, Опытная. Противник атакует фланговые позиции уже третьи сутки, применяя разнообразные средства, пытаясь нанести огневое поражение украинским войскам на передовых позициях. Насколько я понимаю, их задача — оттеснить украинские войска за донецкую кольцевую дорогу. Действуют две тактические группы террористов, одна из которых действует со стороны Спартака, а другая подходит к Пескам со стороны Иверского монастыря, кладбища, действуя от донецкого панельного комбината. Продолжается огневой бой с небольшими перерывами.

Все, что касалось наших реальных возможностей в районе Донецкого аэропорта, я считаю, было сделано. Украинские военнослужащие находились там, выполняя боевую задачу, — они держали определенную позицию и сдерживали рубеж.

В украинском общественном мнении существует мысль, что к «киборгам» надо относиться как-то по-особому. Линия соприкосновения с противником в зоне АТО довольно большая, и я не вижу причин, по которым именно к позициям в Донецком аэропорту нужно особенное отношение. Командование делало все, что в его силах и возможностях, чтобы выполнить боевую задачу — военнослужащие получали постоянное снабжение материально-техническими ресурсами, пополнялся личный состав, происходила ротация. И если новый терминал ДАПа держали до последнего, значит с военной точки зрения это было нужно. Конечно, можно спрогнозировать действия противника и выстроить соответствующее противодействие этим планам.  Но предсказать их невозможно, включая то, что они могут взорвать перекрытия в терминале.

Цель удержания аэропорта простая. Были подписаны «минские договоренности», часть которых — установление линии размежевания. В таком случае, зону безопасности можно отсчитывать от аэропорта. Если его удержать, то отвод вооружения будет произведен от этой точки и тогда половина Донецка должна быть демилитаризирована. Если же отступить от аэропорта, то конфигурация линии безопасности будет изменена.

Но дело в том, что стараниями нашей информационной составляющей, аэропорт превратился в некий фетиш или морально-психологический символ, который с каждым днем начал играть все большую роль в общей обстановке и влиять на принятие решений по отношению к этому участку. Но существуют не менее или даже более важные участки, где с военной точки зрения важно одержать победу.

Можно много гадать, с чем связан нынешний период активизации террористов. Но причины надо искать в политических и социально-экономических факторах. На стратегическом уровне стало понятно, что противоборствующая сторона терпит поражение, а время — наш союзник. С течением времени становится понятной абсурдность всей идеи нашего противника, а его цели и задачи невыполнимыми. Поэтому они решили качнуть ситуацию в ту или иную сторону, активизировав боевые действия. Понятно, что основная по содержанию деятельность противника будет приходиться с возвращением тепла — весной. Сейчас же это скорее оперативно-тактический ход. А процесс подготовки к ведению активных по масштабам военных действий включает в себя такой элемент как предварительное занятие удобных позиций и рубежей. Я думаю, сейчас происходит один из процессов подготовки к весне.

Наш Верховный Главнокомандующий сказал, что военного решения этого конфликта не существует и добиваться этого он будет путем мира, переговоров, дипломатии. Как сказал классик, любая война, которая не ведет к миру, ведет к поражению. Но необходимо сочетание военных действий и дипломатических инструментов. Если политико-дипломатические усилия поддерживать усилиями военными, тогда это представляет собой единый процесс противоборства. Если же ставить одно в зависимость от другого, то никогда цель не будет достигнута — получится рассогласование.

Что касается войны на информационном фронте, то, по моему мнению, она полностью провалена. Господствующий контент в украинском информационном пространстве — неукраинского происхождения. Отсутствие собственного контента является следствием отсутствия диалога власти с обществом и ее невозможностью комментировать события. Контент создает событие как таковое, а власть не может комментировать то, чего она не создает и к чему не имеет отношения. Это следствие проигрыша в информационном противоборстве. В результате, общество начинает само домысливать или руководствоваться тем, что ему вкладывает в голову противоборствующая сторона.

После того, как российскими телеканалами было показано видео с плененными украинскими военными, это должны комментировать как минимум представители высшего военно-политического руководства страны, а не простые спикеры (хотя и от них это не помешало бы). Министерство обороны на всякий случай заявило о 16 пленных потому, как, насколько я понимаю, они не знали, сколько людей находилось под завалами в ДАП и куда они делись. Но несогласованность разных ведомств, структур, государственных организаций, в том числе в информационной сфере, поражает. Это абсолютно непрофессиональное отношение, и я даже не пойму, по каким причинам существует такой подход. Естественно, в информационном мнении начинают побеждать всевозможные «информационные страшилки».

К тому же, у нас в стране принята безудержная свобода слова: все, что кто-то где-то узнал, тут же вываливается в социальные сети. Обществу пора понять, что оно живет не соответствующе условиям жесткого информационного противоборства. Должно прийти какое-то самосознание, которое, конечно, не подразумевает «затыкания рта».

Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ