Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чудо не отменяется, но...

14 мая, 2003 - 00:00


Дееспособность государства имеет реальные измерения. В первую очередь, объемы теневой экономики. По самым умеренным оценкам, у нас это 42-45% ВВП. Опасна для общества многовекторность теневых отношений — их распространение практически на все неэкономические сферы

Одобрение Верховной Радой программы правительства вполне справедливо воспринимается обществом как весомый фактор социально-политической стабильности. В условиях преждевременного старта предвыборных баталий этот факт имеет чрезвычайно большое значение и для экономики. Однако важно, чтобы правительство не позволило себе эйфории. К тому же, в Программе отсутствует главное — понимание одного из базовых тезисов выступления Президента Украины в парламенте по поводу ежегодного Послания — тезиса, касающегося объективной необходимости принципиальной коррекции экономической политики, в которой определяющим должно стать применение эффективных механизмов инновационной и структурной перестройки экономики.

Почти четыре года подряд в экономике наблюдаются высокие темпы роста. В среднегодовом измерении — это около 7%. Но соответствующая динамика детерминируется в значительной степени циклической закономерностью. Во время кризиса прекращают существование наиболее слабые предприятия и выживают дееспособные, упорядочивается занятость, перестраивается система менеджмента, технологическая база. Это произошло и у нас. Подтверждением тому — ускоренный рост производительности труда, в частности, в промышленности. По данным Госкомстата с 1997 по 2002 гг. она повысилась на 176,3%, в т.ч. в 2002 г. — на 111,8%. Нынешний уровень производительности труда в промышленности почти на 20% превышает показатели докризисного 1990 г. Несмотря на исключительно сложную внешнеэкономическую конъюнктуру, за три последних года объемы экспорта выросли на 42%.

Однако энергия циклического роста всегда ограничена. После роста наступает стагнация, а затем — падение производства. Один из наиболее тревожных индикаторов этого — снижение активности в инновационной деятельности. Количество предприятий, которые внедряют инновации, уменьшилось в 2002 г. до 14,6%, а в I кв. с. г. — до 9%. Даже 2 — 3% рост — для нас это стагнация, ведь докризисный уровень ВВП преодолен пока что менее чем на 70%. Следует упредить возможность подобного сценария. Мировой практикой наработаны механизмы антициклической политики. Но такую политику способно обеспечить только дееспособное государство.

ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Тщательный анализ, проведенный Всемирным банком, свидетельствует о неопровержимой истине: эффективное государство — определяющая предпосылка устойчивого роста. Классический пример этого — феномен т.н. экономического чуда в послевоенных Германии и Японии, когда на протяжении более чем двух десятилетий среднегодовые темпы роста ВВП составляли соответственно 6,1 и почти 9%. В Южной Корее высокие темпы роста (более 8%) имели место на протяжении 1961 — 2000 гг. Рекордными на протяжении двух последних десятилетий были показатели роста в Китае: 1981 — 1990 гг. — 11,1%, 1991 — 2000 гг. — 9,8%.

Показателен и такой пример. В 1950 г. ВВП в расчете на душу населения (по паритету покупательной способности) в Японии составлял $ 2,7 тыс., а в Аргентине — 5,9 тыс. В 2000 г. картина в корне изменилась: в Японии соответствующий показатель достиг $ 26,4 тыс., а в Аргентине всего 7,4 тыс. В Японии он вырос в 9,8 раз, а в Аргентине, которая, кстати, все время «подавалась» нам как образец экономических реформ, в 1,3 раза. Соответствующая дифференциация в темпах развития в конце концов определяется институционными различиями, и, в первую очередь, эффективностью государства. Речь идет о дееспособности его институций, эффективности макроэкономической политики. Проблема сохранения в Украине высоких темпов роста в долгосрочной перспективе концентрируется, прежде всего, в этой плоскости.

Дееспособность государства имеет реальные измерения. В первую очередь, объемы теневой экономики. По самым умеренным оценкам, у нас это 42-45% ВВП. Опасна для общества многовекторность теневых отношений — их распространение практически на все неэкономические сферы. Вовсе не случайно то, что в Послании Президента проблема преодоления тенизации определена как ключевая в деятельности правительства.

Недееспособность государства характеризуется и другими признаками, в частности, просроченной налоговой задолженностью. У нас она и в этом году продолжает расти, превысив 15 млрд. грн., а это почти в 1,7 раза больше годового объема поступлений от налога на прибыль предприятий. Государство так и не овладело сложным искусством собирать налоги. Высокий уровень налогов объясняется, в первую очередь, неэффективностью налогового администрирования. Отражением недостаточной дееспособности государства является и соответствующие параметры денежно-кредитной сферы. Речь идет о чрезвычайно высокой доле денег, обращающихся вне банков (более 40%). Имеем всего 5,1% банковских кредитов в общем объеме инвестиций и сверхвысокий уровень (41,2%) долларизации денежного обращения. Низкая дееспособность государства — это также неэффективное применение процедур банкротств, ограничения монополизма, защиты прав частной собственности и кредиторов, почти нулевой процент дивидендов на государственные ценные бумаги и прочее.

Эффективное государство — это не только дееспособное, но и экономное государство. Формально уровень доходов Сводного бюджета Украины относительно невысок: 2002 г. — 27,6% от ВВП. Но на старте экономического роста (1999 г.) он был меньше — 25,2%. Мы должны учитывать и косвенные государственные изъятия, в частности, высокий пенсионный налог, так называемую коррупционную ренту и другое. Это в своей совокупности достигает (по разным оценкам) 60, а возможно и больше, процентов от ВВП. В итоге — весь воспроизводящий ресурс реальной экономики составляет менее 40%. Вести речь о стабильности высоких темпов роста при такой ситуации — означает выдавать желаемое за действительное.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Неотъемлемой составляющей политики экономического роста должно стать упорядочение отношений собственности. Это многоаспектная проблема, где одним из ключевых вопросов является преодоление кризиса системы корпоративного управления. Сформированный на основе приватизации государственного имущества корпоративный сектор занимает наиболее весомое место в украинской экономике. На его долю приходится почти 75% ВВП. Однако за годы реформ в Украине так и не созданы необходимые предпосылки, которые содействовали бы утверждению эффективных механизмов корпоративного управления. Остается низкой прозрачность акционерных обществ, правовая незащищенность корпоративных прав акционеров, глубокой — тенизация их деятельности. Речь идет, по сути, о нарушении имущественных прав почти трети населения — более чем 17 млн. граждан, владеющих акциями, земельными паями.

Кризис системы корпоративного управления делает невозможной эффективную реструктуризацию предприятий, развитие фондового рынка, активное привлечение сбережений населения на инвестиционные цели, рост инвестиционной привлекательности украинской экономики, в т.ч. и для иностранных инвесторов. Тенизация корпоративных отношений негативно сказывается и на бюджетном процессе, искусственно занижая его доходную часть. С учетом этих обстоятельств Президент Украины дал поручение Кабинету Министров безотлагательно разработать программу, реализация которой обеспечила бы глубокое реформирование действующей системы корпоративного управления. Осуществление системной реформы корпоративного управления, его глубокой реструктуризации должно рассматриваться и как один из определяющих стимулов развития финансового рынка, капитализации украинской экономики. Даже неудобно называть следующие цифры: объем отечественного рынка корпоративных облигаций составляет всего 0,35% ВВП, тогда как в Эстонии — 3,9%, а в Дании, Франции, Германии — до 80%. Существенным недостатком отечественного рынка ценных бумаг является его непривлекательность для физических лиц (1,5%). Рыночная экономика без фондового рынка — это квазирыночная экономика, экономика, не способная обеспечить свою определяющую функцию — производительное использование факторов роста.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Необходимо более четко определить специфику неотложных задач и социальной сферы. В этой сфере полностью исчерпан потенциал популистских решений.

Нужно использовать сформированный потенциал взаимодействия правительства и парламента в первую очередь для усовершенствования действующего законодательства социальной сферы. Речь идет, во-первых, о внедрении механизмов адресной поддержки социально незащищенных слоев населения. Во-вторых, о неотложном реформировании действующей системы заработной платы, полностью утратившей свои стимулирующие функции. В-третьих, о проведении пенсионной реформы. Пройдет два-три года и общество окажется в тупике — используемые сейчас экстенсивные факторы усовершенствования пенсионной системы себя полностью исчерпают.

То же самое можно сказать, в-четвертых, и о реформе здравоохранения, внедрении механизмов многоканальности финансирования медицинской отрасли, обеспечении управляемого развития платных услуг, введении государственного социального медицинского страхования и проч. И в этой сфере действует та же, что и в пенсионной системе, закономерность: на основе действующих механизмов преодолеть все более углубляющийся системный кризис медицинского обслуживания населения невозможно. Нужно учитывать и следующее: пенсионная реформа и реформа здравоохранения тесно переплетаются с экономической сферой. Речь идет об одном из наиболее эффективных каналов — формировании личных накоплений и их целевом инвестировании. Это одновременно касается и сферы финансов. Кризис государственных финансов, который на действующей институционной основе преодолеть невозможно, в значительной степени объясняется нереформированностью социальной сферы.

В связи с этим не могу не коснуться и такого вопроса.

По моему мнению, принятие во втором чтении закона о налоге с доходов физических лиц, которым предусматривается установление единой ставки налогообложения для всех полученных гражданами доходов в размере 13% не может расцениваться иначе, чем шаг, не имеющий должного экономического обоснования. Речь идет, скорее всего, о неоправданном популизме, который может иметь весьма негативные последствия. В этом вопросе нельзя слепо копировать налоговое законодательство России, где львиная доля бюджетных поступлений обеспечивается за счет доходов нефтегазовой отрасли.

Введение единой ставки налогообложения будет содействовать существенному углублению одного из наиболее острых противоречий социальной сферы — еще большему росту дифференциации доходов населения, уже сейчас существенно превышающей критическую черту. В этом контексте необходимо учитывать и такое обстоятельство: налоги на собственность и капитал составляют в Украине только 1% от ВВП. Это значительно ниже, чем в любой другой стране с переходной экономикой. У нас существует острая необходимость существенного уменьшения верхнего порога ставки налогообложения доходов граждан. Она не должна превышать 20 — 25%. В то же время должна быть обязательно сохранена оптимальная дифференциация налогов на уровне более низких доходов. Такая система налогообложения не только в экономическом и социальном, но и в сугубо политическом смысле была бы более оправданной.

Впервые за последние годы в Послании Президента основательно проанализирована проблема демографической ситуации в Украине. Она чрезвычайно тревожна. По оценкам экспертов, социальные катастрофы 20 — 50-х годов, две мировых войны, три голодомора (1921, 1932 — 1933, 1947 гг.), форсированная индустриализация и принудительная коллективизация, массовые репрессии 30 — 50-х годов, Чернобыльская катастрофа, затяжной системный кризис 90-х весьма негативно повлияли на нормальный процесс демографической трансформации, привели к преждевременной смерти около 16 млн. человек, к заметным деформациям состава населения. В сочетании со снижением рождаемости еще в 60-х годах это обусловило исчерпание демографического потенциала, что, в конечном счете, привело к высокому уровню старения населения и депопуляции.

На качественный состав населения негативно повлияли и миграционные процессы: в течение 70 — 80-х годов на работы в регионы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера выезжали молодые люди, а возвращались преимущественно пенсионеры. Вследствие постоянной концентрации элиты в центре СССР снижался профессиональный и образовательный потенциал Украины. Соответствующие процессы развивались и на протяжении 90-х годов. Отсюда еще одно базовое направление главного внимания правительства к формированию и реализации активной демографической политики.

НАДЕЖНОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Мы прошли чрезвычайно сложный путь стабилизации денежной системы. Для этого созданы базовые предпосылки. Это, во-первых, поэтапное снижение дефицитности государственного бюджета — с 17,3% ВВП в 1992 г. до 6,7% — в 1997 г. и профицитной отметки (минус 0,5%) в 2002 г. Во-вторых, обеспечение позитивного сальдо внешнеторгового баланса (2002 г. — плюс $ 3,5 млрд.). В-третьих, проведение последовательной политики ограничения долговой зависимости государства, особенно внешней. За три последних года объем государственного долга уменьшился с 37% ВВП до 30,0%. Сегодня гривня является одной из наиболее крепких валют среди стран с переходной экономикой. В этой связи прогнозы Минэкономики о возможном росте в т.г. инфляции до 8% не могут не вызывать серьезной обеспокоенности. Такой уровень инфляции — это не только соответствующее снижение реальных доходов населения (в первую очередь, малообеспеченных слоев), но и ухудшение конкурентоспособности отечественного производства. Это недопустимо. В условиях недостаточной действенности правительственных инструментов экономической политики надежная стабильность национальной денежной единицы должна и впредь оставаться определяющим атрибутом национального рынка, весомым фактором его инвестиционной привлекательности, прекращения оттока капитала, сохранения и накопления доходов населения. Нужно понимать: денежно-кредитная сфера является наиболее уязвимым звеном экономики, и любые неосмотрительные шаги в этой сфере могут привести к непредсказуемым последствиям.

* * *

Два года назад я опубликовал статью «Возможно ли украинское чудо в экономике?». В ней говорилось о возможности достижения 6 — 7-процентного роста (в среднегодовом измерении) на протяжении всего десятилетнего периода (2000 — 2001 гг.), в который мы вступили. Сегодня я хочу подтвердить корректность этого прогноза. Экономическое чудо в Украине не отменяется. Но для этого должна быть реализована не сугубо популистская, а максимально жесткая, прагматичная, нацеленная не на очередные выборы, а на перспективу экономическая политика.

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ, советник Президента Украины, директор Национального института стратегических исследований

Анатолий ГАЛЬЧИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ