«Президент Украины Леонид Кучма намерен представить кандидатуру Валерия Пустовойтенко на должность премьера для утверждения Верховной Радой сразу после инаугурации, 1 декабря» — сообщил Интерфакс-Украина. По сути, это заявление послужило стартовым сигналом к началу активной фазы «премьериады».
«Ни руководство ВР, ни большинство депутатов не намерены тянуть с утверждением премьер- министра страны», — немедленно откликнулся Виктор Медведчук. Но самое интригующее в этом утверждении — не быстрота реакции, а аргументация: Виктор Владимирович обосновал такое мнение заботой о принятии бюджета-2000 — «исполняющее обязанности правительство будет не в состоянии обеспечить доработку бюджета, который фактически закладывает основы экономической политики на следующий год». С большой долей вероятности можно предположить, что возглавляемая Медведчуком СДПУ(о) (которая, кстати, не голосовала за принятие проекта бюджета в первом чтении), пытается нащупать точки соприкосновения с парламентской коалицией «Батьківщини», «Трудовой Украины», ПЗУ и Руха (К), с целью выступить единым фронтом, хотя...
В свою очередь, Валерий Павлович готов отражать удары с помощью «тяжелой артиллерии», роль которой призвано сыграть «дело Лазаренко».
Не надо быть супераналитиком, чтобы понять, что существует прямая связь между обсуждением кандидатуры главы нового правительства, процессом формирования «под премьера» парламентского большинства и реанимацией «дела Лазаренко», начатой Генеральной прокуратурой. Официальным поводом послужило начавшееся 25 октября рассмотрение дела украинского экс-премьера Павла Лазаренко судом Сан-Франциско, а неофициальным — борьба за пост премьер-министра нового коалиционного правительства, в которой участвуют В.Пустовойтенко, В.Медведчук, Н.Азаров, Л.Деркач.
…На этом фоне заявления заместителя Генпрокурора Николая Обихода за пару дней до испытания ВР — «Суммы, денежные потоки, которые проходят по расследованию «дела Лазаренко», представляют собой сотни миллионов долларов, так как дело очень большое, и расследуются деяния лиц за период 1992—1993 гг. по сегодняшний день. Говорить более конкретно об этой цифре просто невозможно, потому что сегодня она одна, а завтра станет другой» — вряд ли выглядят случайными.
Надо сказать, что спецы из Генпрокуратуры напоминают порой медиумов средневековья, вызывающих с помощью спиритических манипуляций «дух Павла Ивановича» — так было в разгар избирательной кампании, когда рейтинг участников «каневской четверки» гасили обвинениями в причастности к деятельности лидера «Громады». Тот же прием был использован и в случае с Ю.Тимошенко, начавшей первой штурмовать премьерскую вершину посредством представления Президенту своей экономической программы спасения Украины, в ответ на что Л.Кучма заявил, что «связь с П.Лазаренко, чья деятельность нанесла стране непоправимый ущерб» не оставляет пани Юлии шансов руководить коалиционным правительством (впрочем, Кучма еще до окончания президентских выборов заявлял, что не собирается «двигать» Ю.Тимошенко в премьеры).
И вот — «тень» Лазаренко» опять понадобилась. Не для того ли, чтобы пугать влиятельных соперников? Не потому ли так многословны и расплывчаты заявления Н.Обихода о «тысячах томов уголовного дела» или о «схемах по отмыванию денег»? Обращает внимание то, что начальник следственного управления Генпрокуратуры ничего нового или сенсационного о перспективах расследования этого нашумевшего дела и о выдаче Павла Лазаренко украинскому правосудию так и не сказал. По его словам, «говорить более конкретно о суммах просто невозможно… То же самое можно сказать и о количестве счетов, над которыми работают следователи, не только Генеральной прокуратуры Украины, но и Швейцарской конфедерации, коллеги из других стран — очень экзотических, что для нас редкость». Пан Обиход также рассказал «позавчерашнюю новость» о подключившихся к расследованию властях Антигуа, где были обнаружены счета на несколько десятков миллионов долларов, имеющих отношение к П.Лазаренко, и о том, что «сейчас ведется расследование денежных потоков, которые замкнулись на конечном этапе в банках этой страны». Но информация эта не только не содержит никакой конкретики («несколько миллионов» — это что за цифра?) , но и является, по сути, «осетриной второй свежести» — еще две недели назад об этом говорили все СМИ.
Примечательно, что экс-прокурор Олег Литвак, общаясь с корреспондентом «Дня», сказал, что ему непонятны мотивы, по которым Генпрокуратура взялась освежить народную память на предмет украденных миллионов. Пан Литвак считает, что до возвращения и показательного суда над П.Лазаренко очень и очень далеко. Что, впрочем, подтвердил и Николай Обиход: «Выдача П.Лазаренко и привлечение его к уголовной ответственности — серьезная процедура, и вопрос может быть еще отложен». Но, несмотря на это, кому-то именно сейчас понадобилось включить все рычаги, приведшие в действие прокурорскую машину. Кому?
Ответ на этот вопрос, пожалуй, может дать скромная, почти неприметная информация о том, что «согласно постановлению правительства №2101 от 16 ноября 1999 года повышены оклады Генпрокурору Украины, его заместителям, начальнику Главного управления Генеральной прокуратуры»... А, незадолго до этого, в прессе промелькнуло сообщение о распоряжении правительства передать фешенебельный крымский санаторий «Крымские зори» этому же ведомству…
Получается, на сегодня в раздувании «дела экс-премьера Лазаренко» больше других заинтересован Валерий Пустовойтенко — нынешний глава правительства и один из вероятных кандидатов на пост премьера коалиционного КМ.
И, кстати, именно у В.Пустовойтенко (в отличие от его финансово сильных соперников — Медведчука, Деркача) сосредоточены механизмы вовлечения в борьбу властных(!) ресурсов в полном объеме. Кто чем может — тем и воюет.
Наверное, некоторым может показаться необоснованным стремление Валерия Павловича укреплять чем «под руку попадется» свои и без того довольно устойчивые «бастионы». Действительно, сразу же после избрания Л.Кучма начал выражать надежду увидеть на посту главы нового правительства «старого» премьер-министра, при этом не переставая восхищаться «оптимизмом Валерия Павловича» относительно перспектив зарезервировать это кресло на 10 лет вперед. Леонид Данилович намерен представить кандидатуру В.Пустовойтенко сразу же после инаугурации — 1 декабря. Опять- таки, неуклонно растет число партийных и общественных организаций, подписавшихся за внесение кандидатуры В.Пустовойтенко на рассмотрение ВР для получения согласия парламента на его назначение главой Кабмина. Г-н Пустовойтенко умело рекрутировал в ряды своих сторонников — Ассоциацию городов Украины, блок партий «Наш выбор — Леонид Кучма», председателей практически всех облсоветов. Парламентские фракции, с которыми Валерий Павлович ведет активные консультации и переговоры, внешне тоже настроены миролюбиво. Хотя это ничего не значит, считает депутат А.Рябченко, напомнивший историю с утверждением В.Ланового на пост главы ФГИ: «Он тоже пришел в ВР, пожал всем руки, все в ответ пообещали ему, конечно же, поддержку... В результате чего он с треском провалился». (Кстати, позавчера Валерий Павлович, высказав уверенность в том, что парламентския фракция СДПУ(о) и депутатская группа «Возрождение регионов» поддержат его кандидатуру на пост премьера, все же отметил, сообщает Интерфакс-Украина, что его консультации с представителями фракций и групп проходят «сложно»).
Исходя из сказанного, стоит задаться вопросом — а насколько прочны все эти составляющие возможной победы В.Пустовойтенко? То, что Президент так настойчиво толкает Валерия Павловича на «парламентское крещение», может означать и то, что глава государства хочет снять его руками парламента. В пользу такой версии говорят и некоторые высказывания самого Леонида Даниловича. Отвечая на вопрос о том, является ли выдвижение В.Пустовойтенко окончательным решением, Президент сказал, что «это будет зависеть от согласия ВР на назначение В.Пустовойтенко главой нового правительства». То есть, Президент ни словом, ни намеком не подтвердил своего желания отстаивать кандидатуру Пустовойтенко, вверив его судьбу в руки парламента — редкий случай...
…В любом случае, Леонид Данилович ничем не рискует. Если ВР «не пропустит» В.Пустовойтенко, то Президенту только остается развести руками: дескать, Валерий Павлович, ты сам видел, как я старался за тебя, но опять этот парламент... И придется тогда уже экс- премьеру, поверив в искренность президентских чувств, удовлетвориться, ну, к примеру, хлебным местом главы Фонда госимущества. Не исключено, что именно такую компенсацию готовит своему соратнику Леонид Данилович. И случайны ли кадровые перестановки в ФГИ буквально за неделю до обсуждения кандидатуры Пустовойтенко в ВР, о которых сообщила, между прочим, пресс-служба главы государства?
Ну, а в том случае, если Пустовойтенко опять станет премьером, Президент ничего тоже не теряет — он получает правительство, которое весной вынуждено будет объявить страну банкротом, признав дефолт, и, взяв на себя всю ответственность за состояние экономики в Украине, уйти в отставку. Л.Кучма же при этом не только получает человека, на которого можно списать все экономические беды, но и приобретает славу политика, который «не сдает своих» ни при каких обстоятельствах.
Думается, Валерий Павлович все это прекрасно понимает, поэтому-то ему и понадобилась реанимация дела экс-премьера Лазаренко — как наглядное пособие. Полезно, знаете ли, напомнить прежде всего Президенту, конечно, а потом и Виктору Медведчуку (который, судя по тому, что СДПУ(о) — единственная из 25 партий блока не сказала «да» В.Пустовойтенко, еще не похоронил мечту о премьерстве), что может случиться, если пост главы Кабмина опять займет ставленник кланово-олигархической группы, в данном случае — партийного холдинга. Несомненно, пущенные в вице-спикера стрелы должны задеть Ю.Тимошенко и ее «коалицию четырех». Напоминание о причастности «газовой принцессы» к «делу Лазаренко» сильно ослабляют один из трех парламентских центров, борющихся за лавры архитекторов парламентского большинства, усиливая, таким образом, позиции НДП. А как будет смотреться уважаемый глава СБУ Леонид Деркач, которого на премьерство протежирует «соратница Лазаренко»?
Так что, «бомба», подготовленная Генпрокуратурой, скорее всего, взорвет тот хрупкий ледок союзничества, который намечался между СДПУ(о) Медведчука и «Трудовой Украиной» Пинчука- Деркача в плане создания ситуативного большинства в ВР и становления «своего» премьер-министра. Мне кажется, что уже можно говорить о том, что, используя «дело Лазаренко» как щит, Валерий Павлович смог обезопасить себя от разгрома, который готовили ему конкуренты.
Но и это не решает проблемы безболезненного «прохождения через парламент». Для закрепления успеха Валерию Павловичу необходимо решить задачку из сборника парламентской арифметики — как приплюсовать к левой коалиции (210 голосов), о которой говорил спикер Ткаченко, 29 штыков НДП.
Показателем того, что эта задача может быть решена, должен стать твердый отказ всех левых фракций от намерения участвовать в коалиционном КМ. Пока об этом твердо заявили лишь коммунисты… Дождется ли г-н Пустовойтенко «признания» от СПУ, ПСПУ, СелПУ и «Громады» — мы вот-вот узнаем.