Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Демонтаж

10 апреля, 2006 - 19:33

В одном из обращений к своим соотечественникам Президент Украины В. Ющенко выразил надежду, что после избрания нового состава парламента можно будет путем реформ «полностью демонтировать старую систему власти». Но поскольку Конституция Украины определяет государственную власть как такую, которая осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную, то не понятно — демонтаж какой именно системы власти намеревается осуществить глава государства?

Если судебной, то Президент действительно прав, когда говорит, что осуществление судебной реформы является первоочередным заданием — «... мы должны вернуть доверие человека к суду, качественно обновить судейский корпус, каждый человек сможет защитить свои права...». Но подтвердятся ли надежды Президента?

Понятно, что качественное обновление судейского корпуса — это не обновление вертикали исполнительной власти, в которой главы местных госадминистраций подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня, назначаются на должность и увольняются Президентом Украины по предоставлению Кабинета Министров Украины. Судьи, в отличие от глав администраций и по новой Конституции Украины, выбираются Верховной Радой бессрочно и с этого момента становятся фактически неподконтрольными ни парламенту, ни обществу.

Но остается поле и для деятельности главы государства, потому что именно за ним остается право первого назначения судей на пять лет и назначения председателей судов и их заместителей, кроме Верховного и Конституционного, — также на пять лет.

Следовательно, Президент Украины действительно может воспользоваться своим правом обновить управленческую судебную вертикаль власти, но будет ли это обновление носить признаки судебной реформы? Будет ли содействовать такое обновление тому, что каждый человек сможет защитить свои права, и вернет ли такой способ реформы доверие человека к суду? Очевидно, что нет, ведь известно, что для проведения любой реформы, а, тем более судебной, в первую очередь нужно изменить законодательную базу.

Надеяться, что новая Верховная Рада, находясь в перманентном состоянии выборов, изменений и приспособления к новой политической системе, изменит законодательство Украины по вопросам судоустройства и осуществления правосудия в первом полугодии этого года, не приходится. Следовательно, обращение Президента В. Ющенко к соотечественникам, в котором он объявил о своем намерении сделать этот год годом введения национальных реформ (в том числе и судебной) может оказаться проявлением желаний, не подкрепленных всесторонней оценкой общественно-политической и экономической ситуации в стране.

Как же можно «демонтировать старую систему власти?»

«Монтажнику» следует понимать любую систему как единое целое, которое состоит из частей, функционирующих соответственно своим жизненным принципам, но взаимосвязанных. Известно, что существуют абстрактные и материальные системы. К последним относятся и социальные, как самые сложные и чувствительные к любым реформированиям.

Именно такую, старую систему власти на протяжении 1917-1921 годов полностью демонтировали большевики во главе с В. Ульяновым, Л. Троцким и Г. Зиновьевым, залив кровью всю Российскую империю без провозглашения каких-либо демократических принципов свободы слова и верховенства права. У них было чем демонтировать — наганом и революционной целесообразностью. Однако демонтировав ту, установившуюся систему, при которой Россия была крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции в Европу, не справившись с НЭПом и голодом, большевики ввели демонтаж той подсистемы, которая позволяла возрождать хозяина на земле и экономически независимого владельца. Наиболее зажиточных и трудолюбивых определили социально опасным элементом (кулаками), сорвали с дедовско-родительской земли, расселили по сибирским просторам, вместо этого ввели колхозную систему ведения хозяйства, в которую согнали и людей, и животных. Всем известна судьба этого демонтажа.

На первый взгляд, легко демонтировать механические системы, но и здесь не обойтись без опыта и практики, потому что если плохой часовщик, разобрав часы — механическую систему, не сможет починить ее, то это приведет только к одному — ориентироваться во времени нужно будет по Солнцу.

Что касается социальной системы, то она имеет более сложные подсистемы, сосуществующие в антагонизме, благодаря силам отталкивания и притяжения. Уникальность этой системы собственно и заключается в том, что она имеет особенности, которые при условии некомпетентности «монтажников» могут не только остановиться, но и привести к выходу из строя всей системы.

А поэтому демонтаж старой системы власти может привести к катастрофическим последствиям.

Попытку такого демонтажа уже при новой власти мы видели, когда почти постоянный представитель народа одного из районов Киевщины в Верховной Раде, он же — представитель экс-президента Украины в той же Раде и бывший учитель — Роман Бессмертный пытался убедить общество в благах административной реформы. Видимо, не убедил чиновник не только своих земляков, но и самого Президента Украины, который впоследствии ликвидировал саму должность вице-премьера по вопросам административной реформы. «Часовщик» мог разобрать систему без шансов собрать...

Поскольку единственным по Конституции Украины источником власти есть народ, то именно с его разрешения и должны осуществляться любые кардинальные реформы, меняющие ту или иную социальную систему.

Бывшая власть на протяжении последних 15(!) лет создала олигархически-мафиозную систему власти, которая полностью демонтировала все, к тому времени уже существующие подсистемы денежно-финансовых отношений, систему общегосударственной собственности, судебную систему... Самыми разрушительными оказались реформы в сельском хозяйстве, где были последовательно ликвидированы колхозы, совхозы, КСП и не предложено ничего другого, более рационального. А разворовав и распродав материально-техническую базу в аграрном секторе, власть заставила вырезать все поголовье крупного рогатого и нерогатого скота, оставив людей без работы, предоставила им взамен имущественные сертификаты и акты на пользование землей без выделения их границ в натуре. Разве это не пример демонтажа старой системы власти, продолжающийся со времени провозглашения независимости Украины и приведший к обнищанию большинства народа, а сегодня ему снова предложено быть готовым к очередному демонтажу.

Чего ждать, будет ли лучше, кто убедит в том, что демонтаж принесет улучшение благосостояния народа?

Ни имена настоящих демонтажников, ни степень их ответственности неизвестны, потому что на самом деле ответственность за демонтаж и обворовывание народа ни один из них не понес. Потому что не существует понятия ни коллективной ответственности парламента, фракции или партии, ни персональной ответственности народного депутата за бездеятельность и участие в голосовании за явно антинародные законы и постановления...

Поскольку Основной Закон обязывает все органы власти, их должностных лиц действовать исключительно в пределах полномочий, на основании и способом, предусмотренными Конституцией и законами, то очевидно, что наблюдение за соблюдением ними этих требований должны осуществлять полномочные органы государства при прямом участии общины. Так, например для качественного подбора кадров для занятия должностей государственных служащих и профессорско-преподавательского состава учебных заведений созданы конкурсные комиссии, для назначения судей на должность профессионального судьи введены квалификационные комиссии, а для проверки знаний государственных служащих должны функционировать аттестационные комиссии и т.п.

Общеизвестно, что именно от компетентности руководителей органов власти, правоохранительных органов, судов и судей непосредственно зависит авторитет государственной власти, успехи и провалы в работе этих органов. Но известно и то, что ни законами Украины, ни постановлениями правительства или другими нормативными актами не предусмотрено включение в состав этих коллегиальных органов ни представителей средств массовой информации, ни представителей общественных организаций. Следовательно, ответственность за формирование органов государственной власти лежит полностью и исключительно на самой государственной власти, ее должностных лицах, которые продолжают скрывать от общества принципы и критерии подбора и расстановки кадров, продвижение их по служебной лестнице.

Таким образом, попытка власти время от времени пробовать полностью демонтировать старую систему власти без учета возможных негативных последствий, обсуждение путей ее демонтажа в тесном кругу приближенных к власти ученых, обремененных страхом потери должностей, не содействовала и не будет содействовать определению целостной концепции. И только прямое и непосредственное участие общественных организаций и средств массовой информации в работе конкурсных, аттестационных и квалификационных комиссий всех уровней, создание профессиональных комиссий будут содействовать формированию органов государственной власти из наиболее подготовленных, компетентных и авторитетных лиц.

Демонтаж судебной системы, которая сегодня неподконтрольна ни парламенту, ни обществу в целом, — вот с помощью чего можно наладить весь государственный механизм власти. И нынешние, и грядущие поколения будут благодарны тому «часовщику», который осмелится наладить раритетный государственный механизм власти и запустит его в работу.

Николай СЕЛЮК, юрист и правозащитник
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ