Cреди множества цифр, называвшихся вчера на «круглом столе» «Управление государственной собственностью», проводившемся Минэкономики и евроинтеграции при поддержке проекта «Диалог для реформ», больше всего, пожалуй, поразила наименьшая из прозвучавших. Отвечая на вопрос министра Валерия Хорошковского о заработной плате, генеральный директор государственного предприятия «Завод им. Малышева» (одно из крупнейших предприятий страны, производящее, главным образом, бронетанковую технику) Геннадий Гриценко сказал, что его зарплата (по контракту) составляет 1000 гривен. Министр оставил это сообщение без комментариев. Но было понятно, что именно тут корень проблемы эффективности управления государственной собственностью. А вернее — отсутствия в стране соответствующей системы управления.
Впрочем, несмотря на заявленное организаторами этого мероприятия стремление разобраться в сути проблемы и мало чем отличающиеся выводы участников дискуссии (государство сегодня не управляет оставшейся в его распоряжении собственностью, в связи с чем практически не получает от нее соответствующих доходов), настоящая тема едва проглядывала из-под повестки дня. Ибо на самом деле речь шла в основном о том, кому управлять госсобственностью. Внутренний накал дискуссии определялся ценой вопроса: количество госпредприятий, составляет всего 5,4%, но по объемам продаж на их долю приходится приблизительно треть производства в стране.
Силы ведущих претендентов на этот огромный «пирог» (Фонд госимущества и Минэкономики, которых представляли В.Хорошковский и первый заместитель главы ФГИУ Евгений Григоренко), на первый взгляд, выглядели неравными. За ФГИУ был недавний указ Президента о возврате ему всех корпоративных прав государства. Правда, одновременно очень сильно работало «против» отсутствие закона о Фонде. Открывая разговор, Хорошковский довольно решительно заявил, что дискуссия послужит основой для разработки стратегического документа, который ляжет в основу решения правительства. А часом раньше, отвечая на вопрос «Дня», министр говорил о том, что для него не имеет значения, кто конкретно в государстве будет управлять корпоративными правами. Но тут же нелицеприятно отозвался о соответствующем ликвидированном ныне агентстве, преследовавшем цель легально вести скрытую приватизацию госимущества. Среди аргументов, выдвинутых Минэкономики с целью пересмотра стратегии управления госсобственностью, были устаревшая действующая законодательная база, а также то, что единственный инструмент контроля за состоянием госсобственности — финансовый план предприятия — анализируется именно в этом ведомстве.
«Визави» Хорошковского Е.Григоренко во всех бедах госсектора обвинил чиновников, получающих (в условиях отсутствия законов) эффект от ручного управления. Поэтому, по его словам, какое бы конкретное ведомство, Минэкономики или ФГИУ, не управляло государственными корпоративными правами — результата не будет. Григоренко, скорее всего, ратует за то, чтобы на самом деле сконцентрировать управление имущественными правами государства в его ведомстве (сейчас 50% корпоративных прав государства, по его словам, в распоряжении таких ведомств, как «Нефтегаз Украины» и Госкомсвязь), подчинив ему профессиональных управляющих предприятиями и хозяйственными объединениями.